Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

КАК ОБРАЩАТЬСЯ К ПРОКУРОРУ

 

Чаще всего поводом обращения гражданина к прокурору является нарушение законности как со стороны представителей органов власти и государственного управления, так и администрации предприятий, учреждений, организаций. Причем если в суд гражданин обращается за защитой собственных прав, то в прокуратуре он может заявить об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном преступлении опять же вне зависимости от того, против кого оно было направлено.

Так, например, в связи с обращениями граждан по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целом ряде регионов страны прокурорами на местах были проведены проверки соблюдения органами милиции законодательства о розыске без вести пропавших стариков и инвалидов. Проверки выявили немало недостатков в этой работе. Выявлены многочисленные случаи, когда пропавшие люди оказались жертвами незаконных действий преступных групп, которые "вычисляли" одиноких владельцев квартир, а затем убивали их, в лучшем случае выставляли за дверь. По всем таким фактам именно прокуратура возбуждала уголовные дела, привлекала преступников к уголовной ответственности, принимала всевозможные меры к восстановлению нарушений закона.

Поводы обращений к прокурору могут быть весьма разнообразными. Это, к примеру, непредоставление спецодежды или дополнительного питания рабочим, занятым на работах с вредными условиями труда, несвоевременная выдача заработной платы, всевозможные не основанные на законах ограничения, воспрепятствование воинского начальника увольнению солдат из расположения части в выходные дни или необоснованный перевод военнослужащего на казарменное положение с запретом выхода за пределы военного городка и др. Всего многообразия конфликтов с законом в одном обзоре не раскрыть, да в этом, собственно, и нет особой необходимости. Важно всегда помнить одно: если вы столкнулись с беззаконием, то ваше право, а нередко и обязанность (когда речь идет о преступлении) - обратиться к прокурору, поставить его в известность о случившемся.

Безусловным основанием обращения к прокурору является отказ милиции зарегистрировать заявление гражданина о совершенных в отношении его противоправных действиях, о преступлениях. Это грубейшее нарушение законности - способ сокрытия преступлений, уклонения от их расследования.

В свою очередь, на прокурора законом возложена обязанность рассмотреть поступившее обращение, проверить его обоснованность и при установлении фактов нарушения закона принять меры к их устранению, к восстановлению нарушенных прав. Здесь просматривается определенное сходство с защитой прав в суде. Действительно, одни и те же нарушения могут устраняться в судебном порядке и в порядке прокурорского надзора. Однако существуют и заметные различия.

Взять хотя бы такую ситуацию. Какой-то руководящий чиновник строит себе дачу за государственный счет или использует служебное положение в личных целях. Пресечь подобное путем обращения в суд проблематично. Во всяком случае, судебного иска против себя стяжатель заявлять не станет, да и из его окружения под категорию гражданского истца никто не подпадает, ибо потерпевшей стороной не является. Стало быть, единственная управа на нарушителя - обратиться к прокурору. Получив подобный сигнал, прокурор обязан организовать проверку, назначить ревизию, определить ущерб, принять меры к его возмещению за счет нарушителя и рассмотреть вопрос о привлечении его к дисциплинарной либо уголовной ответственности.

Каких-либо ограничений в плане обращения к прокурору закон не содержит. Единственным условием такого шага является факт нарушения закона. Однако надо иметь в виду следующее. Суд, разбираясь с иском гражданина, принимает решение по существу: констатируя обращение обоснованным, он признает акт ответчика незаконным, отменяет его (приказ, распоряжение, решение, действия), возлагая на виновную сторону обязанность восстановления нарушенных прав, возмещения нанесенного ущерба. При несостоятельности притязаний истца отказывает ему.

Что же касается прокурора, то он не может отменить обжалуемый или оспариваемый акт и вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение посредством принесения протеста, представления. Руководители и должностные лица, получив от прокурора такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения. Но они могут и не согласиться с позицией прокурора, оставив в силе свое прежнее решение. Хотя случаи отклонения прокурорских протестов и представлений весьма редки, исключить подобного оборота дела нельзя. Разумеется, когда прокурор убежден в правоте своей позиции, он обязан добиться устранения нарушений закона и вправе в порядке защиты нарушенных прав заявителя сам обратиться за их защитой с иском в суд. Но при таком развитии событий для восстановления законности может уйти не мало времени. Поэтому, когда в обращении заявителя к прокурору содержатся данные о нарушениях закона, подлежащих разрешению в судебном порядке, гражданину дается разъяснение о целесообразности перенесения возникшего спора в судебные органы. Хотя и в таких случаях прокурорское вмешательство не исключается.

Какой-либо строго установленной формы обращения к прокурору закон не устанавливает. Заявление или жалоба составляется в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона - с этим юрист разберется сам), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. Заявителю целесообразно указать сведения о самом себе фамилию, адрес, телефон, дабы при необходимости прокурор мог получить у этого гражданина необходимую дополнительную информацию, сообщить ему о результатах рассмотрения обращения. Заявление пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Оно может быть направлено прокурору по почте, а также вручено ему на личном приеме, передано непосредственно в канцелярию прокуратуры и в обязательном порядке должно быть зарегистрировано.

Библиотека журнала "Социальная защита"



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV