НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №5(86)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№5 (86)
Май

логотип газеты "Личное дело"

Детство

Отрежь и не спеша отмерь…

Сироты ведь всё равно подождут, им не привыкать.

Еще Карл Маркс говорил, что законодатель подобен естествоиспытателю: он не сочиняет законы, а открывает их в обществе. Пермские депутаты Законодательного Собрания пошли ещё дальше и выступили в роли не простого естествоиспытателя, а отважного экспериментатора, а в качестве подопытного материала взяли детей из детских домов.

Отрежь и не спеша отмерь, cироты ведь всё равно подождут, им не привыкать. Фото - http://www.newsru.comДо недавнего времени дети в детских домах Прикамья питались в соответствии с постановлением правительства от 1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно нему молока детям полагается 550 граммов в день, масла сливочного - 50 гр./день, творога - 70гр/день, рыбы - 110 гр./день, мяса птицы - 70 гр./день, сахара - 75 гр./день, овощей - 470 гр./день, фруктов - 250 гр./день.

Действовали эти нормы вплоть до принятия знаменитого федерального закона №122, который внес изменения во множество других законов. Среди прочего, печально известный закон провозгласил: "Теперь дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов российской Федерации". Пермские законодатели почесали руки и перед самым Новым годом сделали сиротам подарочек: приняли закон "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно нему норма дневного питания одного воспитанника детского дома резко снизилась!

Возьмем только некоторые продукты: молоко - 330 гр. вместо былых 550 гр., масло сливочное - 14 гр. вместо 50 гр., творог - 33 гр. вместо 70 гр., рыба - 34 гр. вместо 110 гр., мясо птицы - 33 гр. вместо 70 гр., сахар - 66 гр. вместо 75 гр., овощи - 329 гр. вместо 470 гр., фрукты - 122 гр. вместо 250 гр.

Надо отдать должное прокуратуре Пермской области - присутствовавший на заседании её представитель Татьяна Шуваева, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, предпринимала неоднократные попытки вмешаться. Она пыталась объяснить, что снижать нормы питания детей недопустимо, так как это противоречит федеральным нормам, которые никто не отменял. Однако депутаты и особенно вице-губернатор Никита Белых её обрывали: "На заседании прокуратуре не положено давать заключений". И закон благополучно протащили.

"Как это могло произойти?" - спросили мы у исполняющей обязанности председателя комитета по защите прав детей Администрации Пермской области Ларисе Соболевой. По словам Ларисы Александровны, постановление правительства 1992 г., с которым мы сравнивали новый областной Закон, никогда не исполнялось, поскольку не финансировалось, дети были обеспечены только на 50% от его норм. Оценив эту ситуацию и воспользовавшись новыми полномочиями, Законодательное Собрание Пермской области и приняло новые нормы питания, которые ниже федеральных, но которые выполняются на все 100%. Кроме того, как уверяет Соболева, по новому закону Пермской области на детские дома стали приходить целевые субвенции, смысл которых в том, что руководитель детского дома не может потратить их по своему усмотрению, сумма приходит на конкретную статью расходов.

Какова же на сегодня ситуация с питанием в пермских детских домах? Мы поговорили с работниками некоторых из них. Директор детский дом №1 Ольга Олонцева начала с того, что недавно к ним приезжала федеральная комиссия, которая сказала: "Как в таких условиях вы умудряетесь надлежаще работать?". Вообще же Ольга Федоровна сказала, что кормит и одевает детей по старым федеральным нормам, так как их официально не отменили. "Ни одну бумагу, содержащую нарушения прав ребенка я не подпишу. Мне нечего терять, кроме моих цепей!" - сказала отважный директор. Что касается субвенций, то в этот детский дом они пока не идут. Ольга Федоровна заверила, что такая ситуация во всех детских домах Перми и Пермской области.

Тем не менее, директор детского дома № 8 Вера Пучкова сказала, что в их детском доме пока никаких ухудшений (про улучшения говорить тоже не приходится) не произошло. Однако из рассказа Веры Юрьевны становится ясно, что кое-где дети питаются по-прежнему только из-за грамотной "политики", проводимой директорами детских домов. Вера Юрьевна пояснила, что новый закон повысил (аж на 68 копеек!!!) финансовую базу на одного ребенка, но существенно понизил материальную базу, включающую как раз питание и одежду. Как же удается при такой "вилке" сохранять прежний уровень питания? Хитрость в том, что к новым нормам питания еще нет технологической карты, а именно в этой карте и говорится, как готовить то или иное блюдо.

В детском доме №16 его директор Людмила Шустер сказала, что они пока поддерживают питание на былом уровне, то есть нарушают нормы питания, которые были прописаны в законе Пермской области. Мотивировала она это тем, что их детский дом руководствуется в первую очередь санитарными нормами и указаниями Института питания РАН РФ. При этом Людмила Алексеевна отметила, что в скором времени они уже не смогут поддерживать на сегодняшнем уровне нормы питания и "скатятся" до норм, прописанных в злополучном законе Пермской области. Это объясняется тем, что финансирование уже сокращается и уже сложно как прежде давать детям, например, былое количество мяса. Зато в этот детский дом целевые субвенции действительно пошли.

Если резюмировать, то детские дома выживают лишь за счет того, что старые федеральные нормы официально не отменили, а применять новые еще невозможно из-за отсутствия механизма их реализации. Отношение к детищу пермских депутатов в детских домах такое: "Не работает, и на том спасибо". Ну что же, это тоже выход из ситуации: честь и хвала нашим детским домам, для которых интересы детей являются приоритетными. Однако, есть и детские дома, где питание уже объективно урезано, к примеру, Краснокамский детский дом.

Интересно то, что народные избранники не намерены останавливать своего законодательного творчества во имя детей. В тот же самый день, когда был принят рассматриваемый закон, Законодательное Собрание Пермской области приняло ещё и постановление №1946. В пункте 3 этого постановления решено "…поручить администрации области разработать научно обоснованные нормы питания и материального обеспечения детей-сирот и подготовить соответствующие изменения в Закон Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до 1 апреля 2005 года". Получается, что сначала закон приняли, а потом начали разрабатывать научно обоснованные нормы питания. Возникает бестактный вопрос: какие же нормы питания были прописаны в законе, если сами авторы закона тут же требуют разработать к нему обоснованные нормы? Короче, отрезали (от детской пищи), и приняли решение на досуге померять.

Так или иначе, теперь существует рабочая группа по разработке проекта этих изменений в закон под руководством председателя Департамента образования Пермской области Александра Зимина. Посмотрим, скоро ли группе удастся исправить навороченное депутатами. Но всё же это любопытно: принимается закон, а потом (в этот же день!) принимается решение о необходимости его изменения. Получается, что депутаты изначально понимали, что принимают неправильный, негуманный закон? Как бы там не было, но на данный момент мы имеем принятый закон, сокративший нормы питания для детей-сирот, и обещание законодателя принять изменения и дополнения к нему. Изменения должны были начать рассматриваться 1 апреля, но сейчас уже май, а о них ни слова. Ждем…

Между тем, после того "волевого" принятия закона Прокуратура Пермской области заняла принципиальную позицию. Подождав обещанных изменений и дополнений в закон, 14 апреля 2005 года прокуратура подала заявление в Пермский областной суд об оспаривании закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В прокуратуре считают, что даже такое всенародное бедствие, как принятие закона №122, не снимает с органов государственной власти субъектов РФ обязанности обеспечивать детям федеральные нормы питания. И с этим трудно не согласиться.

Дмитрий Коротков, юрист ПРПЦ
Размещено 11.05.2005

Продолжение темы:
Игорь Аверкиев, "Ненависть или расчёт?"

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №5(86)