Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

КУДА И В КАКИХ СЛУЧАЯХ ОБРАЩАТЬСЯ

 

Какому должностному лицу надо направить свое обращение? Кто вправе принимать решения по тем или иным вопросам? Даже обоснованное и хорошо написанное ходатайство заранее обречено на неудачу, если оно направлено не по назначению. Какие же органы власти могут помочь человеку в различных вопросах, которые они затрагивают в своих жалобах и ходатайствах?

ПРОКУРАТУРЫ

В прокуратуру можно обращаться с вопросами, связанными с исполнением или нарушением законов. Если какое-либо учреждение или организация нарушает Ваши права (будь то отказ в предоставлении льгот, положенных по закону, или отказ в выдаче справок вопреки требованиям законодательства), наиболее простой и быстрый способ повлиять на нарушителя - обратиться в прокуратуру.

Каждый довод, изложенный в обращении, должен быть объективно проверен, заявителю должен быть направлен мотивированный ответ. Устное обращение должно быть зарегистрировано в книге личного приема. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Если обращение не подлежат разрешению в органах прокуратуры, его должны в пятидневный срок направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснить им, куда следует обратиться. Обращение должно быть рассмотрено в месячный срок, а по вопросам не требующим дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Отказ в удовлетворении обращения должен быть аргументирован нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и других дел. При получении не удовлетворяющего вас ответа вы вправе обжаловать его в вышестоящую прокуратуру или в суд по месту вашего нахождения опять-таки в течение месяца после получения ответа или после истечения срока, установленного на ответ.

Обращение в прокуратуру может быть оставлено без рассмотрения в следующих случаях:

  • если обращение не содержит сведений о фамилии и месте жительства заявителя,
  • если повторное обращение не содержит новых данных и уже был дан ответ на предыдущие обращения;
  • если содержание обращения лишено логики и смысла;
  • если обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения.
    (Приказ Генпрокуратуры РФ "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ").

    ДЕПУТАТЫ

    По поводу действий органов власти, нарушающих Ваши права, можно обратиться к депутатам. Депутат не вправе, скажем, отменить незаконные решения учреждений и должностных лиц. Не может он отменить и судебное решение. Но депутат, получив от вас жалобу, вправе запросить начальника: почему, на каких основаниях он принял то или иное решение? Получив разъяснения и посчитав, что основания незаконны, депутат вправе изложить свое мнение и попросить отменить решение. Если начальник будет упорствовать, депутат может обратиться к начальнику начальника и т.д. Кроме того, депутаты обладают расширенными возможностями получения информации, ответ на депутатский запрос должен быть направлен незамедлительно, а при необходимости подготовки материалов не позднее 30 дней. Поэтому, если Вы не можете добиться от того или иного учреждения вразумительной информации самостоятельно, Вы можете сделать это при помощи своего депутата.

    В суды и вышестоящие инстанции бессмысленно жаловаться на несправедливое законодательство. Так как суды и органы исполнительной власти призваны исполнять нормы закона, какими бы они не были. В таких случаях имеет смысл обратиться к депутатам Государственной Думы РФ. Депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы, они могут вносить на рассмотрение в Государственную Думу законопроекты и поправки к ним. Законодательные инициативы депутатов подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой. Законы, которые содержат положения противоречащие Конституции, могут быть обжалованы в Конституционный суд РФ.

    УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

    Должность уполномоченного по правам человека введена для содействия восстановлению нарушенных прав и свобод человека. Каждый человек, чьи права нарушены может подать жалобу Уполномоченному. Уполномоченный по правам человека, не только обязан давать бесплатные консультации, формулировать ежегодный доклад по состоянию дел по правам человека в Пермской Области, он имеет право запрашивать органы государственной власти материалы по вопросам их деятельности в пределах своей компетенции, а также получать объяснения от должностных лиц и посещать все организации на территории Пермской области.

    Жалобы Уполномоченному принимаются в письменном виде (лично Уполномоченному, через представителя или направить по почте) и не позднее истечения года, с тех пор, как гражданину стало известно о нарушении его прав. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество, адрес заявителя, наименование и адрес органа (должностного лица), действия, которого обжалуются, изложение сути действия, нарушающих, по мнению заявителя, его права. Если вы уже предпринимали какие-то действия в судах или иных инстанциях, необходимо передать Уполномоченному копии решений, принятых по жалобе лица.

    ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    Для разрешения не удовлетворившего Вас решения надо идти по инстанциям-ступенечкам, снизу вверх. Проходя по "лестнице" инстанций, надо указывать, куда Вы уже обращались и какой получили ответ. Поэтому вышестоящая инстанция только тогда должна подключиться к жалобе, когда нижестоящая вам ответила, и ответ Вас не удовлетворил. Причем, если в установленный законом срок ответа не последовало, молчание должно расцениваться как отказ.

    Для того, чтобы правильно и вовремя направить свое обращение, необходимо знать и соблюдать сроки, установленные законом как для обращений, так и для ответов.

    Жалобы на действия органов власти в суде принимаются в течение трех месяцев, после того, как гражданину стало известно о нарушении его права. Обжаловать решение вышестоящей инстанции можно в течение одного месяца со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе, либо, если письменное уведомление об отказе так и не пришло - в течение мецяца со дня истечения месячного срока после подачи жалобы в вышестоящую инстанцию. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

    Из всех этих требований вытекает еще один очень важный вывод: необходимо оставлять у себя копии своих обращений и иметь возможность доказать, какого числа они были отправлены.

    Ольга Кочева, юрист-консультант
    Пермского регионального правозащитного центра

    Другие методики

    Размещено 13.07.2002


  • Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
    Designed by VNV