О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

Газета "Личное дело"

№11(110),
Декабрь 2006

Эти предметы гарнитура Чичериных доступны сейчас лишь руководству "Пермглавснаба"

Главная / "Личное Дело" / Оглавление №11, 2006 г.

ПЕРМСКАЯ КУЛЬТУРА

"Двенадцать стульев" по-пермски
история одного гарнитура

Как не парадоксально, Великая Отечественная война сыграла с Пермью добрую шутку. Во время войны сюда, как известно, был эвакуирован Кировский театр, что в дальнейшем дало толчок развитию пермского балета; научный мир существенно обогатился благодаря дислоцированию в нашем городе научно-исследовательских институтов. Но существуют и другие, менее известные, но не менее значимые сюжеты. Вот один из них - настоящий детектив, малая драма великой российской истории - приключения мебельного гарнитура старинного дворянского рода Чичериных. Причём сюжет этот не теряет своей напряженности и в наши дни.

Речь идёт о мебели искусной ручной работы, украшенной резьбой с сюжетами и персонажами петровской и допетровской истории. На спинках кресел, дверцах шкафов без особого труда опознаются, например, Минин и Пожарский, Иван Грозный и другие не менее известные исторические персонажи. А люди, занимающиеся стариной, знают, что в любой вещи важна ее легенда, история… Она добавляет ей и значимости, и стоимости.

Дипломатическое семейство

Все ли мы помним, кто такой Георгий Чичерин? Великий советский дипломат, народный комиссар иностранных дел РСФСР, а впоследствии СССР, занимал эту должность с 1918 по 1930 гг. Родился в 1872 г. в селе Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье отставного дипломата Василия Чичерина. После обучения Георгий Васильевич работает в архивном отделе Министерства иностранных дел России. Уехав в эмиграцию в 1904 г., он последовательно жил в Германии, Франции, Бельгии, Англии. 1906 г. - начало его деятельности в РСДРП. В 1917 г. английские власти арестовали Чичерина и заключили в Брикстоунскую тюрьму, а на следующий год по требованию Советского правительства освободили. Чичерин уезжает на родину и назначается наркомом иностранных дел РСФСР. После отставки с этого поста Георгий Васильевич вел уединенный образ жизни, занимался исследовательской работой в области теории и истории музыки и даже написал книгу о Моцарте. В 1936 г. бывший дипломат умер и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В связи с мебельным гарнитуром нам интересен еще и дядя Георгия Чичерина - Борис Николаевич Чичерин. Интересующая нас мебель была заказана для имения Караул, которое принадлежало именно дяде. Дядя был профессором государственного права в Московском университете, известным историком, философом и общественным деятелем. Это его философ Владимир Соловьев назвал "наиболее образованным человеком не только среди русских, но, может быть, и среди многих европейцев".

"Мебельный" детектив

Мебельный гарнитур, принадлежащий роду Чичериных, оказался в Перми волею случая. Гарнитур является фрагментом мебели из родового имения Караул. В начале XX века отец будущего наркома иностранных дел работал посланником в Италии, куда вывез из имения гарнитур из 160 предметов. В 1924 г., после признания Италией Советской России, по просьбе Георгия Чичерина гарнитур был привезен в Москву. А в 1936 г., уже после его смерти, мебель была передана Наркомату угольной промышленности.

В годы Великой Отечественной войны наркомат вместе с мебельным гарнитуром был эвакуирован в Пермь и разместился в здании управления комбината "Кизелуголь". Управление комбината после войны переехало во вновь построенное здание по адресу Орджоникидзе, 15 - в большой дом со львами. Но на этом история еще не заканчивается.

В конце 50-х комбинат переехал в Кизел вместе с частью гарнитура. Другая часть - по всей видимости, меньшая - осталась в Перми. Судьба кизеловского фрагмента мебели сейчас неизвестна. По словам сотрудников нашего краеведческого музея, наводившиеся относительно него справки в свое время не дали никаких результатов. Нетрудно предположить, что предметы старинного гарнитура разошлись по частным коллекциям и, следовательно, для музеев навсегда потеряны.

По экспертному заключению Министерства культуры РФ и Государственного исторического музея, авторство гарнитура Чичериных принадлежит фабрике Шмидта, которая находилась в Москве и была одной из крупнейших во всей России. Она выпускала высококачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков. Клиентами фабрики являлись крупная буржуазия и дворянство. Поскольку мебель выполнялась на заказ, каждый гарнитур был уникальным, второго такого не найти.

Мебель Чичериных выполнена в стиле классицизм с элементами эклектики. Как отмечают эксперты, наиболее ценными из "пермской" части гарнитура считаются 11 предметов. Это письменный стол под зеленым сукном, карточный стол, еще один столик, диван, большой двустворчатый шкаф с зеркалами и шесть кресел. Все предметы искусной ручной работы, датированы первой половиной XIX века. Помимо гарнитура в комплект мебели входят трое напольных часов и одно кресло - их специалисты относят ко второй половине XIX века.

По оценке экспертов все того же Государственного исторического музея, "мебельный гарнитур имеет большую историческую и художественную ценность".

Бои по правилам и без

В настоящее время гарнитур по прежнему находится в здании со львами на берегу Камы, где наряду с прочими организациями располагается коммерческая компания "Пермглавснаб". Увидеть эти старинные вещицы не так-то просто, т.к. гарнитур находится в кабинете генерального директора "Пермглавснаба" Александра Парыгина, но, в общем, возможно (после 40 минут томления в приёмной и слёзных воплей: "Мне только одним глазком!").

По распоряжению Исполкома Областного совета народных депутатов, подписанному в 1991 г. губернатором Геннадием Игумновым, гарнитур Чичериных, находящийся на балансе ОАО "Пермглавснаба", должен был быть передан Пермскому краеведческому музею. Однако после длительных переговоров руководства музея с представителями этой организации был получен… отказ! "Пермглавснаб"-то, собственно, и не имеет никакого отношения к гарнитуру, т.к. лишь арендует кабинет вместе с мебелью, а распоряжаться-то ею не может.

Надо ещё сказать спасибо Областному центру по охране памятников истории и культуры (ОЦОП), который в свое время заключил с "Пермглавснабом" договор, по которому гарнитур прикреплен к зданию, в котором находится. То есть является частью интерьера здания. А дом со львами, принадлежащий, кстати, Пермской Финансово-Производственной Группе, как памятник истории и культуры находится на учете государства. Поэтому ни "Пермглавснаб", никто иной не может распоряжаться мебелью без ведома краеведческого музея и ОЦОПа как вышестоящей организации. Иначе бы гарнитур, надо полагать, уже давно разошёлся бы по дачкам и коллекциям. Это значит, что выносить мебель Чичериных без ведома ОЦОПа из него нельзя. А в случае продажи, дарения (или иного отчуждения) здания гарнитур должен быть передан Пермскому областному краеведческому музею.

История с продолжением

Вопрос о передаче гарнитура поднимается регулярно. То ли в шутку, то ли всерьез "Пермсглавснаб" предлагал музею выкупить у них антикварную мебель, и сумма, в которую организация оценила гарнитур, по словам Светланы Димухаметовой, недавнего директора Пермского краеведческого музея, была "очень приличной". Но простите, мебель эта в свое время была национализирована, и "Пермглавснаб" не заплатил за нее ни копейки!

Впрочем, переговоры между музеем и коммерческой фирмой в разные периоды развивались с разной степенью успешности. Например, с бывшим генеральным директором "Пермглавснаба" Виктором Гулей договоренность о передаче практически была достигнута, но, к сожалению, в 1997 году руководитель внезапно умер, не успев претворить в жизнь намеченных планов. Ситуация довольно странная, но Светлана Димухаметова как вынужденный стратег сказала, что, по крайней мере, музей "держит мебель Чичериных под контролем, чтобы она в случае чего не пропала". Впрочем, где сейчас Димухаметова, где сам музей…

Ситуация требует разрешения не только потому, что многим просвещённым пермякам действительно хочется взглянуть на уникальные шкафы и стулья XIX века. Но ещё и потому, что, несмотря на опеку ОЦОПа, нельзя сбросить со щитов то обстоятельство, что старинная мебель используется не как музейные объекты, а по своему прямому назначению. В результате в настоящий момент внешний вид мебели, к сожалению, далек от первоначального облика: деревянные элементы замазаны толстым слоем лака, диван и кресла покрыты дерматином. Два года назад "Перглавснаб", правда, приглашал реставратора дерева из Пермского краеведческого музея, чтобы подновить гарнитур, когда уже совсем невозможно было обойтись без ремонта: в отдельных местах дерево потрескалось, обивка стульев износилась…

Кстати, в середине 80-х в Пермь приезжали представители тамбовского музея, которые также заинтересованы в уникальном мебельном гарнитуре. И, естественно, получили отказ. Судя по всему, часть имущества Чичериных, находящаяся в Перми, никогда уже не вернется в Тамбов, даже в случае ее передачи пермскому музею: это уже часть пермской истории.

Впрочем, пятнадцатью предметами, хранящимися в Перми, история мебельного гарнитура рода Чичериных не заканчивается. Некоторые ниточки ведут, вероятно, в Кизел или через Кизел. Это длинная и запутанная история, требующая специального поискового расследования. Для этого есть все шансы - находят и куда более древние вещи.

Юрий Вертов
Алёна Лаптева

Написать автору

Главная / "Личное Дело" / Оглавление №11, 2006 г.

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]