Главная / "Общественный защитник" / №10. Август 2002 года

КРАСНОКАМСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР
Досье
Новости
Акции
Экология
Проекты
Практика
Общественный
  защитник

Экономический анализ

На грани великой депрессии

В прошлую зиму, как известно, в квартиры горожан подача тепла осуществлялась с ограничениями. Поэтому закономерен вопрос: "А повторятся ли подобные ограничения или нам ждать худшего: полных отключений пара в батареи на определенный период по типу ковровых бомбардировок?" Увы, ответ малоутешителен, если исходить из общих экономических результатов деятельности муниципальной промышленности за 1 полугодие 2002 года.

В прошедший отопительный сезон сбои не носили тотальный характер, тепло в дома краснокамцев поступало бесперебойно лишь по причине того, что начавшийся экономический спад в 2001 году был не очень заметным - всего на полтора процента. Благодаря чему налоговых поступлений в местный бюджет от населения и предприятий всех форм собственности все-таки хватило, чтобы, как говорится, свести концы с концами. Но за последние шесть месяцев картина резко изменилась к худшему:
объем промышленного производства в неизменных ценах по сравнению с первым полугодием прошлого года снизился до 78,4%, т.е. сократился более чем на 1/5 часть. Если такой темп сохранится до конца текущего года, то можно ожидать почти двукратный спад производства, что сродни уменьшению (на 45%) производства американской экономикой во времена Великой депрессии (1929-1933 гг.).

И как результат - серьезные проблемы с наполнением и исполнением городского бюджета. Так, его доходная часть выполнена всего на 83,3% от запланированного уровня, т.е. муниципальная казна за полгода недополучила 33 млн. рублей. Недобор денег имеет следующую разбивку.

Налог на прибыль организаций собран на 52,6% (в рублях почти 16 миллионов недостачи), что является прямым следствием сокращения абсолютных размеров промышленной продукции в г. Краснокамске на 21,6%. Ситуация усугубляется еще тем, что ряд предприятий осуществили переплату по данному налогу, которую надо возвращать обратно из-за учета падения объемов производства и величины прибыли. К примеру, у ЗАО "Лукойл-Пермь" переплата составила 23,3 млн. руб., у фабрики Гознака - 10,5, у КЦБК - 3,6.

Налог на доходы физических лиц особенно важен по своему удельному весу в структуре собственных доходов краснокамского бюджета - 53%. Собираемость по нему равна 84,9%, т.е. нехватка - 11 млн. руб. Кроме того, и тут была произведена переплата индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, которым на 1 июля возвращено 5,7 млн.руб.

Другие бюджетные поступления (налоги на имущество предприятий, с продаж, на совокупный доход, на добычу полезных ископаемых и т.д.) из-за их малого удельного веса мы не будем рассматривать отдельно. Отметим только увеличение в полтора раза по сравнению с планом платежей за пользование природными ресурсами (прибавка - более 3 млн. руб.), что весьма похвально.

Следует приветствовать и уменьшение задолженности за полугодие по недоимке на 2 миллиона, по отсроченным платежам в бюджет почти на один, по пени и штрафам на 19 млн. рублей. Все это свидетельствует о возросшей требовательности местных органов власти к должникам муниципального бюджета. Однако величина долгов городу со стороны ряда предприятий продолжает оставаться весьма ощутимой - почти 100 млн. руб. При задолженности по кредитам самого местного бюджета в 102 миллиона есть надежда, что г. Краснокамск не станет банкротом в случае возврата ему долгов. Поэтому быстрейшее взимание долгов для пополнения доходной части городского бюджета - первейшая сегодня задача для местной власти. Думается, это единственный реальный шанс спасти от банкротства и отключений энергоносителей будущей зимой в условиях развивающегося кризиса.

А теперь проанализируем бюджетные расходы. Сразу бросается в глаза одна деталь. Как было отмечено выше, доходов собрали на 83,3% от намеченной массы. Поэтому справедливости ради надо было произвести пропорциональное секвестирование всех расходных статей на недостающие 17%. Фактически затраты были сокращены по статьям в различной степени. Есть расходы, осуществленные на все 100% согласно полугодовому плану. Это - культура, искусство (100,2% - более 6,5 млн. руб.), средства массовой информации (113,7%), физическая культура (102,6%). Такая расходная политика объяснима - экономия по названным зрелищным статьям чревата нанесением ущерба имиджу муниципальной власти.

На эту "мелочь" не стоило бы обращать внимания, если бы не одно "но", а именно: финансирование промышленности, энергетики, строительства - на 37,2%, развития рыночной инфраструктуры - на 28,6%, здравоохранения - на 73,7%, социальной политики - на 80,0%, жилищно-коммунального хозяйства - на 77,8%. Зато себя чиновники обеспечили по статье "государственное управление и местное самоуправление" на 91,1%, хотя по моральному праву они могли рассчитывать максимально лишь на 83,3%.

Будем надеяться, что депутаты Краснокамской Думы, рассмотрев итоги первого полугодия, проявят принципиальность и восстановят справедливость в условиях дефицита муниципального бюджета.

В. Шелунцов, экономист

Размещено 21.08.2002


На сайт ПРПЦ-ПГП

Главная / "Общественный защитник" / №10. Август 2002 года






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.