НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №9(90)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№9 (90)
Август

логотип газеты "Личное дело"

Тема дня

Враг не пройдет?

В старые добрые времена, город оборонялся от внешних врагов возводя по периметру крепостные стены с многочисленными башнями и устрашающими кольями. Но времена меняются, и вот теперь-то ограждения начали появляться внутри городов. Идёт всеобщее "обрешечивание" и "закордонивание", а на железных оградах появляются устрашающие надписи.

В общем, враг не пройдет Вот, например, загорожен целый квартал по улице Орджоникидзе - от Крисанова до Плеханова. Вначале пиками ощетинился забор нового здания налоговой инспекции, непосредственно к ней примкнула не менее зловещая ограда офиса фирмы "Мерседес", которая и занимает львиную долю квартала. А несколько месяцев назад эта же фирма "пригородила" к себе солидный куш детской площадки - около 200 квадратных метров. Взамен оборудовали качелями проход между двумя домами 121 и 123 по ул. Орджоникидзе - пятачок размером 5х6 метров. Гуляйте, детишки, вы - наше будущее. Теперь того, чтобы попасть к телефонному заводу, речному грузовому порту или выйти на остановку электрички "Дзержинская" местному населению приходится делать приличный крюк.

Рядом с бывшим ДК Гознака (ныне областной ДК) совсем недавно быстро, как гриб, вознесся 16-этажный гигант архитектурной мысли: дом № 6 по улице Советской Армии. Вероятно, несолидным показалось просто ограничиться ограждением обычного для новостроек участка земли, и к дому "приписали" участок величиной с футбольное поле. Просторы кондоминиума вместе с примыкающей автостоянкой со стороны фасада граничат прямо с проезжей частью улицы Советской Армии. Да так, что гражданам, желающим посетить областной ДК или просто выбраться к шоссе Космонавтов, необходимо проделать путь длиной метров 150 практически непосредственно по проезжей части.

Таковых примеров любой из нас может привести немало, припомнив новейшую историю и географию своего района. Помимо прочего, непонятно, за какие заслуги руководители коммерческих структур получают от горадминистрации разрешения на аренду самых востребованных местным сообществом территорий общего пользования, в том числе бывших до этого детскими площадками, газонами, зелёными насаждениями..

Мало того, что территория становится недоступной, нарушается привычная траектория движения, так еще люди получают под бок и дополнительные неудобства. Особенно часто это связано с автопарковками: шум двигателей, непрекращающийся визг автосигнализации, атмосферу родного двора щедро наводняют выхлопные газы - тетраэтилсвинец, угарный газ. В общем, все 33 удовольствия, особенно утром, когда все разъезжаются на работу, особенно зимой, когда машины предварительно прогреваются.

Система огораживания внедряется в нашу жизнь всё шире и глубже. Тут и там "Лукойл" или "Газпром", занимая очередное здание в центре города, сразу же пригораживает к нему приличный кусок земли общего пользования, чаще всего для личного автотранспорта. Кондоминиумы окружаются решетками, дорожными знаками типа "Въезд запрещен" (в простонародье - "кирпич"), и устрашающими надписями "Частная территория".

В общем, враг не пройдет.

Озадачимся вопросом, даёт ли современное законодательство какие-нибудь правовые гарантии и инструменты для самозащиты от вышеобозначенных проблем? Да, кое-что имеется. Так, в статьях 274-277 Гражданского кодекса РФ прописано такое понятие, как сервитут, т.е. право ограниченного пользования чужим земельным участком. Здесь как раз и говорится, что "сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок... и других нужд…, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута". Подчёркивается и то, что сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество.

Таким образом, даже если, например, соседний кондоминиум приобрёл земельный участок в полное и абсолютное владение, это не значит, что вы не можете потребовать обеспечить своё право его ограниченного использования. По идее, защитить ваши интересы должен муниципалитет на стадии проектирования новых зданий, сооружений и передачи участков из общественной в частную собственность. Именно муниципалитет, раздавая землю собственникам, должен делать это так, чтобы местное сообщество не страдало. На практике же местные органы власти в пылу распродажи земли часто забывают проследить за соблюдением прав своих граждан. Жителям придётся договариваться с владельцем участка самостоятельно. Сначала попробуйте полюбовно, не вышло - обращайтесь в суд.

Кстати, изначально вопрос о предоставлении разрешения на использование участка подлежит обсуждению на публичных слушаниях с участием местных жителей, - об этом гласит уже Градостроительный кодекс. Заключение о результатах публичных слушаний должно публиковаться. На основании этого заключения комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения на участок или об отказе в предоставлении, рекомендации поступают мэру для принятия окончательного решения. Кстати, в этой же 39-й статье кодекса говорится, что "расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения…, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения".

Если, несмотря на все слушания, принятое решение нарушает ваши права, и вам категорически не нравится, например, одобренная мэрией автопарковка под вашим окном, то "физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения".

Итак, выход из нашего огороженно-перегороженного лабиринта, в общем, есть.. Противостоять произволу можно только вместе и только активно. Великое, как известно, начинается с малого. С отдельного человека, с отдельного двора. С отдельного действия, если хотите. В силах каждого из нас активно выступить в защиту своих законных интересов. И, уверяю вас, вы наверняка не будете одиноки! Если вы считаете, что не должны дышать вредными выхлопами, лишать своих детей удовольствия играть в песочнице или жить под страхом взрыва на ближайшей автозаправочной станции, то действуйте! И лучше на стадии подготовки опасного замысла, а не его реализации.

Анна Горностаева
Размещено 03.08.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №9(90)