Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ЕСЛИ ВЫ НЕДОВОЛЬНЫ
КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
или если Вам причинили вред
в медицинском учреждении

 

Вопрос на засыпку: куда бы Вы обратились, если, не дай Бог, произошел бы такой случай?

Обычно наши больные привычно несут свои жалобы в управление здравоохранения в надежде, что большое медицинское начальство заступится за пациента и накажет нерадивых, невнимательных подчиненных в своих подведомственных медицинских учреждений.

Да, это был, пожалуй, единственный путь "найти правду" в застойные годы. К стати, сейчас этот вариант также существует и никто не запрещает попытаться им воспользоваться как и раньше.

Правда, тут есть небольшая проблема. Управление здравоохранения - это руководящий орган, отвечающий за качество медуслуг во всех государственных медучреждениях и следящий, чтобы в подведомственных структурах было меньше "проколов" в работе. Поэтому любой выявленный брак в работе больницы - это большой минус в работе всего ведомства. Как, по вашему должно на это реагировать ведомство, которому жалуются на плохую работу его подопечных?

Действительно, в этих ситуациях ждать от управления здравоохранения независимого исследования качества медицинской помощи - все равно, что, например, просить пожарного инспектора провести пожарно-техническую экспертизу сгоревшего объекта, на котором он отвечал за противопожарную безопасность. Ведь чиновники управления ответственны за качество и безопасность услуг, предоставляемых в государственных медучреждениях.

Пожалуй, есть только один из вариантов, когда управление здравоохранения может высказать независимую в юридическом смысле точку зрения - это когда вред здоровью причинен в частном лечебном предприятии. Но где найти в Перми такую частную клинику, свободную от цехового прикрытия солидного ведомства. У нас все медучреждения за единичным исключением являются государственными, поэтому данный вариант имеет лишь гипотетическое звучание.

Итак, куда деваться простому Российскому пациенту?

На страницах газеты "За человека" мы уже рассказывали о некоторых возможных путях решения вопроса об ответственности медицинского учреждения в случаях причинения вреда здоровью. Со времени первых публикаций опыт правозащитной деятельности ПМПЦ обогатился рядом положительных примеров. Поэтому сегодня мы расскажем как следует поступать пациенту в случаях нарушения прав в области здравоохранения.

В соответствии с существующими принципами современного законодательства и принятыми обычаям делового оборота любая сторона гражданско-правовых отношений (в том числе и в медицинской сфере) наделена очень широкими полномочиями в отстаивании своих прав. Надо только помнить, что пациент - это равноправный участник именно гражданско-правовых, а не административных отношений, при которых больной в прежние годы выступал в роли зависимого, бесправного просителя. К сожалению, часть наших граждан так себя и ведет, давая повод отдельным властолюбивым служащим (живущие, к стати, на наши налоги), повелевать ими и "футболить" надоедливых просителей ежедневно и в любое время года.

Правда, встречается и другая крайность, когда больной (или родственники) начинают скандалить и ругаться по всякому ничтожному поводу прямо в медучреждении или в администрации города и области, и как правило абсолютно безрезультатно для самого пациента.

На сегодняшний день полным ходом, особенно в центральных городах страны, используется обычный для правовых государств судебный и досудебный путь решения медицинских конфликтов. Вот об этом мы сейчас и поговорим более подробно.

Итак, первое, что надо сделать:

выскажите, по возможности грамотно и корректно свои претензии заведующему отделением.

При этом, если в устной беседе не удалось решит больные вопросы то приступайте к следующему этапу:

составление письменного заявления руководителю медицинского учреждения.

Письмо оформляется, по общему правилу, в 2 экземплярах: один передается через секретаря главному врачу; на 2-м экземпляре (который вы оставляете себе) секретарь делает пометку о принятии данного заявления (дату, подпись). По общему правилу - ответ на ваше заявление должен быть выслан в течение 1 месяца.

В Вашем заявление надо коротко и ясно изложить суть того, что Вас, собственно, не устроило, а также Ваши предложения по решению данного конфликта. Не следует "перегибать палку" с денежной компенсацией или пугать руководство учреждения возможным обращением в суд, в прокуратуру или в администрацию президента. Это и без угроз является Вашим правом на любой стадии конфликта.
Самое главное, прежде, чем садиться за письмо надо ясно себе представлять реальную сторону дела, а именно:

1) было ли на самом деле нарушение со стороны медучреждения (вполне может случиться, что никто ни в чем не виноват);

2) если причинен вред, то сколько он приблизительно может "стоить" и т.п.

Если ответ от непосредственных нарушителей Ваших прав Вас не удовлетворяет, не стоит тратить силы на переписку с более высоким медицинским начальством - ответ скорее всего будет однотипным (одно же ведомство). В данном случае обращение в суд - наиболее реальный путь защиты гражданских прав в медицине, как и в любой другой сфере общественной жизни. Итак следующим этапом будет:

составление искового заявления в суд.

В этой связи надо сказать, что судебное разбирательство довольно сложный процесс, требующий много времени и денежных затрат. Правда, в случае принятия решения в Вашу пользу судебные расходы взыскиваются с виновной стороны и возвращаются Вам. Кроме этого, иски по данным основаниям освобождаются от госпошлины.

При всех сложностях и порой довольно длительном разбирательстве суды являются самой серьезной и наиболее реальной мерой защиты граждан при осуществлении ими своих прав. Поэтому значение судов в решении медицинских конфликтов, как разновидности гражданско-правовых споров в ближайшие годы будет заметно возрастать.

Обращение в суд по "медицинскому" вопросу имеет некоторую специфику. Самая главная особенность - это назначение судебно-медицинской экспертизы. Ее проводят специалисты Бюро судебно-медицинской экспертизы, при этом эксперты дают расписку о предупреждении об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Перед экспертами ставятся те вопросы, которые необходимы для принятия судебного решения. При этом вопросы может формулировать как суд, так и стороны, участвующие в процессе. Поэтому грамотно составленные вопросы во многом облегчают работу экспертов и помогают более полно охарактеризовать качество оказанной медицинской помощи.

Исходя из сказанного, прежде, чем идти в суд надо быть уверенным в том, что ваши исковые требования достаточно обоснованны, Ваше заявление процессуально грамотно оформлено, и Ваше дело имеет определенные шансы на успех. При этом, чтобы не отвлекать малоперспективными исками и без того перегруженные районные суды, следует непременно обратиться за консультацией к специалистам, компетентным в области медицинского права.

Как известно, существует такое понятие, как досудебная экспертиза. Именно с помощью такой независимой оценки Вашей истории болезни можно сориентироваться в направлении Ваших дальнейших действий и определить, какой из путей защиты Ваших прав наиболее эффективен. С этой целью для квалифицированной помощи пациентам в подобных ситуациях Пермский медицинский правозащитный центр проводит бесплатные консультации по широкому круги медико-правовых вопросов. Расписание таких консультаций дано на последней странице газеты.

Е.В. Козьминых, директор
Пермского медицинского правозащитного центра



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV