Главная / "Общественный защитник" / №8. Июнь 2002 года

КРАСНОКАМСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР
Досье
Новости
Акции
Экология
Проекты
Практика
Общественный
  защитник

"Россия и коррупция: кто кого"

(Продолжение. Начало в №2 за 2001 г., №3-7 за 2002 г.)

Часть 2. Антикоррупционная политика
2.1. Борьба с коррупцией

Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу.

2.1.1. Сегодняшние неудачи и успехи
В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса:
174 - легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем;
285 - злоупотребление должностными полномочиями; 290 - получение взятки;
291 - дача взятки; 292 - служебный подлог.

Вместе с тем ряд очень распространенных в России действий явно коррупционного характера не нашел отражения в новом УК. Среди них:
- участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли;
- использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с задействованием для этого подставных лиц и родственников;
- предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли;
- предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды.

Низкая эффективность правоохранительной системы будет видна еще отчетливее, если рассмотреть КПД ее деятельности в сферах, особо подверженных коррупции во всех странах.

Так, по данным Государственной налоговой службы в 1995 г. уголовные дела за получение взяток были возбуждены против 97 работников этой службы; осуждено всего шесть. По статье "Злоупотребление властью" возбуждены дела против 17 работников. Не осужден ни один! И это характерно не только для налоговых органов.

В системе правоохранительных органов практически отсутствуют специалисты, на современном уровне понимающие природу коррупции, а следовательно, и методы борьбы с ней. Правоохранительная система страны не справляется с задачей борьбы с коррупцией. Тому есть как минимум три причины.

Во-первых, одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабной коррупции; борьба с коррупцией - не криминальная, а системная проблема, о чем подробно говорилось выше.

Во-вторых, низко качество работы правоохранительных органов, которые сами разъедаются коррупцией, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем.

В-третьих, правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; ее должны решать сообща государство и общество.

2.1.2. Борьба с коррупцией: предпосылки и ограничения

1. Средства массовой информации, с одной стороны, давно и прочно стали основной ареной, на которой разворачиваются баталии вокруг коррупционных сюжетов. С другой стороны, мы являемся свидетелями борьбы между экономическим кланами за информационные каналы (в широком смысле этого слова). В итоге негосударственные СМИ рискуют превратиться из мощного отряда гражданского общества в инструмент борьбы между экономическими и бюрократическими кланами.

2. Российский бизнес целесообразно рассматривать состоящим из трех неравных частей.

К первой и много меньшей относятся основные финансовые группы, выросшие на бюджетных деньгах и доступе к административным ресурсам. Эти группы ожесточенно конкурируют, поражая друг друга вбросами компромата, обнажая многое для граждан и готовя их к более серьезным фазам борьбы с коррупцией. Между тем, страх перед возможными последствиями (крах правительства и откат от реформистской политики) подталкивает различные группировки к консолидации во имя самосохранения. Подобная консолидация может стать препятствием для борьбы с коррупцией.

Ко второй части российского бизнеса следует отнести представителей "второго эшелона" бизнеса, не допущенного (а часто и не рвущегося - из страха или брезгливости) к бюджетной кормушке и потому прежде всего заинтересованного в нормальных правилах экономической игры. Между тем эта часть российского бизнеса плохо консолидирована и не имеет постоянных эффективных механизмов отстаивания своих интересов.

Наконец, третья группа предпринимательства, обозначаемая часто как "малый и средний бизнес" и являющаяся по демократическим стандартам основой среднего класса, буквально повязана сплошной низовой коррупцией.

Продолжение в следующем номере
Полный текст Доклада находится
на сайте www.anti-corr.ru

Размещено 05.07.2002


На сайт ПРПЦ-ПГП

Главная / "Общественный защитник" / №8. Июнь 2002 года






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.