Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

НЕВОЛЬНАЯ БОРЬБА ПО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ

 

Известная поговорка гласит: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Это утверждение в полной мере можно отнести к потребителям.

С большим трудом мы расстаемся с привычками времен дефицита, приучившими нас не перечить продавцам, не ссориться с работниками сферы обслуживания, не отвечать на откровенное хамство государственных чиновников. Сегодня почти каждый знает или слышал о потребительском законе. Однако, мало знать о существовании законов - необходимо уметь их применять.

Как не допустить нарушения прав при заключении договора

Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому выбирая товар, заключая договор на строительство садового домика или отправляясь отдыхать, воспользуйтесь несложными советами, которые помогут вам избежать неприятных ситуаций.

Тщательно выбирайте партнера

  • Выбирая товар (услугу), сопоставьте несколько рекламных объявлений на интересующую вас тему. Лучше всего заключать договор с фирмой, услугами которой уже воспользовался кто-либо из ваших знакомых.
  • Отсутствие в торговом зале магазина или в приемной мастерской информации для потребителей (выдержки из нормативных актов, сведения о регистрации фирмы, адресов контролирующих органов) должно вас насторожить, а отказ продавца эту информацию предоставить, говорит о том, что заключив договор, вы рискуете столкнуться с большими неприятностями.
  • Покупайте дорогостоящие товары в фирменных магазинах, имеющих свою сервисную службу. При выборе товара обращайте внимание на условия гарантийного обслуживания, предоставляемые фирмой. Сравните гарантийные обязательства различных фирм-производителей и торговых предприятий и выбирайте условия, наиболее удовлетворяющие вашим потребностям.

Покупая продовольственный товар, запомните:

  • Если на прилавке стоят механические весы, подходя к прилавку, постарайтесь остановиться точно перпендикулярно шкале весов. Прежде чем сдать заказ, демонстративно взгляните на стрелку весов и отметьте ее расположение. Попросите продавца взвесить гирю, т.к. на практике зачастую вес гири не соответствует весу на ней указанному. Любая отрицательная реакция продавца должна убедить вас в том, что ваши опасения правильны.
  • Если в магазине электронные весы, попросите "выставить их по нулям" нажатием специальной кнопки "тара". Проследите, чтобы цена за кг продукта набиралась на весах после взвешивания продукта.
  • В торговом зале должны находиться контрольные весы, на которых можно перепроверить правильность взвешивания.
  • Не стесняйтесь держать в руках калькулятор. Психологически продавцу сложнее обманывать, зная. Что вы ведете параллельные подсчеты.

При покупке непродовольственного товара помните:

  • Если вам понравилось вещь, а денег для ее покупки недостаточно, по вашей просьбе продавец обязан отложить вещь на 1 час, по согласованию с администрацией - на 2 часа, а если речь идет о дорогостоящей покупке, например, меховых изделиях, то по вашей просьбе магазин обязан отложить товар до конца рабочего дня.
  • При покупке сложно-технического товара попросите продавца проверить товар, а заодно и познакомить вас с правилами эксплуатации.
  • Обратите внимание на сохранность упаковки товара, на правильность заполнения сопроводительных документов (чека, инструкции на русском языке, технического паспорта).
  • Если продавец просит вас расписаться в техническом паспорте или гарантийном талоне, сначала внимательно прочитайте запись, под которой вы собираетесь подписываться. Не ставьте свою подпись под текстом, с которым вы не согласны.

Заключая договор на выполнение работ (оказание услуг)

  • Обратите внимание на правильность заполнения квитанции, на соответствие номеров, указанных в квитанции, номерам сдаваемого в ремонт товара.
  • Попросите подробно указать в договоре все условия заключаемого договора, конкретно указав какие именно обязательства примет на себя компания.
  • Обратите внимание на пункты договора, устанавливающие вашу ответственность перед фирмой и ответственность компании за нарушение обязательств.
  • Никогда не подписывайте договор, не ознакомившись с ним заранее. Если какие-либо положения договора вам не понятны, не стесняйтесь попросить объяснений у работников компании, либо обратитесь за консультацией к юристу.

Узнайте и запишите в свою записную книжку номера телефонов организаций, контролирующих деятельность торговли и сферы услуг и обязанных в силу Закона защищать права потребителей:

  • госторгинспекция (в каждом районе города);
  • санэпиднадзор (ул. Куйбышева, 50, тел. 34-76-43);
  • территориальное управление Государственного комитета по антимонопольной политике (ул. Ленина, 51, 10 этаж, тел. 90-10-24 );
  • органы по защите прав потребителей при местной администрации

Не стесняйтесь обращаться в эти организации за защитой своих прав.

Если неприятность произошла

Если в купленном товаре обнаружилась неисправность, либо строительство вашего домика затянулось - не воспринимайте это как трагедию. Только от вашего отношения к происходящему и вашего поведения будет зависеть результат.

Первый и вполне естественный шаг - необходимо известить вторую сторону о случившемся. Для этого необходимо написать заявление (см. приложение).

Заявление должно быть составлено в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю), а на втором продавец (исполнитель) делает отметку о получении вашего заявления. Если по каким-либо причинам продавец (исполнитель) отказывается принять заявление, либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте заявление заказным письмом с уведомлении о вручении.

Постарайтесь в самом начале конфликта не обострять отношения. Будьте доброжелательны к продавцам, работникам фирм и дайте им понять, что цель вашего обращения - не получить как можно больше денег, а защитить свои права. В то же время будьте настойчивы и уверены в своих силах, постарайтесь показать свою уверенность в обосновании заявленной претензии.

Получив заявление, продавец (исполнитель) в течении семи дней должны известить вас о своих намерениях, например предложить возможность провести экспертизу товара (только за счет продавца) или согласовать начало даты строительства и т.д. Если ответ продавца (изготовителя) вас не устраивает, еще раз оцените правомерность своих требований и обращайтесь в суд.

Суд как последняя инстанция

В суд можно обращаться как по месту нахождения ответчика, так и по своему месту жительства, по своему выбору. Госпошлина с исков по защите прав потребителей не взимается.

Если ответчик не явился

Довольно часто рассмотрение дела откладывается из-за неявки одной из сторон. Эта ситуация может продолжаться годами, поскольку по неизвестным причинам большинство судей не желают ни рассматривать дело без ответчика, ни принимать к нему какие-либо меры (штраф или принудительный привод).

Поведение истца в этом случае зависит от того, есть ли в материалах дела подтверждения вручения ответчику повестки. Если такого подтверждения нет, то остается только смириться. Рассмотрение дела будет отложено на другой срок. В связи с большим количеством дел следующее судебное заседание по делу может быть назначено через полтора-два месяца.

Если же имеются доказательства извещения ответчика о дате судебного заседания и у суда нет информации о причинах неявки ответчика, вы можете настаивать на рассмотрении дела без ответчика. Тогда суд может вынести заочное решение.

При рассмотрении дела суд после заслушивания истца и на основании доказательств, имеющихся в деле, суд выносит заочное решение. Копия решения высылается неявившейся стороне. В 15 дневный срок ответчик может обратиться в суд с просьбой об отмене заочного решения. При этом суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие уважительность причин, помешавшие ответчику явиться в суд. Если причины уважительны, то суд отменяет заочное решение и назначает новое судебное разбирательство уже с участием ответчика.

"Юридический справочник потребителя"

Образец:

Директору магазина "Айсберг"
от Филиппова Филиппа Филипповича
проживающего по адресу: г. Пермь,
ул. Южная, 3-78, тел. 90-90-90

ЗАЯВЛЕНИЕ

4 мая 1998 года я приобрел в Вашем магазине "Айсберг" холодильник марки "Снеговик" стоимостью 3 000 рублей. На холодильник был установлен гарантийный срок продолжительностью 12 месяцев.

5 мая 1998 года в холодильнике обнаружена неисправность. В соответствии со ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" прошу устранить возникшую неисправность.

Приложение:
1. Копия (!) чека
2. Копия (!) гарантийного талона
3. Копия технического паспорта

10 мая 1998 года
Филиппов Ф.Ф.

Учитывая, что технический паспорт может быть довольно объемным документом, можно не прилагать его к заявлению, а предъявить для ознакомления работникам магазина. В этом случае попросите продавца сделать отметку о том, что технический паспорт вами предъявлялся.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV