О проекте
Новости
Документы
О фашизме
Галерея

МОЛОДЕЖНЫЙ АНТИФАШИСТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Проект финансируется Межрегиональным Фондом "За гражданское общество" (г. Москва) в рамках Программы поддержки инициатив российских неправительственных организаций "Просветительские и образовательные мероприятия по преодолению этнической и расовой дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости в России".
Точка зрения, отраженная в материалах, может не совпадать с точкой зрения фонда "За гражданское общество".

Заключительный содержательный отчет по проекту

13. Уроки проекта (методические рекомендации)

1. Возрождение антифашистской пропаганды в школе, во-первых, необходимо, во-вторых, возможно. Работу в этом направлении необходимо продолжать и развивать.

2. Решение этой задачи силами одних общественных организаций представляется невозможным. Браться за это силами исключительно общественных организаций можно только в том случае, если общественные организации рассматривают эту задачу как кормушку, через которую можно получать все новые и новые деньги. Для реального достижения поставленной цели необходимо привлечение ресурсов государственных ведомств. Антифашистская пропаганда должна войти в школьную программу (в составе федеральной и/или региональной ее компоненты), стать частью обязательного образовательного процесса.

3. Данный проект изначально рассматривался как модельный, направленный на выбор лучших форм и методов работы. Вместе с тем, неудача или непроведение некоторых из планировавшихся мероприятий (например, конкурса юнкоров, конкурса научно-исследовательских работ учащихся), говорит не столько о непригодности этих форм работы, сколько о нехватке в данном проекте ресурсов на их "раскрутку".

4. Для реализации проектов подобного характера и подобного масштаба необходимо создание партнерств. Работа силами одной организации, едва ли возможна. Она требует, во-первых, слишком больших затрат, во-вторых, слишком разноплановых ресурсов. Даже при наличии у одной организации необходимых средств (что представляется маловероятным) наличие у нее всего многообразия необходимых ресурсов едва ли возможно.

5. Крайне желательно участие в проекте "сетевых партнеров", которые имеют подходящую организационную и информационную инфраструктуру на территории, где реализуется проект. При отсутствии таковых партнеров соответствующую инфраструктуру придется создавать самим, поскольку без оной реализация проекта невозможна.

6. В качестве сетевых партнеров может выступать государственное или муниципальное ведомство (департамент образования, комитет по молодежной политике, комитет по культуре), образовательное или культурное учреждение (областная или городская библиотека (как правило, они осуществляют методическое руководство библиотечной сетью области или города, соответственно), областной музей, областная художественная галерея), разветвленная общественная организация.

7. Необходимо трезво оценивать цели, возможности и стремление к сотрудничеству всех партнерских организаций. Как в общественной организации, так и государственном ведомстве определяющую роль будет играть личное отношение работника к исполняемым функциям. Если вы имеете дело с чиновниками, будьте готовы к тому, что работа будет организована таким образом, чтобы в дальнейшем вы сами перестали "отвлекать занятого человека" (работа будет выполняться медленно, неаккуратно и пр.). При этом не стоит уповать на то, что "приказ начальника - закон для подчиненных". Это правило действует только в том случае, если чиновник чувствует над собой жесткий контроль.

8. Если вы имеете дело с национальной организацией, необходимо учитывать особенности национального мировосприятия. Национальные организации, как правило, акцентируют внимание на своих национальных проблемах. Это естественно, когда речь идет о проблемах узко национальных (типа изучения родного языка), но гораздо мене естественно, когда речь идет о проблемах социальных и политических. Так еврейские организации склонны акцентировать внимание только на одном аспекте II мировой войны - трагедии еврейского народа, только на одном аспекте фашизма - антисемитизме. Трагедия других народов их волнует гораздо меньше, а в какой-то степени "раздражает" (если можно так выразиться), поскольку уравнивает эти народы с евреями в трагичности судьбы.

9. Руководство фестивалем может быть выполнено тремя-четырьмя квалифицированными специалистами. Специальные программный и организационный комитеты как коллективные органы, собирающиеся на заседания, обсуждающие и принимающие решения, вообще говоря, необязательны. Крайне желательно, чтобы у каждого из упомянутых специалистов за спиной были ресурсы, достаточные для управления соответствующим направлением работы.

10. При выборе школ для работы можно использовать два пути: "точечные удары" (прицельные беседы с учителями истории и завучами по воспитательной работе) и "стрельбу по площадям" (рассылку информационных писем на большую незнакомую аудиторию). Максимальный выигрыш дает их сочетание. Работа с учителями из "своего круга" значительно плодотворней "стрельбы по площадям". Но, во-первых, для этого "свой круг" уже надо иметь. Во-вторых, только "стрельба по площадям" может привлечь к вам совершенно новых людей.

11. После любого разговора с директором, завучем, учителем у него должен оставаться некий письменный документ, в котором будет кратко выражена суть прошедшего разговора, ваши предложения и т.п.

12. При определении возраста учащихся, с которыми планируется работа, необходимо учитывать выпускные экзамены в 11-м и 9-м классах. 11-е классы можно задействовать только в начале года, 9-е лучше не трогать в последней четверти.

13. Перед проведением дискуссии необходим "разогрев" аудитории (банальное знакомство с темой; большинство детей совершенно не знают фактическую сторону). В качестве такового предлагается просмотр фильмов ("Обыкновенный фашизм", "Иди и смотри", "Нюренбергский процесс" и пр.).

14. На дискуссию школьников можно и нужно приглашать взрослых людей с разными взглядами. При этом встреча со школьниками оказывается выгоднее круглого стола. Там взрослые должны говорить друг с другом, следовательно, надо говорить что-то до сих пор не известное, что-то ранее не высказанное. На встрече с детьми можно обращаться к детям, следовательно, во-первых, повторять мысли ранее уже высказанные, не обращаться напрямую к противнику.

15. Подготовка к изданию сборника, включающего в себя литературные тексты, цветные и черно-белые рисунки и т.п. требует работы профессионального редактора. В бюджет проекта необходимо закладывать средства на оплату его труда, а в календарном плане должно быть предусмотрено достаточное время для его работы.

16. Издание сборника имеет большое значение с точки зрения мотивации участников фестиваля. Для ребенка получить книгу, в которой напечатан его текст или его рисунок, - весьма значительное событие. А это значит, что сборник должен быть издан достаточно большим тиражом.

17. Публикация плакатов частично в черно-белом формате, частично - в цвете себя вполне оправдала.

18. Оцифровка плакатов/рисунков - процесс весьма трудоемкий, требующий профессионализма и времени. Это должно быть учтено в бюджете и в календарном плане. Путь "обычное фото - сканер - Photoshop" оказывается слишком малопродуктивен (медленен) и слишком низкокачественен. Нужен цифровой фотоаппарат и люди, владеющие техникой съемки, которая потребует минимальной доводки (элементарный прием: перед фотографированием плакат положить на пол на однородный фон).

19. Чем больших усилий потребует от ребенка участие в работе, тем меньше будет участников. Наибольше число участников дает просмотр кинофильмов, участие в дискуссиях, в заседаниях этнокиноклуба и т.п. Наименьший - написание сочинений и рефератов. Между ними находится рисование плакатов.

20. При приеме работ на конкурс необходимо обязательно требовать сопроводительный документ, в котором будет дано описание конкурсной работы, четко указаны авторы, школа, контактная информация. Все принимаемые работы должны сразу же регистрироваться по установленной форме. Дополнительная сложность здесь может быть связана с тем, работы разного вида (сочинения, плакаты, юнкоровские материалы) могут приниматься в разных местах разными людьми.

21. При сборе текстовых документов (сочинений, рефератов) надо сразу же требовать электронный вариант. Все равно в подавляющем большинстве случаев тексты готовятся на компьютере.

22. При подготовке плакатов для выставки листы ватмана наклеиваются на картон. При том может оказаться, что имена авторов, написанные на обратной стороне листа, будут заклеены. За этим надо специально следить.

 При информационной поддержке Пермского регионального правозащитного центра

 Главная / Документы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.