НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наша газета / 2005 г. / №16(97)

НАША ГАЗЕТА "ЛИЧНОЕ ДЕЛО". 2005 г.

О газете
Архив

№16 (97)
Ноябрь

логотип газеты "Личное дело"

Фемида

Верховный суд против пермских пенсионеров

2 ноября Верховный суд РФ отказал пермскому пенсионеру Владимиру Паздерину в защите его прав и прав других ветеранов Прикамья. Говоря юридическим языком, Верховный суд отменил решение Пермского областного суда от 20 июля сего года и, таким образом, удовлетворил кассационные жалобы Администрации и Законодательного Собрания Пермской области.

На снимке: несгибаемый боец с несправедливостью Владимир Петрович Паздерин
На снимке: несгибаемый боец с несправедливостью Владимир Петрович Паздерин
В чём состояло решение облсуда? Напомним, 20 июля областной суд удовлетворил заявление пенсионера Владимира Паздерина и признал недействующими статьи 2 и 3 закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения» в части размера единой денежной выплаты для ветеранов труда и тружеников тыла. Вот это решение облсуда и отменено Верховным судом.

Казалось бы, уже нужно успокоится и принять судьбу: есть отказ от высшего судебного органа страны, который уже вступил в действие – чего ещё возмущаться… Однако мне как представителю Владимира Петровича очень хочется проанализировать позицию областной власти, позицию достаточно любопытную.

Пенсионерская правда

Давайте рассмотрим основные аргументы, заявленные сторонами в рамках этого дела. Читатели могут ощутить себя в роли независимых судей и самостоятельно оценить, чьи доводы являются более обоснованными и решить для себя, насколько справедливо Верховный суд отказал пермским ветеранам в защите их прав.

Сначала приведём наши с Владимиром Петровичем доводы, которые были отраженны в его заявлении и отстаивались в Пермском областном суде и в Верховном суде РФ.

Как известно, ежемесячная денежная выплата для ветеранов труда и тружеников тыла, установленная областным законом, является компенсацией отмененных льгот. Первоначально в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2004-2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.06.2001 г., было заявлено о намерении произвести «пересмотр и отмену ряда социальных льгот при введении адекватных компенсационных механизмов».

Затем идеи социальной реформы легально оформились в печально известном Федеральном законе N 122, принятом в августе 2004 года. В соответствии с преамбулой закона, которая законодательно закрепила принципы социальной реформы, на субъекты РФ легла обязанность при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Идём дальше. Федеральный парламент в постановлении Государственной Думы РФ от 21.01.2005 и постановлении Совета Федерации РФ от 26.01.2005, посвященным реализации закона № 122, обратил внимание на то, что устанавливаемые субъектами РФ ежемесячные денежные выплаты должны быть на уровне, возмещающем соответствующие утраченные льготы.

А что говорит об этом наша региональная власть? Пермский парламент в своем постановлении от 17.02.2005 подчеркнул, что областные законодатели считают стратегически правильным реформирование системы льгот и полагают необходимым последовательно проводить равноценную замену натуральных льгот на адресные денежные выплаты.

Финансовая правда

А сейчас, припомнив все эти прекраснодушные пожелания, подчеркнём следующее: вопреки всем этим декларациям ежемесячная денежная выплата для ветеранов труда и тружеников тыла не покрывает утраченных льгот. Аргументы? Что ж, приведем хотя бы самые минимальные расчеты, свидетельствующие о том, что ежемесячные денежные выплаты для ветеранов труда и тружеников тыла не компенсируют отмененные льготы.

При реформе были отменены следующие льготы для ветеранов труда:

- бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта;

- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;

- 50%-ная скидка в оплате абонентской платы за телефон, радио, коллективной антенны.

Вместо указанных льгот законом области ветеранам предоставили ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей. При этом введенные этим же областным законом социальный проездной документ для проезда на городском пассажирском транспорте ветеранов стоит 240 рублей в месяц, а приобретение страховки на зубопротезирование - 50 рублей в месяц.

Абонентская плата за телефон в 2005 году составила 160 рублей (50% = 80 рублей), за радио - 30 рублей (50% = 15), за коллективную антенну - 14 рублей (50% = 7). Таким образом, оплачивая услуги связи в полном размере, ветераны труда переплачивают 102 рубля (80+15+7).

Теперь подсчитаем, сколько ветерану потребуется в месяц денег для компенсации отмененных льгот. Итак, 240 на социальный проездной, 50 рублей на зубопротезирование, 102 рубля на услуги связи. Итого, 392 рубля. А ежемесячная денежная выплата составляет всего 300 рублей!

С компенсацией льгот для тружеников тыла примерно аналогичная ситуация, только разница между суммой отмененных льгот и ежемесячной денежной выплатой, то есть, умыкнутая у стариков сумма, составляет 80 рублей.

Остаётся сделать вывод: предложенный и, впоследствии, подписанный губернатором Олегом Чиркуновым закон области в части размера единой денежной выплаты для ветеранов труда и тружеников тыла противоречит федеральному закону № 122. Как подтверждено нашими расчётами, установленная в Прикамье ежемесячная денежная выплата для ветеранов труда и тружеников тыла не компенсировала отмененных льгот: на ежемесячную денежную выплату ветераны труда и труженики тыла не могут обеспечить себе те же социальные меры, на которые они имели право до монетизации. С 2005 г. ветеран должен выбирать одни меры социальной поддержки и отказываться от других, ранее предоставлявшихся.

Таким образом, закон Пермской области, установивший денежные выплаты, снизил уровень социальной защиты и ухудшил условия предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла.

Чиновничья правда

А сейчас, наконец, рассмотрим основные возражениядоводы Администрации и Законодательного Собрания Пермской области.

Главный тезис пермских властей состоит в том, что вопреки всем вышеприведённым формулировкам нормативных документов, ежемесячная денежная выплата не является компенсацией отмененных льгот (!). Законом области установлена совсем новая система мер социальной поддержки ветеранов, которая не носит компенсационного характера (!) в отношении ранее предоставляемых льгот. Ранее действующая система льгот была просто упразднена, а субъекты РФ оказались вправе произвольно устанавливать меры социальной поддержки для ветеранов, в том числе и размер ежемесячной денежной выплаты. Иначе говоря, хотим – ухудшаем положение ветеранов, нам это разрешили.

Однако на всякий случай востребован ещё один тезис: никаких противоречий областного закона в части размера единой денежной выплаты федеральному закону № 122 нет. По мнению Администрации Пермской области уровень социальной защиты после монетизации льгот, якобы, вовсе и не снизился. И даже, якобы, произошло его реальное увеличение: меры социальной поддержки имеют полную бюджетную обеспеченность, общий объем их финансирования увеличен по сравнению с 2004 годом.

Верховный Суд РФ, как мы знаем, встал на строну администрации Пермской области. А вы, уважаемые читатели, решайте сами, кто же из нас прав, и на чьей стороне справедливость.

Иван Малых,
юрист Пермской гражданской палаты

Размещено 28.11.2005

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Наша газета / 2005 г. / №16(97)