Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

КАК ПРОВОДИТЬ АКЦИИ И КАМПАНИИ

 

"Легче зажечь одну маленькую
свечку, чем клясть темноту".

Конфуций, философ
(551 - 479 до н.э.)

Автор методики - Андрей БлинушовПринято считать, что проведение общественных ненасильственных акций и кампаний является неотъемлемой частью гражданского общества.

Большинство неправительственных объединений, в той или иной мере, занимаются организацией мероприятий по защите окружающей среды, сбором средств для детей-сирот, распространением знаний о вреде наркотиков, помощью больным лейкемией и так далее.

В данной статье мы не будем рассматривать акции и кампании по "продвижению имиджа", "созданию PR" - на эту тему существует много популярной и специальной литературы. Вопросов "как определить проблему", "как привлечь людей", мы также не будем касаться - отошлем читателей к материалам многочисленных семинаров на эту тему.

Постараемся коснуться, в основном, практических аспектов проведения акций и кампаний применительно к правозащитным организациям (естественно, что НПО другого профиля могут воспользоваться ими, соответственно адаптировав их для своих нужд).

Поскольку акции являются эффективным инструментом общественного воздействия, всегда важно помнить, кто является их организатором. К сожалению, в общественном движении любой страны существует ряд групп и отдельные личности, "исповедующие" правовой нигилизм, национальную нетерпимость и т. п. - не являются исключением и организации, самоидентифицирующие себя как "правозащитные". Хотя таковыми, конечно, не являются. Поэтому имеет смысл вспомнить о принципах, хотя бы конспективно.

Принципы
Евгений Захаров, сопредседатель Харьковской Правозащитной Группы (Украина), в своей статье "Правозащитники", обобщая опыт работы предшественников, выделяет отличительные признаки объединений по защите прав и свобод человека.

Процитируем, на наш взгляд, принципиально важные:
- "Правозащитные организации утверждают и защищают права человека независимо от его расы, пола, гражданства, этнического или социального происхождения, имущественного или другого положения, должности, рода и характера занятий, места проживания, языка, религии, политических и других убеждений <...>
- "Не навреди!". Этот принцип означает, что нужно действовать так, чтобы не ухудшить положение объекта (жертвы) нарушения прав человека. Он следует также из того, что главная цель правозащитной активности - минимизация уровня насилия в обществе <...>
- Независимость от политической позиции. Для правозащитника принципиально, чтобы в общественной жизни были отражены и левые, и правые, т.е. все направления политической мысли и социальной активности <...>
- Независимость от общественного мнения. Общественное мнение может вполне поддерживать идеи, чуждые правам человека и угрожающие им. Например, общественное мнение в подавляющем большинстве стран поддерживает смертную казнь, правозащитные же организации - борются за ее отмену <...>
- Независимость правозащитных организаций от государства. Поскольку такие организации являются оппонентами государства, они должны быть максимально независимыми от него, прежде всего, в финансовом плане <...>
- "Честное сотрудничество неединомышленников". Этот принцип взаимодействия правозащитных организаций с государством сформулировал в 1988 году Сергей Ковалев. Во всем том, в чем я согласен с властью, я готов с ней честно сотрудничать, а когда она допускает ошибки, я буду противостоять ей, используя имеющиеся законные методы <...>

Термины
Теперь давайте определимся, что мы понимаем под терминами "акции" и "кампании".

В нашем случае, акции и кампании - это конкретные спланированные действия или комплекс действий, направленные на решение конкретной задачи. Например, освобождение из-под стражи историка Игоря Сутягина, обвиненного российской службой безопасности в "производстве", а затем в "разглашении" государственной тайны.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает нашим терминам такие определения:
- "Акция - действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели".
- "Кампания - совокупность мероприятий для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи".

Последний термин толкуется как-то уж очень по-советски, но не будем придираться - словарь писался в известные годы. Мы хозяйственными вопросами заниматься не станем, а рассмотрим несколько подходов к самому явлению.

Подходы
На наш взгляд, распространены, по меньшей мере, два "перекошенных" подхода к рассматриваемому явлению. Один из них бытует в среде советников, комплексных исследователей и парламентских экспертов. Они зачастую пренебрежительно именуют работу по организации и проведению акций и кампаний "активизмом". Они имеют в виду, что лишь кропотливая вдумчивая работа по разработке законодательных актов способна поступательно разрешать проблему должной защиты прав и свобод граждан.

Второй подход основан на задорном юношеском максимализме, например, анархистских организаций и, с другой стороны, на мрачном пессимизме борцов-правдолюбцев с 30-летним стажем. Данная категория считает, что голодовки, палаточные городки и забрасывание чиновников овощами гораздо важнее дискуссий в комиссиях и комитетах.

Сразу признаемся в искренней любви и уважении и к тем, и к другим. На самом деле и эксперты, и демонстранты являются важнейшими составляющими общего процесса. Вот только, к сожалению, они нечасто используют возможности друг друга. Мы, со своей стороны, призываем читателей к взаимодействию. И такой положительный опыт есть - как в России, так и за рубежом.

Опыт
Очень интересный опыт в организации и проведении общественных акций и кампаний сегодня имеют: правозащитное Общество "Мемориал", Антифашистское Молодежное Действие и такие экологические организации, как, например, Greenpeaсe и СОЦЭКО. (Приносим свои извинения тем организациям, которые мы, по незнанию, не упомянули).

При планировании и проведении долгосрочных кампаний и театрализованных/символических акций названные организации пользуются как компетентным фактическим материалом, так и необычными эффектными техниками. Еще раз подчеркнем, что оба аспекта чрезвычайно важны.

Во-первых, в ходе акции вам придется дискутировать с посторонними людьми. Значит, вы обязательно должны заранее изучить мнения экспертов, прочесть соответствующие доклады и статьи. Иначе неглубокие дилетантские суждения о проблеме, которой посвящена акция, наверняка сведут на нет все ваши усилия.

Во-вторых, зрелищность акций, эффектный символизм - залог внимания публики и прессы. Наверняка все хотя бы раз имели дело со съемочными группами телевидения. Помните их вечный вопрос: "А картинка будет?" Так вот, "картинка" нужна не только ТВ - прохожих сейчас не удивишь банальной раздачей листовок.

Итак, каковы непременные условия организации общественной акции?

Условия
Один из наиболее проработанных и эффективных проектов организации и проведения акций реализует в течение ряда лет экологическое объединение Greenpeaсe (Гринпис - Зеленый мир).

Остановимся на самых важных условиях гринписовских акций:

1. Глубокая предварительная проработка поднятого вопроса.
Без знания предмета говорить о нем трудно, тем более со специалистами. Поэтому, прежде чем проводить акцию, необходимо собрать массу информации по проблеме, обсудить возможные пути решения с экспертами, собрать примеры подхода к подобным проблемам в других регионах и странах.

Для примера рассмотрим организацию акций Гринпис против незаконного строительства мусоросжигательного завода в промышленной зоне Руднево (Москва). Прежде чем вступить в борьбу со строителями и их сторонниками в правительстве Москвы, экологами были проведены исследования данных, касающихся загрязнений от подобных заводов в разных странах. Затем была проведена юридическая экспертиза документов, на основании которых ведется строительство. Гринпис также провел консультации с известными специалистами по поводу технических особенностей проекта данного конкретного завода. Только после этого Гринпис позволил себе объявить, что строительство незаконно, экономически неэффективно и экологически чрезвычайно опасно. Вслед за этим, когда стало ясно, что доказательства не принимаются во внимание, Гринпис начал акции протеста.

2. Использование всех возможных официальных путей решения проблемы.
Вот как Гринпис вел борьбу за перепрофилирование акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат". Противостояние с администрацией комбината сопровождалось подготовкой значительного количества документов, рассмотрением десятков программ и писем. Пытаясь сначала решить проблему без демонстраций и пикетирований, Гринпис подготовил все необходимое для заседания Научного совета при Президиуме Российской академии наук, к мнению которого прислушиваются (или вынуждены прислушиваться) многие официальные лица. Академики единогласно высказались за перепрофилирование опасных производств комбината.

3. Продуманный выбор места и времени проведения акции.
По мнению Гринпис, проводить акцию следует "там и так", чтобы это было как можно более результативно. "Объект" протеста должен в полной мере прочувствовать негодование граждан. С другой стороны, необходимо, особенно в случае технически сложных акций, учитывать правила безопасности - расписание работы пикетируемого объекта, местоположение участников акции, движение автотранспорта, пешеходов и тому подобное.

Например, акция Гринпис на буровой вышке фирмы ЛУКойл у поселка Мокроус Саратовской области, в которой принимали участие альпинисты, проходила в сложных условиях. Температура воздуха была выше сорока градусов. Пикетчики поднимались по обжигающим руки металлическим конструкциям вышки, но, благодаря предусмотрительности организаторов акции, никто из них не пострадал. Приехавшая милиция задерживать пикетчиков отказалась - плакаты протеста были развернуты за пределами площадки. Акция продолжалась около 12 часов, и все это время работа незаконно возведенной вышки была действительно парализована.

4. Привлечение средств массовой информации.
Очень важно, чтобы о самой проблеме, как и об акции, направленной на ее решение, обязательно узнали журналисты. Часто сам факт обнародования информации является действенным рычагом решения проблемы. Здесь незаменимыми окажутся заранее подготовленные пресс-релизы и копии документов.

Например, в конце 1998 года постановлением губернатора Иркутской области был закрыт цех ртутного электролиза акционерного общества "Усольехимпром" (г. Усолье-Сибирское) и была разработана программа по ликвидации ртутного загрязнения окружающей среды. Данное постановление появилось в результате работы Гринпис с прессой. Тогда в печати были обнародованы документы и опубликованы статьи, свидетельствующие о том, что в Иркутской области развивается экологическая "ртутная" катастрофа, вызванная деятельностью акционерного общества "Усольехимпром", которое использовало устаревшие технологии ртутного электролиза.

5. Сотрудничество с представителями общественности.
Без поддержки на местах бороться с нарушениями закона, творящимися в "медвежьих углах" нашего необозримого Отечества, просто невозможно. Поэтому на всех стадиях: сбора информации и ее обработки; подготовки акции; реализации ее результатов; контроля за исполнением принятых решений - необходимо тесно сотрудничать с местными общественными организациями, национальными общинами, просто неравнодушными людьми.

6. Международная координация действий.
Проблему гораздо легче решить, если "навалиться" на нее, что называется, всем миром. Поэтому очень важно уделять внимание объединению усилий представителей разных стран, подключать к акции зарубежные неправительственные организации. Например, в рамках подготовки экологической акции Гринпис провел международное расследование. Оно показало, что по заказу финской компании "Энсо" в пограничной зоне Карелии заготавливается древесина в малонарушенных, естественных лесах. 20 августа 1996 года сторонники Гринпис из России, Германии, Финляндии, Швеции, Дании, Австрии, Великобритании провели совместную акцию против уничтожения этих уникальных лесов. Одновременно прошли протесты в России, и был блокирован вход на целлюлозный комбинат "Эноселл" в Финляндии.

Международная акция имела большой успех. "Энсо" объявила мораторий на вырубку ценных лесов, к которому вскоре присоединились и другие западные фирмы, работающие в России. Заготовка леса теперь ведется на основе специально подготовленной Гринпис и Центром охраны дикой природы компьютерной карты, на которой отмечены как "запретные" участки лесов, так и те, в которых можно вырубать.

7. Особенности взаимодействия с властями и "объектом" акции.
Участники акции должны быть всегда корректны с представителями силовых структур и администрацией "объекта". Необходимо четко следовать правилу: вы - не насильственная организация. Употребление спиртного несовместимо с участием в акции. Участники акции должны помнить, что нельзя брать с собой предметы типа перочинных ножей, металлических труб и тому подобное. А вот паспорт (с непросроченным сроком действия и актуальной регистрацией) взять с собой надо непременно.

8. Запасные варианты.
Несколько серьезных рекомендаций дает также Шел Трепп из американской Организации Содействия местному самоуправлению: "При длительном ведении акции, а тем более при организации целой протестной кампании, позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно запасных вариантов. Трудно просить людей пикетировать прокурора на протяжении шести месяцев. Необходимо поискать запасные варианты. Прокурор заседает на конференции какого-то городского управления? Тогда посетите это управление и попросите вызвать служителя Фемиды на собрание граждан, которое вы "стихийно" организовали в сквере возле управления. Прокурор ездит на охоту в пригородное село? Можно предпринять визит в этот населенный пункт. При длительных кампаниях должны быть запасные варианты, так, чтобы людям это не наскучило, а "объект" протестов испытывал бы давление со всех сторон".

9. Группа обеспечения.
Вы должны помнить, что при организации демонстрации, пикета и других подобных акций, у вас могут возникнуть осложнения, прежде всего, с властями. При разработке плана акции вы должны предусмотреть "группу обеспечения". У членов этой группы должен быть список журналистов, представителей администрации, милицейских чинов, депутатов - лиц, к которым, в случае необходимости, ваши товарищи смогут обратиться за помощью, разъяснениями и так далее. Список обязательно должен включать в себя телефоны, адреса приемных.

В группе обеспечения должен быть человек, дежурящий в ходе всей акции у своего домашнего/рабочего телефона - в случае инцидентов он должен, получив сигнал, начать обзвонку по списку. Хорошо, если в группу обеспечения будет входить юрист - возможность быстрого получения юридических консультаций бывает просто неоценимой...

Андрей Блинушов,
"Правозащитная сеть"

Другие методики

Размещено 14.07.2002


Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV