НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Методики / Права детей

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

Одет не по форме и без дневника
(права ребенка в образовательном учреждении)

Автор методики - юрист-консультант Пермского регионального правозащитного центра Оксана Борисенко
За время работы общественной приемной по защите прав детей юристам Пермского регионального правозащитного центра приходилось решать вопросы, касающиеся алиментных обязательств, установления отцовства, привлечения к ответственности за уклонение от уплаты алиментов, лишения родительских прав.

В последнее время увеличилось число обращений, касающихся образования детей. Родителей волнуют вопросы устройства ребенка в детский сад или школу.

Анализ обращений позволяет выделить основные проблемы, связанные с правами ребенка в образовательных учреждениях.

В ст. 43 конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Проблема доступности и бесплатности образования

Возможность бесплатного получения образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий Российское государство превзошло уровень требований, изложенных в п. "а" ст. 4 Конвенции о правах ребенка от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным.

На практике же провозглашенный принцип бесплатности образования остается в прошлом. Родителям приходиться покупать дорогие учебники, форму, оплачивать факультативные занятия. Нынешняя мера поддержки семьи, выплата детских пособий, не может считаться эффективной, поскольку на протяжении трех лет размер пособия не менялся и составляет лишь 4 процента от величины прожиточного минимума.

Проблему недостаточного финансирования школ со стороны государства образовательные учреждения также решают за счет средств родителей учеников. Нужно констатировать тот факт, что родительское сознание уже адаптировалось к регулярным денежным поборам в фонд класса, школы или детского сада. Конечно, такие добровольные пожертвования не предусмотрены ни в одном законе, регулирующем сферу бюджетного образования. Образование в нашей стране пока является бесплатным, на нужды школы деньги должно выделять государство. Но изменившийся социально-экономический уклад изменил и систему образования. В учреждениях обычно требуют деньги со всех, не дифференцируя по признаку обеспеченности. При этом нарушается принцип добровольности при сборе средств.

Большое значение имеет и форма пожертвований на нужды школы. Считаем, что сложившаяся система сбора средств также неприемлема. Обычно сбор денег в фонд образовательного учреждения поручается учителям, которые ведут классное руководство. То есть между учителем и ребенком складываются "финансовые" отношения. Мы считаем, что это неэтично. Было бы правильным, если процесс по сбору средств на нужды учреждения миновал участников образовательного процесса, в частности это касается учителей и учеников. Считаем, что добровольные "финансовые" отношения должны складываться между родителями и, допустим, директором, либо иным уполномоченным лицом, например, родительским комитетом. Считаем, что данная форма сбора пожертвований поможет исключить многие проблемы в сфере дискриминации ребенка по принципу платежеспособности его родителей.

Платить или не платить, конечно, должны решать сами родители. Любое требование денег со стороны школы незаконно.

В случае если требование внесения пожертвований лишается принципа добровольности, то родителям можем посоветовать обратиться с жалобой в районный отдел образования либо в прокуратуру.

К проблеме доступности образования можно отнести жалобы родителей, на то, что по окончанию девятого класса средней школы ученика по разным причинам отказываются принимать для продолжения образования в десятый класс. Часто это объясняется желанием сформировать выпускные классы из успешных учеников. Ученикам, желающим продолжить свое образование в школе на следующей ступени, могут отказать по разным причинам, например, много троек, плохое поведение и т.д. Законно ли при этом поступает администрация школы?

Статья 5 ФЗ "Об образовании" гласит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Количество 10-х классов, открываемых в общеобразовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников 9-х классов данного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование.

Поэтому для поступления в десятый класс достаточно быть аттестованным по всем предметам и выразить желание продолжить обучение дальше. Конкурс при принятии в десятый класс недопустим. Конкурсы организуются лишь при поступлении в профессиональные учебные заведения. В случае отказа со стороны школы продолжить образование в десятом классе ученик или его родители могут пожаловаться в районный отдел образования либо в прокуратуру по месту жительства.

К проблеме доступности можно отнести обращения с жалобами на то, что в виде наказания ученика не допускают на занятия. Например, у него нет дневника или он одет не по форме. Запрещая посещать занятия, учителя нарушают при этом закон "Об образовании" и Конституцию РФ. В данных случаях они лишь вправе сделать замечание, потребовать соблюдения устава, но не допустить на занятия не могут. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование. Это же самое правило относится и к другим атрибутам школьной жизни.

Право учащихся на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Фото Игоря КатаеваВ соответствие со ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) учеников во время образовательного процесса. Школа будет нести ответственность за причинение вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, если не докажет, что вред причинен не по ее вине.

В практике Правозащитного центра есть случаи обращения родителей с жалобами на побои детей учителями. Конечно, это крайняя форма проявления жестокости по отношению к ученикам. Нужно отметить, что привлечь учителя к ответственности за такой поступок бывает очень сложно. Связано это с тем, что свидетелями расправы обычно являются одноклассники и коллеги-учителя. Ученики же находятся под давлением преподавателей, которые могут повлиять на мнение детей-свидетелей. Как правило, учителя и директор становятся на защиту своего коллеги. Родители пострадавшего ребенка практически остаются один на один с образовательной системой. Очень сложно пребывать самому ученику в состоянии холодной войны с педагогическим коллективом. При этом часто в школах пользуются принципом: лучшее средство защиты - это нападение. В борьбу привлекаются союзники со всех сторон. Часто локальный конфликт превращается в общешкольное противостояние.

В практике Правозащитного центра имелись различные примеры развития школьного конфликта. На защиту учителя могут привлечь также родительский комитет. Класс, в котором учиться ребенок, может разделиться на части по принципу: ты за Марью Ивановну или за Петрова. Родительский комитет может организовать поток жалоб от одноклассников на пострадавшего ребенка. Школа в качестве самозащиты способна возбудить уголовное дело по малозначительным проступкам пострадавшего ребенка. В возбуждении уголовного дела обычно отказывают, но на внутришкольный учет или на учет в милицию могут поставить. Тогда в характеристиках ребенка появляются дискредитирующие факты, которые как бы объясняют срыв учителя плохим поведением учащегося.

При защите прав ребенка родители прежде всего не должны забывать, что главной ценностью являются его интересы. Предполагая возможные последствия конфликта с учителем, необходимо, прежде всего, поговорить со своим ребенком, объяснить ему, чтобы его поведение было безупречным.

Если конфликт приобретает серьезную форму, то первое, что следует сделать родителям - перевести ребенка в другую школу.

Общие рекомендации могут быть такими. Если ребенка ударили, то он должен пройти освидетельствование у школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на месте, освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать скорую помощь.

Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование в травмпункте на предмет причинения вреда будет невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.

В случае если ребенок подвергся психическому насилию (запугивание, оскорбления), то освидетельствоваться можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике.

Родители обязательно должны выявить круг потенциальных свидетелей происшествия. Советуем не откладывать это важное дело на потом. В основном свидетелями бывают дети и учителя, которые сами находятся в зависимости, что вызывает дополнительные сложности.

Кроме того, необходимо обратиться с письменным заявлением к директору школы с просьбой разобраться. Обязательно зарегистрируйте у секретаря свое обращение и оставьте копию письма у себя на всякий случай. Директор обязан по письменному заявлению провести служебное расследование, взять объяснительную с виновных лиц. В случае подтверждения фактов директор должен подвернуть учителя наказанию. Это может быть выговор, а может быть и увольнение педагога. Подвернуть наказанию вплоть до увольнения могут в случае, если подтвердится факт психологического или физического насилия со стороны учителя, пусть даже однократного. Директор также должен сообщить родителям о результатах проверки.

В случае, если принятыми мерами директора родители не довольны, то они могут обратиться в милицию или прокуратуру по месту жительства с просьбой принять меры. Можно также обратиться в суд.

Сложности разрешения конфликтов мы видим в самой системе образования. Роль социального педагога выполняют сами же учителя, которые ведут школьные предметы. Вряд ли ребенок, который подвергся насилию в школе, побежит жаловаться социальному педагогу, который вчера поставил ему двойку. Поэтому социальный педагог не должен вести какие-либо предметы. Чтобы исключить давление со стороны администрации, социальный педагог не должен подчиняться директору школы или районо. По такому же принципу в школе работают медицинские работники, которые состоят в системе здравоохранения.

Указанные меры позволят сторонам конфликта пережить его быстрее и менее болезненно.

Оксана Борисенко, юрист-консультант
Пермского регионального правозащитного центра
Опубликовано в газете "Личное дело" №13(70)
Размещено 27.12.2003

 Главная / Права человека / Методики / Права детей






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.