Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

50% ЛЬГОТА НА ЛЕКАРСТВА

 

Положена 50%-ная скидка на лекарства.
Как быть, если говорят: нет денег?

Действительно, нарушения обязательств государственной и муниципальной власти по льготному лекарственному обеспечению граждан являются одной из самых острых вопросов современного здравоохранения. Проблема заключается не в отсутствии самих лекарств, и не в нарушениях со стороны аптечных работников, а в несвоевременной оплате этих льгот теми органами, на которые Правительством РФ возложена такая обязанность.

Для того, чтобы реально добиться положенных льгот, надо знать ответы на 2 вопроса:

  • кто должен финансировать отпуск льготных (бесплатных) лекарств;
  • в какой орган обращаться при отказе в предоставлении льготы.

Ответы на эти вопросы содержатся в изданных на сегодняшний день нормативно-правовых актах: законах, постановлениях, приказах и т.д. Сразу хочу подчеркнуть, что действующие нормативно-правовые акты являются обязательными для всех лиц, которых они касаются, независимо от того, гражданин это, частная фирма, либо государственный орган. Уклонение от их исполнения служит основанием для вмешательства судебных органов.

Анализ действующего законодательства позволяет решать проблему льготного отпуска лекарственных препаратов следующим образом.

Обеспечивать финансирование льготных лекарств должны органы местного самоуправления (администрация г. Перми и районов (городов) области). В органы местного самоуправления входят управления здравоохранения, поэтому обращаться с такими вопросами следует в управление здравоохранения районной (городской) администрации.

Досудебный путь. При возникновении подобной ситуации, описанной в письме Валентины Николаевны Орловой, необходимо принести в управление здравоохранения муниципального образования (например, г. Перми) письменное заявление на имя начальника управления с просьбой обеспечить Вас нужным лекарством, или возместить его фактическую стоимость. При этом в заявлении необходимо указать название препарата, адрес аптеки, где оно отсутствует, хотя и должно быть и Ваш домашний адрес с почтовым индексом и телефоном. Желательно приложить ксерокопию рецепта на данное лекарство. Не забудьте также сделать копию заявления (для себя), на которой секретарь должна поставить отметку о его принятии. Как показала практика, это наиболее быстрый и реальный путь получения выписанного Вам лекарства.

Между тем, в случаях волокиты, либо нежелания представителей власти выполнять свои обязанности по защите граждан - проще говоря, разговаривать с Вами, следует готовиться к судебному этапу.

Исходя из общего правила, согласно которому в суде любое слово нужно доказывать письменным документом, заготовьте копии льготных рецептов, письменный отказ из аптеки в выдаче Вам бесплатного лекарства, ответ из управления здравоохранения и вообще все документы, касающиеся данного дела. Если льготное лекарство Вам необходимо принимать по медицинским показаниям - купите его за полную стоимость, но обязательно сохраните кассовый и товарный чеки. Эти материалы необходимо будет приложить к исковому заявлению (жалобе) в суд, которое Вам поможет составить адвокат или специалисты правозащитных организаций.

Ниже мы приводим обзор и выдержки из общероссийского и пермского законодательства, в которых содержатся положения, касающиеся многих вопросов, возникающих при реализации прав граждан на льготное лекарственное обеспечение.

1. Федеральный Закон" О лекарственных средствах" (с изменениями на 2 января 2000 года) утверждает полномочия Правительства РФ в сфере обращения лекарственных средств (ст. 6), в частности, по установлению порядка социальной защиты граждан РФ, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан РФ лекарственными средствами. Это значит, что именно Правительству РФ поручено разрабатывать конкретные механизмы защиты граждан в данной сфере.

2. Перечень групп населения и категорий заболеваний, при лечении которых лекарства отпускаются бесплатно или со скидкой 50% содержится в Постановлении Правительства РФ № 890 от 30 июля 1994 года" О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями на 05.04.99).

Согласно пункту 4 указанного Постановления, органам исполнительной власти субъектов РФ вменяется в обязанность:

"осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой".

Поскольку наша область является субъектом РФ, а администрация Пермской области - органом исполнительной власти, то ответственность за своевременное обеспечение оплаты льготных рецептов, согласно данному Постановлению Правительства РФ, лежит на администрации Пермской области.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1194 от 26.10.99 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" льготное лекарственное обеспечение осуществляются гражданам РФ за счет средств бюджетов всех уровней (иными словами, не из средств обязательного медицинского страхования).

4. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ № 30 от 26.01.00" Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств" руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ - начальнику управления здравоохранения Пермской области, применительно к нашему региону, вменяется в обязанность:

"4.1. Разработать и утвердить нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение медицинских учреждений и льготных категорий населения, включающие ассортимент лекарственных средств не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

4.2. Установить контроль за наличием в медицинских и аптечных организациях, независимо от организационно-правовой формы, лекарственных средств, вошедших в территориальные нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение льготных категорий населения в рамках выполнения программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

Из этого Приказа следует 2 очень важных вывода:

1) местный ассортимент лекарственных средств должен быть не менее федерального, предусмотренного Приказом МЗ РФ № 30;

2) Управление здравоохранения Пермской области обязано осуществлять контроль за наличием льготных лекарственных препаратов в аптеках и больницах региона.

Следовательно, в случае отсутствия или ненадлежащего осуществления такого контроля это будет являться нарушением приказа федерального министерства.

5. Согласно Постановлению губернатора Пермской области № 242 от 26.06.98 "О совершенствовании лекарственного обеспечения населения Пермской области" в Пермской области принимается к исполнению Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ.

На сентябрь 2000 года действует Приказ Министерства здравоохранения РФ № 30 от 26.01.00 "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", следовательно, его следует считать "эталонным" в данном контексте.

6. Анализ нормативного материала позволяет ответить на часто задаваемый при консультациях вопрос: "может ли врач выписать льготный рецепт на лекарство, не вошедшее в минимальный ассортимент?".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 393 от 08.04.99 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами"

"Льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50 процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:

на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания (далее именуется - поликлиническое учреждение);

на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров).

В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения".

Следовательно, по льготному рецепту могут быть выписаны также средства, не вошедшие в минимальный ассортимент - на основании решения КЭК, либо в экстренных случаях - по усмотрению лечащего врача.

7. Постановлением губернатора Пермской области № 242 от 26.06.98 руководителям органов местного самоуправления рекомендовано определить в местных бюджетах средства на бесплатный и льготный отпуск лекарств. Следовательно, непосредственное финансирование льготных лекарств должно быть определено органами местного самоуправления.

В частности, по г. Перми, действует Постановление администрации г. Перми № 644 от 12.05.97 "О порядке обеспечения лекарственными средствами населения г.Перми, имеющего право на льготы при амбулаторном лечении" с изменениями и дополнениями от 27.10.97 (Постановление № 1809).

В соответствии с ним:

  • начальнику управления здравоохранения вменяется в обязанности обеспечить своевременное определение потребности в лекарственных препаратах для льготного отпуска (п. 4.12.);
  • для льготного лекарственного обеспечения населения при амбулаторном лечении лекарственные средства закупаются в ассортименте согласно Перечню, утвержденному начальником управления здравоохранения администрации города Перми (п. 3.1);
  • рецепты гражданам г. Перми, имеющим право на льготы при амбулаторном лечении выписываются на лекарственные средства, включенные в "Перечень основных лекарственных средств для льготного обеспечения населения г. Перми при амбулаторном лечении" (в дальнейшем Перечень), который подлежит ежеквартальной корректировке (п.2.3.);
  • при необходимости назначения лекарств, не вошедших в Перечень, врач может выписать льготный рецепт с дополнительной подписью заведующего поликлиническим отделением (поликлиникой) и его личной печатью (п. 2.4.);
  • одному больному при приеме у лечащего врача может быть выписано не более трех наименований лекарственных средств в количестве не более, чем на курс лечения и только для амбулаторного лечения. При обоснованной необходимости выписывания больному более трех препаратов, назначение должно быть подтверждено в амбулаторной карте больного заведующим поликлиническим отделением (поликлиникой) (п.2.7).

    8. В Пермской области 20.06.00 издан Указ губернатора № 169 "О Порядке льготного обеспечения ветеранов лекарственными средствами". Согласно этому Указу:

  • лечащий врач единолично выписывает рецепты для льготного обеспечения лекарственными средствами, за исключением:
  • дорогостоящих лекарственных средств, стоимость которых превышает четыре минимальных размера оплаты труда;
  • психотропных веществ, сильнодействующих веществ, ядовитых веществ, анаболических гормонов;
  • одномоментного назначения пяти и более или свыше десяти лекарственных средств в течение одного месяца;
  • случаев нетипичного течения болезни, наличия осложнений основного заболевания, назначения опасных комбинаций лекарственных средств, рецепты на которые выписываются лечащим врачом по решению клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения (п.3.1.);
  • специальных лекарственных препаратов: наркотических средств, иммуномодуляторов, противоопухолевых, противотуберкулезных, противодиабетических и других лекарственных средств, влияющих на деятельность эндокринной системы, рецепты на которые выписываются лечащим врачом на основании рекомендации врача-специалиста, а в случае его отсутствия - по решению клинико-экспертной комиссии (п.3.2.);
  • не допускается выписывание рецептов для льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения врачами стационаров, а также врачами поликлиник в период нахождения граждан на стационарном лечении (п.4);
  • отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется из аптечных учреждений, имеющих договор с органом управления здравоохранения муниципального образования о возмещении расходов на льготное лекарственное обеспечение граждан (п.7.);
  • аптечные учреждения обязаны обеспечить наличие лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включенных в обязательный ассортиментный минимум лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный Министерством здравоохранения РФ (п.8);
  • в случае отсутствия лекарственного препарата в аптеке работник аптечного учреждения может самостоятельно осуществлять в установленном порядке замену выписанного врачом лекарственного препарата, если разница в стоимости выписанного и имеющегося препарата составляет менее 30 %. Замена лекарственного средства, стоимость которого более чем на 30 % превышает стоимость выписанного лекарственного средства, может быть осуществлена только по согласованию с врачом, выписавшим рецепт, или клинико-экспертной комиссией (п.9);
  • возмещение аптечным учреждениям стоимости лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпущенных по льготным рецептам, осуществляется из средств областного бюджета в установленном порядке. Для возмещения расходов аптечное учреждение направляет плательщику счет с приложением реестра по каждому лечебно-профилактическому учреждению с указанием категорий граждан, количества рецептов по каждой категории и суммы возмещения (п.11);
  • бюджетные средства, предназначенные для финансирования льготного лекарственного обеспечения, не могут быть использованы на другие цели. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, переданных органам местного самоуправления на льготное лекарственное обеспечение граждан, осуществляет главное управление финансов и налоговой политики администрации области в установленном порядке (п.14);
  • контроль за рациональным назначением и обеспечением граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях осуществляют управление здравоохранения и управление по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации области в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ (п.15).

Орлова В.Н.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV