НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №3(84)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№3 (84)
Март

логотип газеты "Личное дело"

Фемида

Неконституционный акт Конституционного суда

Ошибаться могут все. Даже правители. И естественное право гражданина в демократическом обществе через суд исправить чью-либо ошибку, в том числе и высочайшую. Но это очевидно отнюдь не для всех.

Недавно исполнился год Постановлению Конституционного Суда РФ от 27.01.04 г., по которому Верховный Суд РФ был лишен права рассматривать дела по заявлениям граждан и организаций об оспаривании нормативных актов Правительства РФ, принятых во исполнение федеральных законов.

Виновником появления этого документа явился запрос правительства, искавшего и нашедшего в Конституционном Суде "защитника от чересчур юридически подкованных граждан". Таковыми оказались уральские экологические организации, обратившиеся в Верховный суд с опротестованием постановления правительства, регулирующего ввоз, хранение и переработку иностранного ядерного топлива в России.

Логика правительства, посчитавшего, что Верховный Суд не вправе проверять его нормативные акты на предмет их соответствия федеральному закону, была следующая. В тех случаях, когда правительство в силу прямого предписания федерального закона осуществляет какое-либо правовое регулирование, проверка его нормативных актов на соответствие федеральному закону означает оценку с точки зрения разграничения компетенции между законодательными и исполнительными органами государственной власти. А споры о компетенции высших государственных органов, на основании статьи 125 Конституции РФ, разрешаются Конституционным Судом. Значит, ура! - проверять нормативные правовые акты правительства на предмет их соответствия федеральному закону вправе лишь Конституционный Суд.

Последний с такой "логической цепочкой" согласился и признал ряд положений Гражданского процессуального кодекса РФ не соответствующими Конституции.

В итоге гражданин, и ранее не имевший права обращения в Конституционный Суд по вопросу о конституционности постановлений правительства (в силу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") теперь лишился и права на обращение в Верховный Суд по вопросу о законности подзаконных актов правительства. Что же осталось делать гражданину, если он считает, что акт правительства нарушает его права и противоречит закону? Только ждать, что случится чудо, и один из правомочных субъектов обратиться в Конституционный Суд с запросом, оспаривающим правительственный акт. Однако если обратиться к списку таких субъектов, - а это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая депутатов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов, - то становится понятным, что вероятность такого чуда приближена к нулю.

В настоящее время, по прошествии года, уже можно подвести некоторые итоги принятия указанного постановления. Как известно, многое познается в сравнении. До принятия постановления, в 2003 году, Верховным Судом было рассмотрено 94 заявления граждан и организаций по обжалованию актов Правительства России, при этом каждое четвертое заявление было удовлетворено. После принятия постановления, в 2004 году, Конституционный Суд, узурпировав право проверять законность актов правительства, рассмотрел лишь одно дело по оспариванию постановления правительства[1].

Можно с полной уверенностью сказать, что Конституционный Суд фактически лишил граждан права на судебную защиту от неправовых актов исполнительной власти. Правительство теперь надежно защищено от излишних волнений, связанных с многочисленными жалобами на его нормотворчество. И это при том, что действующим российским законодательством и так предусмотрено немало гарантий для Правительства при постановке вопроса о законности его актов: это и участие представителей Правительства в судебном процессе в качестве стороны, и возможность, в отличие от граждан, непосредственно обратиться в Конституционный Суд за подтверждением конституционности своих актов.

Приходиться констатировать, что в условиях современного правительственного нормотворчества, когда недоработанные акты принимаются в огромной спешке с целью поспеть за политическими решениями, граждане от нормоконтроля отсекаются. Даже если их права явно ущемлены какими-либо правительственными актами.

Очень жаль, что Конституционный Суд, призванный осуществлять конституционное правосудие в целях защиты прав и свобод граждан своим решением ограничил последних, сделал правительство неподконтрольным обществу, а граждан - беззащитными перед "правовым произволом" исполнительной власти.

Иван Малых,
юрист-консультант
Пермской гражданской палаты


[1] Информация взята из информационно-правовой системы "Кодекс". (вернуться)

Размещено 17.03.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №3(84)