НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права человека / Методики

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

Методика для школьников и их родителей

Автор методики - юрист-консультант Пермского регионального правозащитного центра Оксана Борисенко
Санитарные правила
С 1 сентября 2003 года вступят в силу новые санитарно-гигиенические правила, которые представляют из себя некоторые стандарты, обеспечивающие процесс образования.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°
в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17°C;
в рекреациях - 16 - 18°C;
в библиотеке - 17 - 21°C,
в вестибюле и гардеробе - 16 - 19°C.

Запрещается расставлять на подоконниках цветы. Их нужно помещать в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвешивать в кашпо.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

 ----------------------------------------------------------------------- 
|       Классы        | в часах|максимально допустимая недельная нагрузка
|                     |-------------------------------------------------|
|                     |  При 6-дневной неделе  |  При 5-дневной неделе  |
|---------------------|------------------------|------------------------|
|          1          |           -            |           20           |
|---------------------|------------------------|------------------------|
|         2-4         |           25           |           22           |
|---------------------|------------------------|------------------------|
|          5          |           31           |           28           |
|---------------------|------------------------|------------------------|
|          6          |           32           |           29           |
|---------------------|------------------------|------------------------|
|          7          |           34           |           31           |
|---------------------|------------------------|------------------------|
|         8-9         |           35           |           32           |
|---------------------|------------------------|------------------------|
|        10-11        |           36           |           33           |
 ----------------------------------------------------------------------- 

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

Продолжительность урока не должна быть больше 45 минут.

Для первоклашек:
учебные занятия проводятся только в первую смену при 5-дневной учебной неделе;
организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
проведение не более 4-х уроков в день продолжительностью не более 35 минут;
организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
в продленке обязательно организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей,
домашние задания и оценки не ставяться;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 - 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч.

Самоподготовку следует начинать с 16 часов.

Для обучающихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении и полдником.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Школьные проблемы

Диктатура формы
В одной из пермских школ ученика не пустили на занятия, так как он был не по форме одет. История эта произошла не тридцать лет назад, а в наше время. На каких основаниях кто-то диктует детям и их родителям цвет и фасон одежды? Действительно в уставе школы может быть записано, что все школьники должны быть одеты по форме. Но есть большая разница между внешним видом ученика и возможностью посещать занятия, т.е. с доступностью образования. Запрещая учащимся посещать занятия, учителя нарушают при этом закон "Об образовании" и Конституцию РФ, учителя в данном случае лишь вправе сделать замечание, требовать соблюдения устава, но не пускать на занятия не могут. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Это же самое правило относится и к другим атрибутам школьной жизни.

Еще один пример - ученика не пустили на урок, так как он забыл дома дневник, и отправили в сильные морозы обратно за дневником за тридевять земель. В итоге, дневник у учителя был, но часть занятий ребенок пропустил. Конечно, порядок в школе необходим, но учителя не должны забывать, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование.

Школьные конфликты
Конфликтными могут стать отношения в школе, другом учебном заведении, где главным действующим лицом является, как известно, педагог. В результате отказа от ряда традиционных форм школьного воспитания, из-за стремительной переоценки ценностей, резкого возрастания значения имущественных, финансовых факторов изменяется характер взаимоотношений в школе (и в учительских коллективах, и в коллективах учащихся). В итоге более частым явлением стает дидактогенный невроз. Термином дидактогении обозначают психическую травму, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание). Неосторожное слово, действия педагога могут вызвать болезненную психическую реакцию у ребенка. После чего последнему может потребоваться помощь со стороны врачей.

При чем подобный невроз испытывают и учителя. Лечебная практика, а также сведения из литературы позволяют считать, что учительский труд очень нервный (особенно в средней школе), труд, который нередко создаёт ситуацию хронического стресса. Очень часто приходится видеть учителей с различными формами неврозов. Общий климат в школе играет колоссальную роль. Психологическое состояние учителя очень важно, а если он приходит на урок издерганным, взвинченным, то работа его не будет плодотворной, больше становиться конфликтов, которые дети чувствуют и так или иначе начинают в них втягиваются.

Тем не менее, надо помнить, что школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (физическое и психическое) во время образовательного процесса. Более того, на школу возложены не только образовательные функции, но и воспитательные. При причинении вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников школа будет нести ответственность, если не докажет, что вред причинен не по ее вине.

Из психологии хорошо известно, что чем младше ребенок, тем чувствительнее он к стилю взаимодействия с ним взрослого и тем легче воспринимает этот стиль как общепринятый и закономерный. Более того, по мнению специалистов, нормы взаимодействия педагогов с детьми ассимилируются личностными структурами ребенка почти без изменений и становятся основой дальнейшего развития его личности. Дети особенно беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и неспособны подвергнуть их поведение критике. Ребенка можно сравнить с пациентом, вменяемость которого с точки зрения принятия им ответственного решения ограничена всегда. Здесь, однако, аналогия педагогики с медициной перестает работать, поскольку педагогические вмешательства, в отличие от медицинских, носят не разовый характер, а просто совпадают с условиями жизни ребенка. Невозможно спрашивать разрешения родителей на каждое повышение голоса, запрет или похвалу, на каждое мелкое действие педагога. Тем не менее, эффект от этих воздействий может оказаться далеко не мелким.

В последнее время в Правозащитный центр часто обращаются с жалобами на жестокость со стороны учителей. В нашей практике есть случаи, когда учитель труда ударил ученика головой о косяк двери, в другой средней школе г. Перми классный руководитель вышла из себя, после чего мальчик с сотрясением мозга попал в больницу. До сегодняшнего момента эти учителя никакой ответственности не понесли, и до сих пор преподают в школе.

За оскорбление, за умаление человеческого достоинства, доброго имени, причинение вреда здоровью учитель должен понести ответственность. Сложность всех подобных дел заключается в том, что свидетелями таких происшествий часто бывают ученики (несовершеннолетние), которые находятся под влиянием и давлением школы, учителя. Часто даже возбудить уголовное дело по факту побоев сложно. Как правило, правоохранительные органы стараются найти повод закрыть дело.

Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование в трампункте на предмет причинения вреда уже стает невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.

Для школьных конфликтов трудно выработать единую методику для решения проблемы. Многое решает в этом случае человеческий фактор. Но все же ряд рекомендаций дать необходимо.

Если конфликт ребенка в школе зашел далеко, ребенок испытывает давление со стороны учителей и одноклассников, то обязательным правилом для всех родителей является - перевод ребенка в другую школу! Часто из-за конфликта ни учителя, ни родители не могут вспомнить, что главной ценностью всегда являются интересы ребенка. Ни чувство мести, обиды, жажда справедливости и т.д., а, прежде всего, интересы ребенка.

Не всегда возможно решить конфликт внутренними силами, поэтому необходимо приглашать третью сторону. Для решения конфликта необходимо подключать психологов, администрацию школы и юристов.

Особо нужно отметить роль директора школы. Быть в курсе всех конфликтов, выступать посредником между учителями и родителями его прямая обязанность. Часто нарушения прав учеников приходят с молчаливого согласия директора. Иногда директор предпочитает не вмешиваться. В практике Правозащитного центра был случай, когда учитель иностранных языков удалил с урока ученика за плохое поведение и не пустил больше на свои уроки в течение всей четверти. Ученик остался не аттестованным. Вряд ли директор данного учреждения не знал, что при этом нарушается образовательный принцип - общедоступности обучения. Учитель в этом случае препятствовал получению образования ребенком с молчаливого согласия директора школы. Школа также отвечает и за качество образования. В случае если качество образования желает обещать лучшего, то родителям учеников можно предъявить иски о возмещении ущерба. К ущербу можно отнести расходы по оплате работы репетитора. Считаем, что жалоба родителей в прокуратуру или районо вполне помогла бы решить проблему недопуска ребенка на занятия.

Бывают случаи, когда ребенок в школе подвергается насилию со стороны одноклассников (побои, издевательства). Родителям не стоит влезать в разборку с чужими детьми, говорить надо только со взрослыми. В этом случае ответственность понесут как сами одноклассники (уголовную), так и их родители (административную, возмещение вреда). В качестве соответчика будет и школа, которая по закону отвечает за жизнь и здоровье учеников, обеспечивает их безопасность и надзор за ними.

В отношении детей, которые не достигли 14-летнего возраста, в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда здоровью вашему ребенку милицией будет отказано, но на учет в комиссии по делам несовершеннолетних их все-таки поставят. Родителей обидчиков привлекут к административной ответственности, т.е. наложат штраф. Родители же пострадавшего могут также обратиться в суд с иском о возмещении морального и материального вреда.

Особо нужно отметить проблему психологического давления на ребенка. К сожалению оскорбления в адрес учеников, нелицеприятные сравнения со стороны учителей часто встречаемое явление. Кому не приходилось слышать:"Ну, что - два?! Что еще может получить такой тупой ученик, по которому только дурдом плачет"!

Как же поступить в таком случае оскорбленному ученику? Молча проглотить унижения да еще при всем классе, чтобы не нарываться на неприятности, или пуститься в перепалку с учителем, устраивая разборки с ним на повышенных тонах и доказывая его неправоту? Нужно сказать, что не один из предложенных вариантов верным не окажется, а наоборот, только усугубит и без того нелегкое положение. В этом случае надо отметить, что ученики не должны молчать. Не надо устраивать и разборки прямо на месте. Как вариант можем посоветовать обратиться в администрацию школы с жалобой или просьбой разрешить конфликт. Указать, что учитель не имеет права на оскорбление и унижение человеческого достоинства. Только не надо бегать по любому поводу так как, конфликт может быть разрешен не пользу ученика, при условии, если он кричал и препирался с учителем (доказывать свои права, т.е. говорить о них надо спокойно и корректно, цивилизованно). В некоторых ситуациях ученик действительно может оказаться неправым и ему придется достойно стерпеть поражение.

В последнее время поток жалоб на учителей школ в адрес Правозащитного центра растет. Сам собой напрашивается вопрос, с которым хочется обратиться к школьным учителям: "Где же ваша педагогическая этика?"

Насилие всегда порождает только насилие.

Оксана Борисенко, юрист-консультант
Пермского регионального правозащитного центра

Размещено 30.05.2003

 Главная / Права человека / Методики






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.