НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №15(96)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№15 (96)
Ноябрь

логотип газеты "Личное дело"

Лицо города

Пермь осчастливили гигантским ларьком

С установкой памятника доктору Гралю, с открытием нового красавца-моста через Каму сердце, было, успокоилось, наполнилось оптимизмом. Наконец-то в Перми стали появляться сооружения и творения, достойные миллионного города на восточных рубежах Европы. Но если бы задумался, то поберег бы запасы оптимизма. Ведь люди, чьими усилиями все эти годы город превращался в свалку архитектурного ширпотреба, никуда не делись - они на посту. Облик города определяют все тот же мэр, все тот же главный архитектор, все тот же градостроительный совет и, главное, все те же лоббисты-застройщики, которым все равно, чем напихивать город - главное, чтобы дешево и блестело. Откуда у пермских застройщиков эти туземные повадки? От бедности? От жадности? От невежества? И, главное, ничто их не берет: ни высшие образование, ни градостроительные успехи нижегородцев и прочих соседей по стране, ни путешествия по миру и созерцание его архитектурных красот.

На снимке: лицо новой пермской архитектуры - торгово-развлекательный комплекс "Колизей"
На снимке: лицо новой пермской архитектуры - торгово-развлекательный комплекс "Колизей"
Если многие из новых жилых и офисных зданий в тихом центре города смотрятся вполне уместно, по крайней мере, взгляд о них не спотыкается, то новодел общественного назначения порождает целую гамму противных чувств: от уныния до бешенства. Облик многих новых пермских магазинов словно рассчитывался под их содержание: вульгарная, бесконечно вторичная китайская поделка с претензией на модность линий, современность материалов, а в итоге все одно и тоже - дешевая подделка под европейский ширпотреб позавчерашней свежести. Апофеоз этого стиля - магазин "Вуссал" (теперь "Монро") на улице Ленина. "Вуссал-Монро" расположен на одном из пермских променадов, но "гулять" мимо "Вуссала-Монро" невозможно, это все равно, что фланировать по барахолке. Глядя на этот кривобокий, как бы оригинальный, аквариум-лепешку, вспоминаются навыки жестокого детства. Хочется купить в этом "Вуссале-Монро" зубную пасту и тихой уральской ночью измазать ею вдоль и поперек всех, кто причастен к согласованию этого убожества на пересечении центральных улиц города.

Но одного "Вуссала-Монро", видимо, мало на этом пятачке. Напротив через дорогу, на месте древнего кафе "Юность", тоже строят что-то этакое. По аляповатому облику получается нечто среднее между бассейном и советским курортным рестораном, который лет тридцать назад должен был навевать советским гражданам отпускные фантазии о шикарной жизни.

Вообще такое ощущение, что здания стали строить исключительно под интерьер, под начинку. Например, в новых универмагах, таких как "Айсберг", "Алмаз" главное - суметь устроить внутри "вечный праздник небогатого потребителя" в полном соответствии с турецко-курортными представлениями о роскоши: эскалаторы, бассейны, блески, позолота и стекла, стекла, стекла, сотни, тысячи квадратных метров безликой прозрачности, демонстративной стерильности. Цель - иллюзия доступности недоступного (девочки из спальных районов слетаются как мотыльки на этот праздник жизни, шубку, конечно, не купят, но на цветной шарфик последних денег хватит). А как это "блалепие" выглядит снаружи - дело уже абсолютно заднее. Ведь потребители платят не за вид здания - фасад не потребить, - а за его внутренности.

И вот последнее достижение пермских градостроителей. Угол улицы Ленина и улицы Куйбышева. Забор убрали. Территорию зачистили. Шедевр обнажили… Мультфильм такой сейчас идет в кинотеатрах - "Проклятие кролика-оборотня". И смех, и грех, одним словом. Гигантский ларек посреди города, ангар из стекла и плиток, спасибо, что не кафельных. В старой Европе, в новом Китае, в Москве, Казани, Нижнем Новгороде в этакой манере одевают заводские цеха, крытые рынки и супермаркеты. В Перми - центральные киноконцертные залы. Видимо, хоть как-то украсить ангар должны были тонированные стекла, как в "крутых жигулях", а по периметру - новогодние лампочки-фонарики всех цветов радуги как в "состоятельных" детских садиках под Новый год. Причем, до сего дня вроде бы и у нас этот бесхитростный практичный кубизм пытались использовать вполне по назначению. Точно в этом стиле "дешево и сердито" перелицовано главное здание завода "Гознак", построен гипермаркет "Семья". Но в их случае облик зданий вполне уместен, соответствует их содержанию и местоположению. Да, конечно, в предназначении этого несчастного "Колизея" есть что-то торговое, но в том же предназначении ведь есть что-то и от "храма искусств". Да, в общем-то, и не в предназначении дело. А в том, что это самый центр города, его лицо, наша "красная площадь" - и вдруг эти кубики… принципиально "никакого" цвета и "никакой" формы. А еще эта чудо-серость "Колизеем" называется - трудно себе представить большее несоответствие объекта названию. Аллюзии просто вопиют. "Колизей" - это или величественная руина, или не менее величественное место развлечений (в старой России и Европе так назывались лучшие шикарные кинотеатры). Спасибо, конечно, отцам города и застройщику, что долгострой закончили, хотя на этом фоне развалины старого пермского "колизея" уже кажутся, как минимум, живописнее.

Город - это не только место, где люди спят, едят и покупают. Город - не гигантская общага. Город - это рукотворная страна. Город сам создает свои красоты, свою географию. В нем могут быть и величественные громады административных зданий, и изящные "храмы искусств", и милые сердцу уютные уголки в малоэтажных кварталах. Но это не про Пермь. В архитектурном смысле Пермь сегодня - это воплощенная тоска: впопыхах прибранное, неряшливо обустроенное пространство жизни людей, которым пока все равно, в каком пейзаже они живут. Унылые осенние поля с неубранным овсом и остовами комбайнов…

Если не хотите или не можете созидать "музыку в камне", так хоть не усугубляйте. Не превращайте уж совсем в какофонию нашу скучную, вялую архитектурную мелодию. Очень хочется надеяться, что когда в пермском строительном бизнесе и в пермской власти появятся люди, способные ответственно относиться к облику города, в этом облике еще останется что-то небезнадежно испорченное.

Игорь Аверкиев,
главный редактор

PS. Все оказалось еще хуже. Я просто отстал от жизни. Я думал, что этот архитектурный бред в виде то ли бассейна, то ли пляжного ресторана на улице Ленина в конечном счете окажется очередным казино для полубогатых полубандитов. Но чья-то извращенная фантазия нарекла его "Кафе Живаго". Это какой же пластилин нужно иметь в голове, чтобы так издеваться над памятью самого чистого российского писателя советской эпохи и его бесконечно трагического героя…

Размещено 11.11.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №15(96)