НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №7(88)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№7 (88)
Июль

логотип газеты "Личное дело"

Прямая речь

Почему я правозащитник?!

Однажды Глеб Павловский в своем интервью сказал: "Интеллигенция - это стадо взбесившихся свиней!" "Подлец и беспринципный тип", - подумалось мне, и я переключил телевизионный канал. Спустя четыре года своей активистской деятельности, я вновь возвращаюсь к этой фразе, к переосмыслению того, что за ней стоит. Казалось бы, интеллигенция - созидательная прослойка общества, творцы, носители духовного потенциала нации! Возьмем хотя бы часть этого слоя - правозащитников. Люди, которые отринули собственные эгоистические устремления и посвятили свои жизни служению обществу! Что может быть выше этих благородных идеалов?!

Фото - http://hro.orgНо вот здесь я и задаю вопрос сам себе: какому обществу мы служим? Что это за зверь - общество? Кого мы защищаем и ради кого готовы идти на "смертный бой"?

Мы защищаем права человека, - дружно ответят правозащитники! - Тех, кто нуждается в нашей помощи.

И серийного убийцу тоже?

Тут, скорее всего мнения разделятся или, во всяком случае, ответ дадут не сразу. В самом деле, достаточно сложно решить для себя эту нравственную дилемму. Но, тем не менее, ответ "Да" будет присутствовать.

И педофила, и отцеубийцу, и воинствующего фашиста?

Да, да, да! Они тоже люди, а значит, у них есть равные права наряду со всеми остальными, в том числе и право на защиту, а также презумпцию невиновности!

А вам не кажется странным то общество, где все вышеперечисленные злодеи и негодяи имеют равные права с окружающими? До каких пределов могут доходить границы толерантности в отношении вышеозначенной группы?

Конечно, они виноваты и должны понести наказание, но и общество тоже несет за них ответственность.

Да и что же это за общество, которое растит всех этих мерзавцев? Где корни этого социального зла? Внутри нас самих? Тогда почему мы не боремся с причинами, а занимаемся лишь следствиями? Отстаивая права человека, кто вспоминает об его обязанностях? "Право" вышло на передний план, закрывая все остальное. Мы так стремились к правовому государству, что совсем забыли об обязанностях. А достойны ли мы этих прав?

Современное общество все больше напоминает стадо свинок, хрюкающих в своем довольстве. Люди не ставят себе конечных вопросов. Вместо "зачем" и "почему" господствует "КАК". Как сделать карьеру? Как заработать деньги? Как стать успешным? Но мало кто задает вопрос: "Зачем все это нужно?" Для капитализма, к которому мы так стремились, эти вопросы чужды. Он просто снимает их. Они не имеют для него какой-либо ценности, наоборот, они опасны!

Главный принцип капитализма - производство ради производства. Вот он, бесконечный бег на месте, самый бесчеловечный и античеловечный. Но именно к нему стремится во всю прыть большая половина человечества. Потребление становится не средством, но целью существования. Как писал Рильке ещё в 1920 г.: "Раньше мы знали свои вещи в лицо, теперь нас погребает поток конвейера". Конвейер - вот король и бог этого мира! У людей удовлетворены все их потребности? Не беда, придумаем новые! Целая отрасль по выдумыванию, конструированию и внедрению новых потребностей. Лишь бы не спрашивать: "Зачем?.." Уйти от этой головной боли неизвестности. Обществу не нужен сверхчеловек Ницше, который мог бы вытащить общество из болота. Наоборот оно требует самых "последних людей", лишь бы снять вечные вопросы.

Как скажет Ханна Арендт, проблема современного общества не в том, что оно неестественно, а в том, что оно слишком естественно. Людей оценивают не как личностей, а как носителей производительной силы, выраженной в денежном эквиваленте. Кому нужны смыслы, которые нельзя продать? Какой смысл защищать то, что никому не нужно, что не приносит выгоды? Люди стали функциями и статусами, потеряв то, что делает человека человеком, они разобщены и одновременно сдавлены в кучу.

И этих людей мы защищаем? По сути, мы лишь делаем так, чтобы этим свинкам стало еще удобнее, чтобы их не били и кормили вовремя! Так, более того, сейчас, с законом об альтернативной службе, мы стали требовать, чтобы свинок перестали резать просто так! Именно в этой логике "интеллигенция - это стадо взбесившихся свиней", которые подняли восстание против своих хозяев, но не потому, что они не хотят быть свинками, а потому, что хозяин стал слишком груб с ними. А правозащитники стоят в арьергарде этого стада! Теперь нам хочется, чтобы нас кормили и лелеяли, а уж если потребуется, то можно пустить парочку под нож, но только в самом крайнем случае!

Уже предвижу, как в читателе поднимается волна праведного гнева на автора! Кого он называет свиньями?! Обездоленных сирот, у которых государство отняло последнее, нищенствующих стариков, многодетных матерей?!! Это они, что ли, свиньи?! На дыбу его!

И именно здесь, перемалывая самого себя, в вопле отчаяния я должен закричать - Да, да, да! Пора признать это! Пора заглянуть внутрь самих себя! Хватит прятаться за масками сирых и убогих, которых так любят на Руси! Нет других вариантов стать сильными, просто нет! Пока каждый сам не будет отстаивать свое право, это будет лишь победой "черни в морали"! Слабые навязали сильным свой закон, что их бить нельзя! Что это плохо! Как точно подметит Исайя Берлин: триумф деспотизма наступает тогда, когда рабы говорят, что они свободны.

Действительно, нехорошо обижать слабых и беспомощных! Но когда при помощи этого закона слабые начинают подгибать сильных под себя и садиться им на шею, нельзя молчать! Любая старушка или кто-либо другой социально обиженный всегда сможет хотя бы рассказать об этом, привлечь к себе внимание!

Кто пользуется всеми социальными льготами и услугами? Кто всегда первый в очередях за пособием? Это активные бедные. Те, кто свое "право слабого" превратили в преимущество. А тот, кто действительно нуждается в помощи, как правило, никогда не будет услышан. Его просто сомнет поток протягиваемых рук.

Но как можно отказать нуждающемуся, ведь он и так обижен судьбой и обществом! Да неужели же я, сознательный гражданин, не помогу несчастной старушке или нищему, если это в моей власти?!! Да с радостью! И вот эта радость губит в итоге всех. Пора признать ответственность за свои поступки! Пора думать своей головой! Пора задать себе вопрос: зачем?!

Так к чему же ты призываешь?! - воскликнут правозащитники. - Что, всем отказывать?! Или как?! Нас и так давят со всех сторон! Мы работаем на голом энтузиазме!

Да, именно сейчас, когда Президент указал в нашу сторону и сказал: "Фас!" своим церберам, мы должны сомкнуть наши ряды! Но для этого надо заново поставить вопрос: зачем и ради чего мы все это делаем?! Пока мы не переосмыслим причин проблемы, наша деятельность останется лишь латанием дыр на тонущем корабле.

Почему молодежь не идет в НКО? Абсолютно прав был господин Аверкиев, когда писал, что в стане правозащитников есть огромная проблема "второго эшелона". Кто сменит сегодняшних борцов? Дай бог, чтобы обновилась хотя бы половина состава! В НКО нет денег, а для "общества потребления" это главный показатель. Поэтому стоит ли удивляться, что молодежь, позиционируя себя в соответствии со шкалой ценностей такого общества, не идет по стопам правозащитников.

Уже тринадцать лет продолжаются эти игры в демократию. Сколько средств, времени и сил было потрачено, а каков результат? Почему так слабы наши НКО? Потому что у них нет социального заказа. Потребность есть в машине, квартире, даче, зарплате, но не в некой абстрактной идее демократии, которую нельзя потрогать. Я не хочу сейчас рассуждать о том, добра или зла природа человека, по этому поводу было сломано немало копий между консерваторами и либералами, я говорю только о мотивах и тенденциях, которые преобладают сегодня в обществе.

И верно подметит Токвиль, что нация, не требующая от своего правительства ничего, кроме поддержания порядка, в глубине души уже поражена рабством; она порабощена своим благополучием.

Почему из всех организаций наиболее сильными являются "Солдатские матери"? Да потому что в них есть реальная нужда. И когда солдат бьют, они знают, куда бежать. А куда бежать, когда тебе промывают мозги? Когда тебе затыкают рот? Причем это делается медленно, методично и со всех сторон!

Именно поэтому я хочу призвать всех правозащитников еще раз заглянуть в себя и самим себе ответить на вопрос: ради чего я все это делаю? Бороться надо не с последствиями, а с причинами. Необходимо ставить перед собой самые болезненные и важные вопросы: зачем и почему. И требовать строгого и правдивого ответа!

Спросили ли мы очередного обиженного, защищая его права, о его обязанностях? А что он сам сделал для того, чтобы иметь и отстаивать свое человеческое достоинство? Действительно ли человек хочет отстоять честь и достоинство или для него главными являются "шкурные" интересы, а права идут лишь как "бонус"? Может, он просто перекладывает грязную работу на нас? А мы "гладим его по шерстке", чтобы он самодовольно "похрюкивал". Вот какие вопросы каждый должен поставить перед собой!

Почему в Соединенных Штатах так устойчивы демократические институты, несмотря на все сегодняшние содрогания этих институтов? Да потому, что, когда первые поселенцы, свободные люди высадились на этом континенте, они сами для себя ввели жесточайшую диктатуру. Люди "выделывали друг друга" для жизни в обществе, демократии там обучали при помощи кнута. Поэтому любой гражданин несет на себе эти оставшиеся шрамы и просто так не даст им зарубцеваться.

Именно сейчас, когда нас давят со всех сторон, когда власть хочет спустить на нас всех собак, в этом заключается наша сила! На стороне власти деньги, СМИ, тюрьмы, у нас же только воля и слово. Но, как неоднократно демонстрировала история, подчас эти два орудия оказывались сильнее любого меча.

Поняв, что обществу нельзя принести демократию на блюдечке, пора перестать быть слепыми блаженными! Если и дальше правозащитники будут "чесать свинкам их спинки" и делать все, чтобы им было "удобно хрюкать", то глупо надеяться на какие-то изменения и торжество справедливости. "Свинки" должны сами захотеть стать людьми. Наша задача помочь им в этом, но ни в коем случае не делать этого за них.

И абсолютно был прав великий Джон Дьюи, когда писал, что демократия имеет лишь косвенное отношение к институтам - конституции, разделению властей, выборности органов власти и т.д. История, хотя, пожалуй, и современность, доказывает нам, что при всех этих атрибутах свободы может и не быть. Демократию следует понимать как образ личной жизни каждого отдельного человека, его поступки, мотивы, привычки, образ мыслей. Она проявляется в самых обычных бытовых поступках, в отношении к окружающим, в постоянном саморазвитии людей, в выработке новых ценностей и действиях в соответствии с ними.

И еще, пожалуй, самое главное. Демократию нельзя установить, к ней можно только стремиться. Свобода, равно как и демократия, - скажет Фуко, - есть постоянный процесс борьбы и освобождения. Возможно, поэтому в художественных салонах всего мира так много изображения ада и очень мало рая, потому что, когда не к чему больше стремиться и все идеально, неизбежно приходит скука. Поэтому демократия должна стать путеводной звездой, нитью Ариадны, идеалом, к которому необходимо стремиться. Именно в следовании этим путем заключается суть демократии. Так же, как и социализм, ее невозможно построить в отдельно взятой стране за определенный промежуток времени.

Именно поэтому я отношу себя к правозащитникам. За права человека нужно бороться, а не слепо кидать их всем налево и направо. Тогда права теряют свою ценность и растворяются в толпе обывателей. Правозащитники должны "выделывать человеческое достоинство" в людях. Заставлять их смотреть своими глазами. В этом главная цель! На этом необходимо сосредоточить все усилия!

И после всего того, что было сказано выше, я скажу, что необходимо верить в людей! Верить нужно потому, что, движимые этой верой, мы будем каждый вносить свою лепту. Вера в людей нужна как побуждение к действию. Как скажет Мангейм, мир без утопий - это мир, не способный к становлению. Ведь если мы не будем верить, а значит, и действовать в соответствии с нашей верой, то глупо рассчитывать, что нам что-то свалится с неба. Ведь единственное, что необходимо для торжества зла, это чтобы все "добрые люди" ничего не делали. Поэтому так важно, чтобы каждый заглянул вглубь себя и начал идти своим жизненным путем, вырабатывая свои ценности и борясь за свое человеческое достоинство. И тогда можно будет провозгласить: "Человек - это звучит гордо!"

Сергей Пономарев
Размещено 06.07.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №7(88)