Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

Куда обычно пострадавшие от преступных действий граждане несут свои заявления? Конечно, в милицию. Там нужно убедиться, что поступившее заявление зарегистрировано. Это необходимо, поскольку закон устанавливает определенную процедуру разрешения заявлений, исключающую сокрытие совершенного преступления, уклонение от его расследования. А с попытками сокрытия преступлений чаще всего приходится сталкиваться, когда невозможно сразу установить преступников (например, при нападении неизвестных лиц с целью ограбления), и для их установления необходима кропотливая розыскная работа. Закон обязывает прокурора не реже одного раза в месяц проверять в органах милиции соблюдение порядка приема, регистрации, разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Так что, если потерпевший от преступления или другие заинтересованные лица добьются выполнения всех формальностей при обращении в милицию, то есть все основания ожидать придания законного хода их делу.

О возбуждении уголовного дела следователь, орган дознания, сам прокурор, а также судья выносят постановление. При этом нужно иметь в виду, что кто бы ни возбудил уголовное дело, копия постановления во всех случаях направляется прокурору. Так что ему всегда с самого начала уголовного процесса становится известно о возбуждении уголовного дела (а равно и об отказе в возбуждении) вне зависимости от органа, принявшего такое решение. Подобный порядок гарантирует вступление прокурора в осуществление надзорных функций с начальной стадии предварительного следствия, создает ему реальные возможности своевременно обнаруживать допущенные в процессе расследования преступлений нарушения закона и принимать меры к их устранению.

Нередко началом уголовного процесса является задержание лица по подозрению. Например, милиция задерживает человека непосредственно на месте совершения преступления: кражи, хулиганства и т. д. Не секрет, что правоохранительные органы порой совершают ошибки, перестраховываются, в результате чего есть факты задержания граждан без достаточных оснований. Поэтому каждому оказавшемуся в подобном положении гражданину нужно всегда помнить, что о всяком задержании составляется протокол с обязательным письменным сообщением ему не позднее 24 часов о произведенном задержании. В свою очередь, на прокуроре лежит обязанность в течение последующих сорока восьми часов разобраться в ситуации и принять одно из двух решений: освободить задержанного либо дать санкцию о заключении его под стражу.

В настоящее время полномочия прокурора по уголовному делу включают в себя санкционирование производства ареста, обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого в совершении преступления лица от занимаемой должности. Он дает следователям обязательные к исполнению указания о принятии необходимых мер по раскрытию преступлений, обнаружению совершивших их лиц, продлевает сроки расследования и содержания под стражей. Прокурор возвращает на дополнительное расследование дела, по которым следствие проведено некачественно. Ему предоставлено право отстранять от дальнейшего ведения следствия допустивших нарушение закона следователей, а также сотрудников милиции, пограничной охраны, таможенной и налоговой служб, других органов, наделенных правом ведения дознания.

По окончании предварительного следствия, установлении наличия состава преступления, совершивших его лиц, уголовное дело с обвинительным заключением поступает к прокурору. Если есть достаточные основания для направления дела в суд, прокурор утверждает обвинительное заключение и передает все эти материалы в судебные органы.

В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он принимает участие в исследовании доказательств, дает заключения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания подсудимого. Причем существующее представление о прокуроре в суде как функционере, выступающем только за осуждение подсудимого, причем по максимальной мере наказания, ошибочно. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что предъявленное подсудимому обвинение не получило своего подтверждения и не доказано, он обязан отказаться от этого обвинения. Практика знает немало случаев, когда государственный обвинитель сам становился инициатором вынесения оправдательного приговора.

Библиотека журнала "Социальная защита"



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV