НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / Спецвыпуск для пермских продавцов

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

Спецвыпуск для пермских продавцов

Сентябрь

логотип газеты "Личное дело"

Спецзадание

Сто грамм для Петьки -
Кто виноват? и Что делать?

Неделю спустя после того, как выпускники школ с размахом, в том числе и алкогольным, отметили последний звонок, причем звон бокалов был явно громче звона известного школьного атрибута, я удостоилась чести беседовать со старшими продавцами двух супермаркетов "Норман", принадлежащих ООО "Арека". На просьбу подтвердить факт продажи алкогольных и табачных изделий лицам моложе 18 лет в знаменательный день, они отреагировали почти одинаково, по шаблону. Старший продавец "Нормана" по ул. Ленина, 74 Татьяна Чегляева, чуть оправившись от некоторого смятения, заявила, что с этим у них все строго: в залах и на кассе висят плакаты-объявления о том, что алкоголь и табачные изделия несовершеннолетним не отпускаются, что менеджеры зала и продавцы предупреждены, что действует фейс-контроль и те, кто его не проходят, отправляются домой за документами. Старший продавец алкогольного брата-близнеца по ул. Ленина, 15 Ксения Евстигнеева после вопроса несколько оторопела и тут же заметила: мол, "мы этот факт не подтверждаем, лицам до 18 ничего не продаем, кроме безалкогольных напитков", неумело попыталась уйти от темы, акцентируя внимание на том, что у них здесь очень маленький поток посетителей и точка в общем неходовая. Ага, еще бы на отсутствие прибыли посетовали.

Второстепенная проблема?

Подрастающая смена? Фото автораНеловкие протесты пробудили дремавшие сомнения. И не безосновательно. По итогам рейда Гражданской палаты и подростков интеллектуального клуба IGC по алкогольным магазинам, киоскам и супермаркетам (см. "ЛД" №9) одна из этих точек вошла в "черный список". Так, развитие темы стало требовать включения в сюжет новых героев, способных внести свои авторитетные "краски" в безрадостную картину подросткового алкоголизма Прикамья.

Сначала мы говорили с Галиной Култышевой, заместителем начальника отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора по Пермской области. По ходу разговора выяснилось, что контроль за незаконной продажей алкогольной продукции и табачных изделий в их компетенцию входит, но не является основным направлением деятельности. Отдел по защите прав потребителей может проводить плановые и неплановые проверки предприятий, осуществляющих продажу алкогольных и спиртосодержащих веществ, совместно с другими органами, например с милицией. Такие проверочные мероприятии осуществляются обычно по инициативе администрации области или начальника регионального управления Роспотребнадзора. В частности, по внутреннему распоряжению главного санитарного врача области Александра Сбоева, отдел по ЗПП обязан проводить еженедельные проверки торговых точек. Но во время рейдов внимание традиционно обращается на такие вопросы, как сертификация торговых предприятий, наличие лицензий и других документов, подтверждающих легальность деятельности.

"Кто же, в конце концов, виноват?" - спросили мы нашу собеседницу. Ссылаясь на Административный кодекс РФ (ст.14.16, ч.3), она ответила, что вина лежит исключительно на торговых предприятиях и их директорах. Потом, поразмышляв о том, что все зависит от возраста продавца: чем старше, тем вероятней, что тот не продаст подростку запрещенное, Галина Ивановна заключила: "Во всем виновато государство". И затем для получения более точной информации посоветовала обратиться в милицию, заметив, что отделу и других проблем хватает.

Таким незамысловатым образом представители Роспотребнадзора выразили свое отношение к проблеме свободной продажи алкоголя подросткам как к не то чтобы обыденной, а второстепенной, переложив значительную часть ответственности на милицию.

Быть может, причина лежит в прошлой санитарно-эпидемиологической "природе" Роспотребнадзора. Именно в этой связи обнаруживается его специализация на проверках соответствия качества товара определенным стандартам.

Отставить провокации!

Роман Сафронов, начальник отдела по организации борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка (УМ ППР) ГУВД Пермской области сказал, что просвещен в данном вопросе достаточно и пообещал просветить и нас.

    - Роман Викторович, кто и каким образом контролирует выполнение закона, согласно которому "не допускается продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет" в нашем регионе?

- Совместно с участковыми мы проводим рейды по торговым точкам, это случается примерно раз в 4 месяца. Чаще всего устанавливаем незаконную торговлю алкогольными и спиртосодержащими веществами. Отдельно от них работаем постоянно, в магазин или мини-маркет выходим обычно после получения жалоб от граждан, либо вследствие другой информации. Чтобы выявить правонарушение, приходится караулить.

    - "Подставных" несовершеннолетних используете во время проведения рейдов?

- Подставных несовершеннолетних мы лишний раз не используем. Привлечение лиц, не достигших 18 лет, для проведения контрольных закупок некоторыми вышестоящими органами, такими как районный суд и прокуратура, квалифицируется как провокация, нечто неправильное. Непонятно только, почему. Все происходит добровольно, никто ни на кого не давит, правонарушения фиксируются. Поэтому приходится выкручиваться: формально писать, что подросток приобрел спиртное по собственному желанию, а не по нашей просьбе. Обычно мы подходим к подростку после того, как купля-продажа состоялась, спрашиваем, кто он и с какой целью купил алкоголь, обязуем и его, и продавца написать объяснительные. Потом составляем акт проверки, фиксируем факт, место и время правонарушения, затем оформляем протокол административного правонарушения и определяем штрафную санкцию.

    - Что сделать, чтобы закон стал работать по-настоящему?

- По сути, продавцам выгодно продать как можно больше алкогольной продукции - от этого зависит сумма выручки. Как правило, штраф за подобное правонарушение колеблется от 3 до 4 тысяч рублей, причем административную ответственность несут непосредственно предприниматели. Выплатить эти копеечные штрафы для них никакой сложности не составляет. Продавцы же, объясняя причины нарушения правила, оправдываются тем, что им было непонятно, каков возраст покупателя. Надеемся, что в соответствии с новым законом, который должен войти в силу в 2006 г., правила продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции будут ужесточены, и эти ужесточения распространятся и на несовершеннолетних.

Справка. Совет Федерации РФ одобрил закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Новые положения закона направлены на усиление госконтроля в данной сфере экономики, вытеснение с рынка теневиков и мелких производителей, увеличение бюджетных поступлений от продажи алкоголя и повышение его качества. Согласно этому документу, с 1 января 2006 г. право на производство и оборот этилового спирта будет предоставляться казенным предприятиям и организациям, имеющим уставный капитал не менее 10 миллионов рублей. Исключение сделано для районов Крайнего Севера. Для производителей водки аналогичный предел составит 50 миллионов рублей. Что касается розничной продажи алкоголя, то функция лицензирования закрепляется за субъектами федерации. При этом регионы наделяются правом ограничивать время продажи алкогольной продукции крепостью более 15%. Кроме того, продажа крепкого алкоголя будет запрещена в местах массового скопления граждан, на вокзалах, в аэропортах, метро, на оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, а также в ларьках, палатках и с рук. Законом вводится запрет на продажу алкоголя, изготовленного в домашних условиях. Не допускается розничная продажа алкоголя несовершеннолетним, а также в детских, образовательных и медицинских организациях, на спортивных сооружениях и на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения.

Что ж, будем с нетерпением ждать законодательного ужесточения, а пока постараемся понять странную позицию тех правоохранительных органов, которые полагают, что если, нарушения в сфере торговли, бьющие по здоровью подростков, выявляются с помощью их самих, то это наделяется таким "скользким" ярлыком, как "провокация". Обращаемся в областную прокуратуру с единственным вопросом: "Законно или незаконно привлекать детей и подростков к участию в контрольных закупках алкогольной продукции?". И.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Сергей Путин был необыкновенно краток, молниеносно заметив, что "закон прямого запрета не содержит". Из слов его определенно явствовало, что Гражданская палата проводила общественное инспектирование вполне законно.

Об этике и нравственности

Уф, даже от сердца отлегло. Но мозг настойчиво отсылал к законам логики: если прямых запретов нет, тогда обязательно есть табу косвенные. Только вот какие - на сей вопрос в прокуратуре справку не дали.

Отдел по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Пермской области в лице заместителя его начальника Светланы Пономаренко был не столь оперативен. Поначалу нам заявили, что привлекать несовершеннолетних в качестве "подставных лиц" при организации контрольных покупок нельзя. Вопрос о том, на какой правовой норме основывается это утверждения, застал Светлану Аркадьевну врасплох. После непродолжительной консультации с коллегами, она заключила, что, оказывается, никаких законодательных препон нет, но оговорила, что отдел такую практику среди подведомственных учреждений не распространяет, потому как такие действия провокационны и не вполне этичны.

Да, озабоченность органов милиции нормами этики вызывает уважение. Но что-то на этот раз с этическими соображениями они явно перестарались.

Безрадостная картинка рисуется. Безрадостная от будничного отношения специалистов к проблеме, от спокойного тона повествования. Поиски ответственных за свободную продажу алкогольных, спиртосодержащих веществ и табачных изделий успехом не увенчались.

Все апеллируют к нравственным принципам предпринимателей, их сознанию и совести. Хотя очевидно, что законопослушность и веления души - не одно и то же. С моей точки зрения, чтобы закон выполнялся, надо не столько к воспитанию моральных качеств взывать, сколько постоянно и эффективно регулировать его практическую реализацию. Пусть поначалу и с подачи общественности.

А напоследок еще наблюдение из ряда "ужас какой-то". Пару лет назад встретила на деревенском пруду мамашу, обычную такую мамашу с ребенком за руку и с сигаретой в зубах. Малыш лет 2-3 от роду клянчил: "Мама, дай куить!". И что бы вы думали: та, надымившись вдоволь, невозмутимо протянула сыну остаток сигареты со словами: "Держи, тебе на пару затяжек хватит". А мы во всем продавцов виним…

Александра Анохина
Размещено 11.09.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / Спецвыпуск для пермских продавцов