НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №14(95)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№14 (95)
Октябрь

логотип газеты "Личное дело"

Книжная полка

Русская душа сквозь пелену французского дождя

    Андрей Тургенев "Месяц Аркашон": Роман. - Санкт-Петербург: Амфора, 2004. "Месяц Аркашон" - прекрасный образец современной российской литературы.

Русская душа сквозь пелену французского дождя
Русская душа сквозь пелену французского дождя
Жанр - современная сказка с элементами сентиментального романа, детектива и триллера. Место действия - конечно, Франция (куда же еще деться русскому человеку, которому не осталось места на Родине?). И хотя основные события разворачиваются не в Париже, но в нем как в отправной точке всего романа мы знакомимся с главными героями и окунаемся в атмосферу романа.

Главные лица - Он, Она, француженка, и Она, русская. Он - русский, сын бывшего номенклатурного работника, слишком интеллигентный, чтобы сделать целью жизни - большие деньги, но принимает правила игры "западного образа жизни". Она - француженка, деловая женщина, наследница крупного состояния, которая знает, как заработать деньги и умеет делать это, но понимает, что все это лишь способно обеспечить "тихую" старость западной цивилизации. Она - русская девушка в поисках лучшей жизни в Европе, персонаж, который появляется на страницах романа главным образом в воспоминаниях главного героя как символ заплутавшей русской души, не принадлежащей никому, неизвестно куда стремящейся. Любовных треугольников в романе не один и даже не два, они переплетаются, как круги Эйлера и стремятся вырваться за рамки евклидовой геометрии.

Главное и лучшее в романе - это его атмосфера. "Мятущаяся" русская душа в ритме "любовного настроения" постепенно окутывается пеленой дождя (10:15 в пользу плохой погоды) и готическими тайнами, скрывающимися в современных интерьерах особняка на берегу Бискайского залива. Буря усиливается. Количество загадок растет. Напряжение чувств достигает своего предела. Но пелена дождя, преследующая главного героя, постепенно скрывает за собой все окружающее. Мерный ритм дождя затягивает, и даже пули летят на его фоне неестественно медленно, как в восточных боевиках. Однако не тоска охватывает читателя романа, а словно слышится романтический призыв одного из киногероев: "Поплывем к горизонту".

Конечно, роман не исчерпывается атмосферой. Иначе это была бы не русская литература. В нем остается место и для экзистенциальных размышлений, и для социальных наблюдений, и для оригинальных портретных зарисовок. "Наблюдения и размышления" главного героя являются знаковыми для "таинственной русской души". И хотя роман не претендует на статус культового или классического произведения (для этого в нем слишком много экспериментов с языком и стилем классической литературы), он удивительно тонко улавливает настроение современного русского интеллигентного человека, "Иванушки-дурачка", отправленного (отправившегося?) в поисках счастья за границу.

Стиль романа - Тургенев и Бунин, по-современному приправленные неореализмом. Намеренная стилизация произведений становится правилом хорошего тона в искусстве, от литературы до кино. Представителями этого направления являются Иэн Бэнкс, Мураками, Мишель Уэльбек, Квентин Тарантино, Вонг Кар-Вай. Эту же дорогу выбирает и автор "Аркашона", привнося в стиль романа богатые возможности языка русской классики и традиции русской литературы.

Сергей Максимов
Размещено 23.10.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №14(95)