НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №5(86)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№5 (86)
Май

логотип газеты "Личное дело"

Национальный вопрос

"Нас пустили на водочные этикетки"

- размышления о национальной культуре, национальном языке, национальной элите директора Института исследования языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа Алевтины Лобановой.

Первым делом я хочу сказать про водку. Про водку под названием "Вогулка", которую стала выпускать фирма "Пермалко". Они теперь выпускают водку "Вогулка" с коми-пермяцким национальным орнаментом на этикетке. Мы обсуждали это со многими знакомыми, коми-пермяками и коми-язьвинцами, и у всех у них возмущению нет предела.

Преподаватель ПГПУ и директор Института Алевтина ЛобановаПочему именно вогулы, иначе говоря, манси?.. Давайте пойдём дальше и выпустим водку "Татарка" или "Еврейка". Ведь "вогулка" - это тоже этноним, название народа. Малым вымирающим финно-угорским народам остаётся, наверное, сказать "Спасибо" за такое к себе внимание.

Разбрасываться такой вещью, как национальный орнамент, тоже не всегда и не везде можно. Для коми-пермяков национальный орнамент - вещь очень серьёзная, сакральная. Почти что как для мусульман Коран. У нас это, можно сказать, последнее, что сохранилось. Или для нашего общества это сегодня такая задача: уничтожить всё святое? То, что они сделали - это бестактно и даже кощунственно.

Мы превращаемся в водочные этикетки. Всем известно, что малочисленные финноугорские народы и те же манси сегодня страшно спиваются. То же самое с коми-пермяками. И ещё особый штрих: на презентацию этой водки они позвали наших коми-пермяцких девушек из педуниверситета, одели их в национальные костюмы и заставили петь и плясать. Извините, но есть во всём этом что-то очень глумливое.

Теперь, собственно, про образование. Сегодня в школах Коми-Пермяцкого округа 70% учителей - пенсионеры. Трудовой и жизненный опыт - это, конечно, большой багаж, огромный плюс. Но молодой учитель тоже школе нужен! Он и в город повезёт, и в поход поведёт, он детям гораздо ближе. Но наших выпускников никто не зовёт на родину, и никто там их не ждёт. Работать им негде. Пусть они были бы не "чистые филологи", а, например, на четверть ставки, и работали бы одновременно социальными педагогами, учителями иностранного языка - они его тоже изучают. Ни одного представителя управления образования это не интересует. И ребята, начиная с 1 курса, чувствуют свою отчуждённость, чувствуют, что сегодня округу не нужны люди с высшим образованием. Как это ни странно. Неужели такое кадровое перенасыщение округа образованными людьми?

А дальше - больше. Идёт дальнейшее сокращение школ. В одном только Кудымкарском районе закрыли Разинскую школу, закрыли Пятинскую школу. И учителей родного языка требуется всё меньше и меньше.

Ведь есть же хороший выход из ситуации: ввести новую специальность - "Учитель коми-пермяцкого и иностранного языка". Ведь во множестве школ округа сегодня нет учителей иностранного языка, и он вовсе не преподаётся. Почему бы не сделать такую специальность? Так делают сегодня в Ижевске и в Сыктывкаре. И здесь даже не надо ничего придумывать, есть уже и разработанная программа, учебный план, и есть в педуниверситете профессорско-преподавательский состав. В октябре будет 50 лет нашему коми-пермяцкому отделению педуниверситета. Вот был бы подарок к юбилею, такое современное решение!

Но нет, нам сказали, что готовить таких специалистов будет слишком дорого. Но ведь на объединение округа и области заложены очень приличные деньги. В округе нет никого: ни социальных педагогов, ни логопедов, так почему бы нам не подготовить такие специализации? Социальные педагоги нужны как воздух - в округе масса неполных семей, пьющих родителей, трудных подростков. Из нашего национального коми-пермяцкого отделения ПГПУ при желании можно действительно сделать кузницу нужных квалифицированных кадров интеллигенции для округа. Нет, никому ничего не надо, всё в округе благополучно, никого не требуется!

Фактически тоже самое с нашим институтом, директором которого я числюсь. Презентовали пышно, открыли на волне объединения области и округа - и всё… Ни помещения, ни одного рубля на финансирование.

Выпускники наши решают свою судьбу в Перми по-разному. Идут работать в органы милиции, секретарями в суды, многие идут в няни. Нянь наших обычно любят - они обязательны, честны и крайне неприхотливы. Человек с высшим образованием - и получает всего 15 рублей в час. И совсем немногие работают учителями в школах и воспитателями в детских садах. Часть из них, процентов 10, помаются в Перми года 2-3 на чужих квартирах и возвращаются домой. Устраиваются там куда могут. Дома всё же легче выжить.

Настоящей коми-пермяцкой диаспоры в Перми нет. Только студенческая, а потом связи рвутся. Только личные дружеские отношения между отдельными людьми остаются, а диаспоры нет. Армяне, грузины, поляки, евреи, то есть гораздо более малочисленные в Перми народы, создают свои школы, активно общаются внутри общины, а коми-пермяки - нет. Причина главная, на мой взгляд, в том, что самой своей национальности многие коми-пермяки… стесняются! Часто просто открещиваются от своей национальной принадлежности. А почему это так… Я сама не могу ответить на этот вопрос. Об этом пишут многие исследователи коми-пермяков уже в XIX веке, и в начале XX, тот же известный наш лингвист и этнограф Георгий Нечаев. Не воинственный народ, никогда ни с кем не воевавший, ни имеющий никаких грехов на совести, очень доброжелательный народ, стыдиться вроде нечего. Были бы мы какими-то варварами, уничтожившими какую-то цивилизацию…

Останется ли коми-пермяцкая словесность где-нибудь еще, кроме как здесь, в селе Кочево, в виде памятника коми-пермяцким литераторам?..Отчасти это же есть у удмуртов, у коми-зырян, это же я вижу, когда езжу к коми-язьвинцам. Сегодня к коми-язьвинцам такое глобальное внимание, а знаете, что говорит большая их часть? "Когда же исчезнет этот язык! Да пропади он пропадом!" Вот ведь в чём парадокс! "Зачем вы сюда ездите? Зачем вы нас тревожите? Оставьте вы наш язык и нас самих в покое". Не все, конечно… Но большинство хотят обрусеть. И бесполезно им объяснять, что владение двумя языками - родным и русским - это твоё богатство. Национальная гордость на нуле. А чем это объяснить - не знаю… Пытался ли кто-то из учёных ответить на этот вопрос, мне тоже неизвестно. Вот сейчас ввели у нас предмет "Этнопсихология". Поможет ли он нам всем найти ответ на этот вопрос… посмотрим. Во всяком случае, учителя говорят, что им нужна этнопсихология, чтобы понять, почему мы такие. Чтобы понять, как объяснить сегодня родителям, что нельзя демонстративно швырять, рвать и топтать учебники коми-пермяцкого языка, как сегодня происходит в округе. Представляете, приходят родители в школу, сбрасывают с парт учебники, топчут и кричат, что не нужен нам этот язык, не будут его наши дети учить, убирайте его из расписания. Об этом не принято говорить, но это есть. Администрация всему этому не противится. Сегодня ведь родители решают, учить ли детям тот или иной предмет. В районных центрах - Кочёво, Юсьве - коми-пермяцкий язык уже не учат. В столице округа Кудымкаре родной язык тоже уже не учат! - из последней школы № 8, где учили, его тоже убрали. Родители не хотят. Мне интересно, если завтра родители захотят, чтобы дети физику не учили - физику уберут?

А национальная интеллигенция, образованные носители национального самосознания, до округа не доходят. Готовишься к занятиям, и так бывает жалко - и времени жалко, и себя жалко, и студентов жалко, и обидно, и горько, и тяжело… Всё зря, совершенно зря… "История коми-пермяцкого языка", "История изучения коми-пермяцкого языка", "Древнепермский язык", "Финно-угроведение", "Методика преподавания коми-пермяцкого языка в условиях двуязычия и многоязычия", "Литература родственных народов"… Для кого и для чего всё это?.. Кому они всё это понесут, где будут использовать? В милиции? И студенты прекрасно всё это понимают и между собой об этом говорят: "Куда мне эта диалектология?".

И ещё одна боль… Дети нашей элиты, культурной и политической, говорят только по-русски. У первых лиц округа дети по коми-пермяцки не говорят. Дети коми-пермяцких писателей и поэтов родного языка не знают! При том, что их родители пишут и печатаются на коми. Это значит, что человек, книги которого знают все коми-пермяки, творчество которого изучают в школе, стесняется того, что его ребёнок будет говорить на этом языке! Спрашиваешь: "Почему твоя дочь не говорит на языке?" Отвечают: "Ну, понимаешь… вокруг ведь все говорят по-русски…" Не верю! В быту коми-пермяцкий остался, даже в Кудымкаре, не говоря уже о районах. Это ты так захотел, чтобы они забыли свой язык, таковы ориентиры и ценности в твоей семье. Вот здесь в Перми вокруг моей дочери все действительно говорят по-русски. Но мы с нею говорим исключительно на коми-пермяцком. И никто, слава Богу, в школе не думает смеяться над её национальностью или её акцентом. Так что всем объяснениям наших литераторов и представителей власти я просто не верю. Это неубедительные оправдания. Таким образом, национальная элита сориентирована на ассимиляцию. Я не знаю, можно ли ещё что-то изменить. Я не знаю, чего ждать от будущего.

В научном плане язык, фольклор, этнографию народа можно, конечно, изучать ещё долго целому академическому институту. Изучают ведь мёртвые культуры. А вот учить этот язык в скором будущем будет некому. Разве что как иностранный.

Записал Роман Юшков
Размещено 11.05.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №5(86)