НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №10(91)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№10 (91)
Август

логотип газеты "Личное дело"

Бюрократия

Ещё раз про чиновный аутизм

На снимке: Дети с аутизмом часто ангелоподобны. Да они и есть почти ангелы, живущие своею, неземною жизнью и беззащитные по отношению к всемогущему чиновнику. Фото Марии Паллот В Перми плохая новость: закрывают единственное в России отделение по работе с детьми, страдающими тяжёлыми формами аутизма. Это отделение было основано год назад на базе Областной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Во всей остальной России имеются лишь два специализированных детских сада для аутичных детей - в Москве и Краснодаре. Создание отделения - заслуга дефектолога-волонтера из Великобритании Марии Эстер Паллот. Она была ведущим педагогом в течение первого месяца работы отделения, на свои средства организовала обучение пермских специалистов в Британии, приобретала необходимые для работы отделения пособия и техническое оснащение. Также Мария Паллот и ее пермские единомышленники создали общественную благотворительную организацию "Общество помощи аутичным детям". Предусматривались и перспективы развития: в сентябре запланирована очередная стажировка педагогов отделения в Лондоне при поддержке Национальной Аутистической Британской Ассоциации. Уже поступили заявки от родителей аутичных детей на будущий учебный год.

Но согласно приказу Департамента образования Пермской области Областная школа для детей с ОВЗ должна быть ликвидирована. На звонки обеспокоенных родителей детей с аутизмом ведущий специалист Департамента Марина Нагорная отвечала, что отделение будет сохранено полностью (дети и учителя). Однако в начале августа Комитет по образованию и науке г. Перми начал по телефону оповещать родителей о том, что Отделение будет расформировано, а ученики - переведены в городскую школу № 154 (на Загарье) для обучения вместе с умственно отсталыми детьми.

Если раньше в одном помещении специалисты работали с детьми с одним диагнозом, что соответствовало норме, то теперь нормой будет одинаковое обучение детей с синдромом Дауна, олигофренов, дебилов и детей с аутизмом. Это решение наших чиновников. Что ж, им как всегда виднее, чем специалистам. Тем более, так куда экономичней. А то, что по мнению специалистов обучение аутичных детей по методикам работы с умственно отсталыми невозможно - это пустяки.

Идеологическим обоснованием закрытия отделения является (помимо тотальной установки на экономию затрат) убеждение пермских образовательных чиновников в том, что дети с аутизмом не нуждаются в специальных образовательных технологиях, что их следует обучать также, как детей с синдромом Дауна, олигофренов и дебилов. Это мнение вызывает крайнее недоумение у московских и британских специалистов. Заниматься с аутичными детьми по методикам умственно отсталых детей абсолютно невозможно.

Дети начинали обучаться в отделении начиная с 4,5 лет. Известно, что при детском аутизме крайне необходимо начать педагогическую работу как можно раньше. На вопрос родителей 5-летних питомцев отделения куда им сейчас вести своих детей Марина Нагорная советует "посидеть дома до достижения детишками школьного возраста". По мнению специалистов, это означает, что неправильные привычки хаотичного поведения и стереотипии аутичных детей будут жёстко зафиксированы, сензетивные периоды развития речи пропущены. Таким образом, дети будут лишены того шанса, который пока ещё имеют.

"Акция Департамента образования Пермской области по ликвидации отделения является преступлением по отношению к поистине безответным, в прямом смысле слова, людям: детям, страдующим аутизмом. Как можно допустить такое?" - считает заведующая ликвидируемого отделения Елена Гущина.

Г-жа Нагорная, правда, заявляла, что отделение будет сохранено без изменений, несмотря на расформирование областной школы. Жаль, что ее не поддерживает директор школы №154 Людмила Мамаева: она сообщила, что школа не может предоставить ставки, следственно, педагогов отделения сюда принимать не будут. Марии Паллот предложено было обучать теперь учителей 154-й школы.

Сама Паллот как назло сейчас в Лондоне и не может принимать участия в событиях. Она с горечью следит за происходящим в Перми и спрашивает: "Что было не так с педагогами, которых я уже обучила??? Педагоги, которые прошли подготовку, являются ценным квалифицированным ресурсом для города Перми". Не может понять европейский специалист того, что не ценят его труд и знания, полученные под его руководство пермскими педагогами. Да и мы понимаем, что такая "роскошь" в условиях тотальной установки на экономию затрат недопустима.

Председатель областного Департамента образования Александр Зимин на состоявшихся встречах с представителями Общества помощи аутичным детям в своих показаниях путался. То сообщил, что отделение для детей с аутизмом будет сохранено. Но тут же сообщил, что большую часть подготовленных педагогов придётся распустить по домам. А ещё в духе времени сообщил, что устроит соревнование между двумя методиками работы с аутичными детьми: между европейскими технологиями и методикой преподавателей 154-й школы (таковой методики просто не имеется). Результаты соревнования должны быть к сентябрю 2006-го года налицо. Такова воля чиновника. Впрочем, на все неувязки и трудные вопросы Александр Николаевич философски замечает: "Я не специалист, я филолог".

Вообще, Комитет по образованию и науке г. Перми и Департамент образования Пермской области заняли крайне агрессивную позицию по отношению к попыткам родителей и педагогов сохранить отделение. Так, Марина Нагорная неожиданно заявила журналистам и педагогам, что используемая в отделении технология работы с аутичными детьми для неё подозрительна, что "нет соответствующих документов, разрешающих работать с детьми такими методами и приемами", и - что наиболее поразило педагогов - что "в проводимой работе могут быть религиозные элементы". Это заявление вызвало возмущение родителей и педагогов как откровенно лживое. Особенно странно оно звучит после года продуктивной работы отделения, согласованной с Департаментом образования и с Комитетом по образованию и науке. В связи с этим заявлением педагоги отделения напомнили департаменту "Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с ранним детским аутизмом" Минобразования РФ от 24.05.2002. В этом документе прямо говорится об эффективности международной TEACCH-программы, которая и используется отделением. Педагоги отделения напомнили и о том, что основу своей подготовки получили на курсах "Проблемы диагностики и реабилитации детей с ранним детским аутизмом" у известного московского специалиста, доцент кафедры Академии повышения квалификации работников образования РФ Сергея Морозова. Данные курсы были организованы на базе Пермского областного института повышения квалификации работников образования. "Зачем приглашали доцента кафедры московской Академии, если предложенные им методики нельзя использовать в Перми? Зачем были потрачены средства на организацию курсов и обучение учителей, если педагоги оказываются невостребованными?" - спросили сотрудники Общества помощи аутичным детям Марину Нагорную, но не получили ответа.

Но ещё дальше пошёл шеф Нагорной, Александр Зимин. На встрече с педагогами 12 августа он шокировал собеседников свом заявлением о том, что Мария Паллот осуществляет "вмешательство иностранного лица во внутренние дела государства", а потом ещё и обвинил её во лжи. Все, кто знает Марию на протяжении 6 лет её самоотверженной работы с пермскими аутичными детьми, ахнули: вот она, благодарность по-пермски! Позвольте, Александр Леонидович, не Вы ли еще в июне сего года писали Паллот: "Работа, проводимая Вашей организацией по просвещению и консультированию родителей, своевременна и крайне важна"? И это не единственная благодар-ность с Вашей стороны британскому волонтеру. И что делать, если у местных специалистов нет желания позаботиться о качестве образования для детей с аутизмом? Неужели инициатива действительно настолько наказуема?

Нельзя забывать, что речь идет о детях, которые сами не могут бороться за свои права по состоянию здоровья. Они тоже люди, а их будущее зависит от наличия штатных единиц, погони за положительным имиджем чиновников и прочих, не относящихся к сути дела вещей. Мы и так понимаем, что в нашем государстве "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Не слишком ли жестоко относить это правило к людям, которые даже не всегда могут говорить?

Элина Нуртдинова
Размещено 29.08.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №10(91)