НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №14(95)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№14 (95)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Бюрократия

Телефона экстренной психологической помощи 060 больше не существует

Чиновники им, видимо, не пользовались, а население как-нибудь перебьется

С 10 октября 2005 г. человек, который звонит по телефону 060 в надежде найти выход из тяжелой жизненной ситуации, слышит только длинные гудки и не более…

Десять лет назад под эгидой Департамента социального развития Пермской области появилась организация: Телефон экстренной психологической помощи (ТЭПП). Затем появился Областной центр психолого-педагогической помощи населению, и ТЭПП стал его структурным подразделением.

Главную цель работы ТЭПП можно сформулировать очень просто: спасение наших душ. Да-да, это не преувеличение, ведь именно в ТЭПП звонит человек, который уже почти принял решение уйти из жизни, но что-то его еще держит, есть у него еще какая-то надежда; именно в ТЭПП звонит человек угнетенный, уставший от жизни; именно в ТЭПП звонит человек, попавший в сложную ситуацию, которому не у кого спросить совета. А миссией психолога ТЭПП является выслушать этого человека, помочь рассказать о наболевшем, о своих чувствах. Человек разговаривает с психологом - таким же человеком, как и он - слышит его реакцию, и на душе становится легче, и понимает человек, что выход есть, что не надо отчаиваться…

Работа у психологов ТЭПП, как вы прекрасно понимаете, очень сложная. Говоря с человеком, который неустанно повторяет, что он устал жить, психолог подобен хирургу, делающему операцию на открытом сердце: только он может сделать так, что, положив трубку, человек… просто вернется к жизни и будет ЖИТЬ.

За долгие годы существования ТЭПП его психологи добились того, что о телефоне 060 узнали, у граждан в какой-то мере сформировалась осознанная потребность в помощи консультантов при разрешении своих психологических проблем. Об этом можно судить по постоянному росту количества "проблемных" обращений в ТЭПП. Можно считать, говорят сотрудники ТЭПП (а их 22 человека), что в 2003 и 2004 гг. за каждые 48 часов работы поступало одно суицидальное обращение. В текущем же году их количество увеличилось до одного обращения в 36 часов.

Когда ты одинок, беспомощен и беззащитен...
Когда ты одинок, беспомощен и беззащитен...
Человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, решение или мысли о самоубийстве приходят в любой момент времени. Соответственно, помощь такому человеку может оказать только оперативная, доступная и круглосуточная психологическая служба, которой и являлся ТЭПП. Кроме того, для такой категории клиентов телефонная психологическая услуга является приоритетнее очного общения со специалистом из-за соображений конфиденциальности и анонимности. При этом следует отметить, что о суицидальной активности свидетельствуют не только прямой запрос, но и запросы по проблемам, как правило, сопровождаемым мыслями о смерти. Это - одиночество, отсутствие значимого социально близкого окружения, насилие, болезни, депрессия. Подобного рода звонков только в первом полугодии 2005 г. было 937, то есть свыше 5 обращений в сутки.

Единственная проблема всех ТЭПП - это ответ на вопрос об эффективности этой службы. Любят таким вопросом представители власти заводить в тупик психологов. Когда речь идет об оказании психологической помощи по телефону привычные меры измерения: люди, штуки, часы и прочее - не подходят. Основным критерием качества работы ТЭПП является грамотное психологическое консультирование, эмоциональная поддержка. Эффективным и профессионально грамотным психологическим консультированием психологи ТЭПП называют оказание психологической помощи способами, соответствующими состоянию клиента, особенностям его проблемы и индивидуальности.

Но это всё - предисловие. А новость в том, что этих людей разогнали, и службу эту закрыли. Закрыли по приказу директора Областного центра психолого-педагогической помощи населению Ольги Васильевой, действовавшей по указанию Департамента социального развития Пермской области.

Причины закрытия были просты и в этой простоте ужасны. Заместитель губернатора области, председатель департамента социального развития Валерий Сухих сказал: "Результаты деятельности ТЭПП показывают, что услуги телефонного консультирования за счет средств областного бюджета предоставляются, в основном, жителям г. Перми, что экономически нецелесообразно…" Департамент предложил работникам рассмотреть вариант перехода в ведение местного самоуправления, а именно Муниципального управления здравоохранения г. Перми.

Работники послушались, произвели расчеты. Получилось, что для полноценного функционирования ТЭПП необходимо: 1) помещение - достаточно даже трехкомнатной квартиры, пусть не в центре города, естественно, переведенной в нежилое помещение; 2) хотя бы две телефонные линии, тем более, что "Уралсвязьинформ" согласен перевести обслуживание номера 060 на новые линии, то есть при переезде ТЭПП на новое место их абонентский номер не станет семизначным; 3) 60-70 тысяч рублей в месяц.

Таким образом, есть готовый проект и, что самое главное, укомплектованный штат профессионалов, готовых работать. От представителей местного самоуправления требовалось только дать согласие, но…но руководитель муниципального управления здравоохранения Олег Черевиков учтиво выслушал и учтиво же сказал, что на основании ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из всей социальной защиты (к которой относится в том числе и ТЭПП) в ведении муниципалитета останется только оформление субсидий, а все остальное перейдет в ведение… органов государственной власти субъекта федерации, то есть Департамента социального развития Пермской области. А позиция Департамента нам уже известна.

Вот и получилось, что местное самоуправление принять к себе ТЭПП не может, а у государственной региональной власти нет на него денег. Но у нас, господа, остался неразрешенным целый ряд правовых вопросов (об этических мы даже не говорим):

    1. Где в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сказано хоть слово о передаче социальной защиты в исключительное ведение органов государственной власти субъектов РФ?

    2. Даже если и ссылаться на Закон №131, то делать это, по меньшей мере, рано: на основании ст. 83 этого же Закона он вступает в силу только с 1 января 2006 года.

    3. Существует ряд неотмененных нормативно-правовых актов, которые предписывают обязательное наличие в городе службы ТЭПП. Это такие документы, как Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 года N 1270-р "О Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года"; ГОСТ Р 52142-2003, ГОСТ Р 52143-2003. Во всех этих документах говорится о необходимости существования ТЭПП.

    4. Есть также ряд рекомендательных актов в этой области, например, Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону", утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 года. Заметьте, что данный документ является нынедействующим, и в пункте 1.2. его сказано "Учредителем Центра может выступать орган социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения…".

Итак, областная и городская власти вместо того, чтобы сесть за стол и договориться о решении проблемы, обе умыли руки. А вместо этого специалистов, возможно спасших не одну человеческую жизнь, сейчас отчитывают большие начальники за то, что они не приносят в бюджет материальный доход в размере 10 рублей на каждый вложенный государством рубль, что они могут позволить себе говорить с человеком 3 часа, что они допускают ситуации, когда один и тот же человек с одной и той же проблемой по несколько раз звонит по 060, а ему не отказывают в общении.

Ну как же так, уважаемые чиновники Департамента социального развития? О каких приносимых деньгах, о каком материальном доходе идет речь, когда ТЭПП так востребован населением, когда ТЭПП стабилизирует психологическую обстановку в обществе, когда к этой службе тянутся люди?! На мой взгляд, будь деятельность ТЭПП для бюджета хоть трижды убыточной в материальном плане, недопустимо говорить только лишь об оптимизациях и экономиях, ведь речь идет о человеческих жизнях... И как можно указывать психологу, сколько он должен общаться с каждым дозвонившимся, о каких 10 минутах речь?! Представьте себя на месте такого человека, когда на свою фразу "Я уйду из этой жизни" вы получите ответ "Извините, ваше время вышло"…

Власти ратуют за усиление мер уголовной репрессии в отношении убийц, насильников, тратят огромные деньги на борьбу с невидимым врагом-терроризмом, и в то же время забирают у общества спасательный круг, стоящий для бюджета копейки, но за который ежедневно хватаются отчаявшиеся люди. Нельзя так делать, нельзя…

Дмитрий Коротков,
юрист ПРПЦ

Размещено 23.10.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №14(95)