НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №6(87)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№6 (87)
Июнь

логотип газеты "Личное дело"

Власть

Кому в Перми быть хозяином?

Я не знаю, что это было: политический заговор или олигархический сговор, управленческое недоразумение или неловкая проба провинциального авторитарного пера, но со стороны выглядело это так.

Сначала по газетам и вокруг поползли слухи о том, что кто-то там во власти решил, что теперь в Перми глава города будет избираться не горожанами, а узким кругом депутатов городской Думы. Какое-то время слухи эти блуждали по городу без присмотра. Но недолго. Их заметили. Заметили все и сразу. И тут же все и сразу ринулись спасать демократию. Причем действительно "все": от губернатора и мэра до местных СПС и "Яблока" и дальше до леворадикальных старушек и дедушек. Настолько "все", что непонятно было, а с кем собственно сражается эта сплоченная фаланга любителей демократических устоев, кто те отчаянные люди, что посягнули на это явно подавляющее большинство. Потом, после небольшого затишья, на пермской медийной поверхности всплыл проект нового городского устава, написанный какими-то екатеринбуржцами по заказу Пермской городской Думы. К проекту прицепилось новое слово - "сити-менеджер", ставшее пермской метафорой разумного, рационального и современного управления городским хозяйством.

Вокруг основных новаций "екатеринбургского устава" заклубилось неформальное обсуждение, которое удивительно вовремя и уместно было канализировано в общественные слушания по уставу, которые городские власти провели их 11 мая в КДЦ. Сами общественные слушания предстали каким-то до странности искренним мероприятием в абсолютно неискренней ситуации. На слушаниях выяснилось, что проект нового устава - все та же, но завуалированная попытка заменить всенародные выборы главного городского начальника думским назначением. В проекте нового устава были фактически ликвидированы прямые выборы горожанами реального главы города. Пермякам было предложено выбирать лишь символического, фиктивного главу Перми ("главу города Перми"), а настоящего, реального главу ("главу администрации города Перми") должны были назначать депутаты по результатам конкурса. После президентской отмены прямых выборов губернаторов отмена выборов мэра выглядела уже явным перебором, способным внушить беспокойство даже политически спокойному пермскому большинству. Если раньше это большинство принимало участие в выборах 3-х первых лиц: президента, губернатора и мэра, то после "пермской уставной революции" пермякам осталось бы выбирать только одного с половиной - бесконечно далекого, почти мистического Президента и бутафорского "главу города Перми". Тут волей-неволей вспомнишь о пользе демократии и задумаешься над тем, кто и зачем ей угрожает.

Одним словом, на общественных слушаниях очередной анонимный заговор против городской демократии в очередной раз был раскрыт. 24 мая городская Дума приняла решение не рассматривать "екатеринбургский проект" устава и поручила городской администрации просто внести изменения в старый устав, который после общественных слушаний вдруг стал всем нравиться. Администрация подготовила проект таких изменений. Этот "новый старый устав" учитывает новации федерального законодательства, но в основном сохраняет сложившуюся систему пермского городского управления - глава города по-прежнему избирается населением и по-прежнему одновременно является главой городской администрации - таким образом, на уровне проектов конфликт как бы исчерпан. Пермской городской Думе осталось лишь принять "новый старый устав", но обязательно до 1 июля 2005 года. Конечно, сюрпризы еще могут быть, но вероятность их не очень велика.

Остается вопрос, зачем были нужны все эти наступления-отступления? В самом ли деле имел место заговор против городской демократии? Или пермские власти просто пытались опробовать новые, модные и, возможно, эффективные схемы муниципального управления? Или перед нами разыгрывалась очередная вульгарная попытка обеспечить конкретному человеку место главного городского начальника, только на этот раз через реформирование устава? Или это была всего лишь несогласованная, "спустя рукава", отработка федерального заказа на срочное изменение местного законодательства в связи с изменением федерального? Или все это вместе? Или все еще впереди? Возможно, я что-то пропустил, возможно, пропустил все. Но так события выглядели со стороны не очень внимательного внешнего наблюдателя.

Во всей этой истории сама история, может быть, и не очень интересна. Интересен тот новый социальный фон, на котором разворачивались эти события. Впервые за многие годы скучными проблемами местного самоуправления занимались не только те, кому это положено: чиновники, депутаты, партийные деятели, записные общественники и городские сумасшедшие, но и необычно широкий круг общественных организаций самой разной направленности и даже ни кем не организованные обычные пермяки. Оказалось, что в Перми гораздо больше, чем принято думать, людей, для которых проблемы городской политики уже переместились из сферы пустых чужих ритуалов в сферу реальных собственных интересов. Социальная база манипулятивной политики властей наконец начала сужаться.

Игорь Аверкиев, председатель
Пермской гражданской палаты

Размещено 21.06.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №6(87)