Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

НОВЫЙ КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

С 1 июля вступает в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях. Новый кодекс изменил ранее действующие правила привлечения к административной ответственности с учетом новых экономических и социальных реалий. Ниже мы постараемся рассмотреть наиболее значимые изменения, произошедшие в этом нормативном акте.

Одной из важных гарантий, предусмотренных кодексом, является закрепление презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Обязанность доказать вину лица, привлекаемого к ответственности, лежит на соответствующем органе власти. И любые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Например, если при составлении протокола о привлечении к административной ответственности не были привлечены понятые для подтверждения факта правонарушения, такой протокол нельзя считать надлежащим доказательством подтверждения вины правонарушителя, и в привлечении к административной ответственности будет отказано.

Кодекс не только уточнил перечень лиц, привлекаемых к административной ответственности (впервые дано определение "должностного лица"), но и расширил его состав. Теперь в числе лиц, привлекаемых к административной ответственности, выступают и юридические лица. Законным представителем юридического лица при проведении разбирательства в связи с привлечением к ответственности выступает его руководитель или иное лицо, на которое такая обязанность возложена уставом.

Установлен дифференцированный подход при назначении административного штрафа. Снижен минимальный размер штрафа до одной десятой минимального размера оплаты труда. Максимальный размер штрафа, налагаемого на гражданина, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда. Ограничения размера налагаемого штрафа могут быть связаны с суммой предмета правонарушения или суммой неуплаченных налогов. В этом случае размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Кодексом упрощена процедура возмещения вреда, причиненного административным правонарушением. Теперь суд сможет принять решение о компенсации имущественного ущерба и возмещения морального вреда одновременно с рассмотрением дела о привлечении к административной ответственности. Например, на предприятие, допускавшее неоднократные нарушения трудовых прав работников, судом может быть возложена обязанность возместить имущественный ущерб и моральные вред, понесенные работниками.

Произошли изменения в составах административных правонарушений, формах и размерах административных взысканий:

  • в сфере трудовых отношений: увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения. Для обеспечения прав инвалидов в сфере труда введена административная ответственность за отказ в приеме на работу в пределах установленной квоты, а также за необоснованный отказ в регистрации в качестве безработного. На должностные и юридические лица, допустившие данные правонарушения, инспекцией по труду или судом (в зависимости от состава правонарушения) может быть наложен штраф;
  • в сфере предоставления и распространения информации: установлена административная ответственность за нарушение прав граждан на информацию либо распространение информации о гражданах без их согласия;
  • увеличен размер штрафа за безбилетный проезд в транспорте. Например, за проезд в пригородном транспорте без билета взыскивается штраф в размере 100 рублей.

    Среди участников административного разбирательства появились новые лица - понятой, специалист, законные представители юридического лица. Упоминание о процессуальной фигуре, понятом, существует и в действующей редакции КоАП РФ. Однако процессуальный статус не определен.

    В новом кодексе регулированию правового статуса понятого посвящена статья 25.7. Понятым может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

    Специалист для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечен для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Соответственно такое лицо должно обладать необходимыми знаниями в той соответствующей области. Однако, в отличие от эксперта, на него не возлагается обязанность по проведению экспертизы и дачи экспертного заключения. Появление такой фигуры как специалист вполне оправданно, так как привлечение эксперта не всегда целесообразно и вызывается необходимостью, в то время как должностное лицо, проводящее разбирательство, не обладает необходимыми познаниями.

    Применение мер обеспечения по проведению административного разбирательства (административное задержание, доставление, привод, досмотр, личный осмотр, отстранение от управления транспортным средством и другие) также претерпело свои изменения в сторону дополнения этих мер: новыми органами и должностными лицами, имеющими право проводить необходимые действия по обеспечению административного разбирательства.

    Личный досмотр гражданина должен производиться, как правило, в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при гражданине находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

    Протокол об административном правонарушении, как правило, составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в отдельных случаях, когда необходимо проведения расследования, для выявления необходимых данных он может быть составлен и в другие сроки.

    Сергей Максимов, юрист-консультант
    Пермского регионального правозащитного центра

    Другие методики

    Размещено 13.07.2002


  • Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
    Designed by VNV