Главная / "Общественный защитник" / №12. Октябрь 2002 года

КРАСНОКАМСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР
Досье
Новости
Акции
Экология
Проекты
Практика
Общественный
  защитник

Гражданский контроль в действии

1 октября Краснокамский правозащитный центр завершил работу над проектом "Общественный контроль над бюджетным процессом". Этот проект осуществлялся в рамках общероссийской программы "Противодействие коррупции в органах власти", Эта программа финансировалась благотворительным фондом "Институт Открытое Общество (Фонд Сороса)".

Нельзя мириться с коррупцией
Коррупция - одна из главных проблем нашего государства. Она мешает развитию гражданского общества и становлению цивилизованных экономических отношений. Коррупция на уровне муниципального бюджета касается каждого из нас, поскольку в результате нецелевого использования и бесконтрольного расходования бюджетных средств страдают в первую очередь социально уязвимые слои населения. В больницах не хватает лекарств, в детском доме не на что купить обувь и одежду, из-за долгов постоянные отключения воды и тепла. Дороги в рытвинах и ямах, на некоторых улицах города отсутствует освещение, капитальный ремонт жилья вовремя не производится.

Из-за нехватки средств в Краснокамске уже много лет никак не могут завершить строительство социально важных объектов: акушерский корпус, Нытвенский водовод, объездная дорога. На городской наркодиспансер было истрачено коло 4 миллионов рублей. Сейчас о нем забыли. Объект стоит заброшенный, никем не охраняемый. Постепенно расхищаются стройматериалы, использованные для его реконструкции. Пройдет год-другой - не останется ни одной оконной рамы. Опять бюджетные деньги были выброшены на ветер. Спрашивается, кому нужна была такая реконструкция? Получается, что за счет бюджета кто-то хорошо заработал. Немалая сумма была уплачена кому-то за проект наркодиспансера. Кто-то получил подряд на строительные работы и закупку стройматериалов. Вот как проходит борьба с наркоманией по-краснокамски. Никакой пользы, одни убытки.

В своей газете мы неоднократно писали о том, как нарушаются статьи бюджетного кодекса. Не соблюдаются принцип эффективности и экономности бюджетных средств, принцип целевого использования бюджетных средств, принцип гласности (прозрачности) бюджетного процесса. И никто серьезной ответственности за это не несет. Потому что ни в уголовном, ни в административном кодексе не определена мера наказания за эти нарушения. Из-за этого народные деньги тратятся совершенно впустую: на содержание чиновников самого разного ранга, на представительские расходы, юбилеи и увеселительные мероприятия. И в это в момент, когда бюджет испытывает острый дефицит и висит долг перед энергетиками.

Мэр Ворков отказался от помощи Евросоюза
Казалось бы, нужно использовать любую возможность для привлечения дополнительных средств в бюджет. Иностранный благотворительный фонд TACIS (помощь Евросоюза странам бывшего Советского Союза) в рамках программы социального партнерства готов был профинансировать проект по созданию в Краснокамске культурно-делового центра. От данного проект город только бы выиграл, поскольку расходы на организацию и текущую деятельность центра брал на себя Евросоюз. Таким образом, на реализацию проекта из бюджета деньги бы не потребовались.

Во-вторых, с помощью проекта можно было решить массу важных социальных задач:

  • поддержка малого и среднего бизнеса;
  • поддержка социально незащищенных категорий населения;
  • организация выставки достижений города в экономике и других сферах,
  • развития народных промыслов и реализации творческого потенциала краснокамцев,
  • организация культурного досуга жителей города и расширения информационных услуг населению.

    Здесь был бы организован своеобразный бизнес-инкубатор: начинающим предпринимателям предоставлялись бы площади на льготных условиях. Планировалось открыть салон изделий мастеров народных промыслов, выставку рекламных стендов, посвященных культурно-деловой жизни Краснокамска, открыть интернет-центр и современный киноконцертный зал.

    Первоначально проект был поддержан администрацией Краснокамска. Мэр В.М. Ворков был приглашен зарубежной стороны в ирландский город Голуэй с целью ознакомиться с работой аналогичного центра. В Краснокамск специально приехал эксперт фонда TACIS Дэклин Брасил для оказания помощи в создании культурно-делового центра.

    Но в последний момент Краснокамская администрация по каким-то непонятным соображениям отказала в предоставлении помещения для этого проекта. Видимо, сочла, что нововведения городу не нужны, что лучше бюджетную кашу расхлебывать по старинке, лаптем. А город пусть остается на задворках цивилизации, утопая в грязных лужах, экономической отсталости и мраке невежества.

    Портрет чиновника муниципального образования
    На самом деле, ничего удивительного в этом нет. Руководящие посты в городской администрации занимают люди, которые начали свою чиновничью карьеру еще во времена советской власти. Тогда сформировались их методы управления, экономическое мышление и привычки. Они все еще живут старыми традициями и считают себя привилегированным классом. Уютный кабинет с евроотделкой, служебный автомобиль с персональным водителем, сотовый телефон, солидный оклад с ежеквартальной премией и полное равнодушие к проблемам простого человека. Раньше они распределяли меж собой дефицитные товары. Сейчас распоряжаются муниципальным имуществом и бюджетными деньгами: кому выделить жилье, кому - безвозмездную субсидию, кому - подряд на долгострой, а кому - мотоблок для печатанья муниципальной газеты.

    Впоследствии они, обеспечив себя на всю оставшуюся жизнь, выйдут "на заслуженный отдых" с правительственными наградами и почетными званиями.

    Положительные результаты проекта
    За 12 месяцев работы по проекту "Общественный контроль над бюджетным процессом" были достигнуты определенные положительные результаты. Впервые в истории города Краснокамска общественная организация выступила с инициативой, направленной на противодействие коррупции в органах муниципальной власти. Была открыта общественная приемная, куда мог обратиться любой житель города, столкнувшийся с фактами коррупции и злоупотребления служебным положением. В приемную люди обращались по разным вопросам. Так были выявлены финансовые нарушения в Краснокамском детском доме. Благодаря поддержке областных СМИ, Пермского регионального правозащитного центра и Уполномоченного по правам человека в Пермской области удалось привлечь к этой проблеме внимание областной администрации. Директор детского дома Базанова Л.Д. была отстранена от занимаемой должности.

    Много было претензий к деятельности МУ "Дирекция единого заказчика". До последнего времени это учреждение было монополистом в сфере предоставления жителям коммунальных услуг. При значительных бюджетных вливаниях, при постоянном повышении цен на квартплату "Дирекция единого заказчика" не могла обеспечить должного качества предоставляемых услуг. Не было необходимого контроля за тем, как директор МУ "ДЕЗ" Кыхалова Т.И. распоряжается вверенными ей средствами. В мае 2002 года контрольно-ревизионный отдел Краснокамской администрации было выявлено, что 13 миллионов рублей, предназначенных для денежных расчетов с "Пермэнерго" были использованы не по назначению. Краснокамская администрация никаких мер в отношении Кыхаловой Т.И. не предприняла.

    Зато мэр Ворков издал распоряжение, обязывающее муниципальную газету "Краснокамская звезда" публиковать списки лиц, имеющих задолженность по квартплате. Что являлось нарушением статьи 24 Конституции РФ. Мы добились того, что прокурор города признал данное распоряжение незаконным. Списки должников в "Краснокамской звезде" печатать не станут. А вот напечатать в муниципальной газете подробный бюджет "Дирекции единого заказчика" не помешало бы. Чтобы жители, исправно вносящие плату за коммунальные услуги, точно знали, на что расходует МУ "ДЕЗ" эти деньги - на повышение качества услуг или повышение своего личного благосостояния. Кроме того, следует опубликовать подробный отчет о том, как расходуются бюджетные средства, выделяемые на содержание чиновников администрации. И желательно, чтобы эти сведения были подтверждены Контрольно-ревизионным управлением Пермской области.

    После неоднократных обращений правозащитного центра администрация Краснокамска сделала шаг в правильном направлении. Была нарушена монополия управления городским ЖКЖ. Сейчас помимо "Дирекции единого заказчика" в Краснокамске появилось несколько управляющих компаний - "Центр", "Мой город", "Уралкомп" и "Западная". Наличие конкуренции само по себе позитивный фактор, снижающий коррупцию. Во-вторых, конкуренция улучшит качество услуг. В-третьих, каждая компания самостоятельно заключили договора с поставщиками тепла, так что значительно уменьшается вероятность отключения теплоэнергии у всего города.

    Хочется сказать и о роли гласности в осуществлении проекта. Мы использовали разные возможности, чтобы информировать общественность: издавали бюллетень "Общественный защитник", рассылали свои материалы по электронной почте, направляя их в областные СМИ, российские общественные организации, а также губернатору Пермской области и в областное Законодательное собрание. Некоторые материалы появились на страницах пермского выпуска газеты "Московский комсомолец", прозвучали по областному радио, получили широкий общественный резонанс не только в городе, но и в области. "Общественный защитник" - это единственная в Краснокамске независимая газета, которая могла высказать критическое мнение по поводу действий муниципальной власти. Так в сентябрьском номере был напечатан подробный отчет о финансовых нарушениях в Краснокамской Думе, выявленный в результате ревизии.

    Нужна ли государству борьба с коррупцией?
    Что мешало в осуществлении проекта? Такое впечатление, что само государство не очень активно противодействует коррупции и не намерено серьезно с ней бороться. Иначе чем объяснить тот факт, что масса преступлений, таких как злоупотребление служебным положением и крупные хищения, особенно в высших эшелонах власти, остаются безнаказанными. Чем объяснить то, что за нецелевое и неэкономное использование бюджетных средств чиновник вообще не несет никакой ответственности? Почему в России до сих пор нет закона, который бы обязывал госслужащих декларировать свои доходы и имущество? Словом, нынешнее законодательство явно не способствует снижению уровня коррупции в органах власти.

    И выходит, что об искоренении коррупции и установлении гражданского общества в России больше заботятся зарубежные организации, чем российское государство.

    Олег Сергеев, руководитель проекта

    Размещено 01.10.2002


    На сайт ПРПЦ-ПГП

  • Главная / "Общественный защитник" / №12. Октябрь 2002 года






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.