О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

Газета "Личное дело"

№1(111),
Январь 2007

Как Авиагородок чиновников победил

Главная / "Личное Дело" / Оглавление №1, 2007 г.

ИСТОРИЯ УСПЕХА

Как Авиагородок чиновников победил

Тема нашего рассказа прозаическая. Зато финал оптимистический. Ситуация вроде бы частная. Но в ней, как море в капле воды, отразилась масса проблем нашего ЖКХ, поэтому, мы надеемся, ее описание многим может помочь и подтолкнуть к действию.

Засушливый Авиагородок
Жители микрорайона Авиагородок в течение нескольких лет страдали от ненормального обеспечения их холодной и горячей водой. Судьба распорядилась так, что они оказались в домах военного ведомства. Управляют этими домами две организации: Домоуправление №2 (ДУ-2) и его вышестоящая организация - Квартирно-эксплутационная часть (КЭЧ) Пермского района. И управляют так, что не приведи господь. Во-первых, они, будучи представителями военного ведомства, мягко говоря, не очень прислушиваются к городским и районным властям. Во-вторых, районная власть, кивая на эту ведомственность, не хочет вникать в обстановку, которая складывается в домах крупного микрорайона города.

Протоколы собраний жильцов начиная с 2000 года многократно фиксировали ненормальную обстановку с подачей воды. Иногда вода отключалась без всякого объявления, поэтому жильцы не могли запастись водой и вынуждены были покупать ее в магазине. В обычное же время объявления от ДУ-2 КЭЧ гласили, что ОАО "Пермская энергосбытовая компания" актом № таким-то от такого-то числа отключила горячую воду в связи с задолженностью в сумме такой-то (несколько миллионов). Вы, жильцы микрорайона Авиагородок, пояснялось в объявлениях, задолжали ДУ-2 КЭЧ… например, 4 млн. 500 тыс. рублей, как это было заявлено в конце 2005 года. Далее жильцов убедительно просили оплатить долги по квартплате и коммунальным услугам для скорейшего решения вопроса по горячей воде.

Скажу сразу, что в этом объявлении правда только в том, что отключена горячая вода, а все остальное далеко от истины, но об этом ниже.

Жильцы обращались в различные инстанции - администрацию Индустриального района, прокуратуру Индустриального района, администрацию города Перми, в Пермскую городскую думу, военную прокуратуру - с просьбой призвать к порядку руководителей КЭЧ, но безуспешно. Тогда жильцы обратились за помощью к нам, в Пермское общество защиты прав потребителей, которое работает на общественных началах и не зависит ни от одного чиновника. Мы с пониманием отнеслись к просьбе жителей Авиагородка и решили довести дело о некачественном предоставлении коммунальных услуг до суда.

Всех в суд!
Потребовалось собрать немало доказательств для того, чтобы чиновники не смогли увильнуть от ответственности. Надо было иметь официальные документы, свидетельствующие о том, что горячая вода была отключена; о том, что отключались и те жильцы, которые своевременно оплачивают коммунальные услуги; о том, что принимались меры к досудебному урегулированию вопроса.

В марте минувшего года материал ушел в Индустриальный районный суд. Основным требованием искового заявления было признать действия ДУ-2 Пермской квартирно-эксплутационной части района и Приволжско-Уральского военного округа по отключению горячей воды у жильцов, не имеющих задолженности по комуслугам, незаконными. Надо отдать должное Индустриальному районному суду - он принял материал к рассмотрению без всяких чрезмерных формальностей, как это нередко, к сожалению, бывает, и с апреля началось судебное разбирательство.

Кроме ответчиков мы привлекли и целый ряд третьих лиц: ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9" (ТГК-9), администрацию Индустриального района, Муниципальное управление жилищно-коммунального хозяйства города Перми, Государственную жилищную инспекцию Пермского края, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ОТОС микрорайона Авиагородок, Пермский краевой совет ветеранов. Доведение дела до суда и участие в судебном процессе третьих лиц открыло всем глаза на такие безобразия, о которых мы бы никогда не узнали. Полагаю, что информация, полученная в процессе судебных заседаний, представляет интерес не только для потребителей, но и для начальников различных уровней, которые не желают вникать в существо вопроса и подписывают формальные ответы.

Судя по публикации в газете "Пермские новости" № 15 за ушедший год, задолженность потребителей за тепло перед ТГК-9 составляет 1 млрд. рублей. Представителю этой организации был задан на суде вопрос - как предприятие может работать нормально при такой большой дебиторской задолженности? Не менее каверзный вопрос был задан и представителю Пермской КЭЧ: откуда взялись долги поставщику воды и тепла, если, по сообщению администрации Индустриального района (письмо от 19.09.05), 95% жителей своевременно оплачивают предоставляемые коммунальные услуги?

На оба вопроса внятного ответа не последовало. Поэтому суд запросил документы.

Секретные договоры домоуправления
И вот после этого начали открываться довольно любопытные факты. Начнем с того, что у ДУ-2, являющегося стороной договора с ТГК-9, не оказалось договора. Пришлось добывать его у другой стороны: ТГК-9.

Как же ДУ-2 могло контролировать отключение горячей воды, не имея на руках документа, на который ссылались поставщики услуг?

А когда договор был получен и изучен, то открылись такие вещи, которые не только удивляют и не поддаются здравому смыслу, но и говорят о предельной безграмотности работников Пермской КЭЧ. Поясню. В ст. 155 Жилищного кодекса РФ сказано: "Плата за жилое помещение и комуслуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшем месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом". Проще говоря, если каждый из нас платит до 10-го за коммунальные услуги предыдущего месяца, то никаких претензий нам никто не предъявит.

Но энергосбытовики, имея опытных юристов (кстати, труд им оплачивают так, что другим и не снилось) и заведомо зная, что в ДУ-2 в плане знаний законодательства сидят настоящие "шляпы", включили в договор удивительный пункт следующего содержания:
"3.3. Оплата потребляемой Потребителем тепловой энергии и услуг по ее передаче осуществляется путем перечисления им денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации в следующие периоды платежа (сроки оплаты) до 20 числа расчетного месяца Потребитель оплачивает 90 (Девяносто) % от количества тепловой энергии (куда относится горячая вода и отопление - П.Б.), потребленного в предыдущем месяце, и 90% от стоимости услуг по передаче указанного количества тепловой энергии…"

Как выяснилось в судебном заседании, ни работники ДУ-2, ни специалисты Пермской КЭЧ даже не вникли в суть договора, который они подписали. Представитель КЭЧ так и не смог ответить на вопрос, какой порядок оплаты услуг существует между сторонами по заключенному договору. Дело дошло до курьеза: видя, что представитель КЭЧ окончательно запутался и стал нести какую-то ахинею, юрист ТГК-9 попросила слово и разъяснила участникам процесса суть договора в части оплаты. Когда я спросил начальника ДУ-2 Льва Иванова, как же он мог подмахнуть такой договор, он ответил: "А что я мог сделать? У меня же юристов нет, что представили, то я и подписал. А КЭЧ, имея юридическую службу, от заключения договора самоустранилась, переложив всю работу на домоуправление".

К чему ведет заключение такого кабального договора? Если кратко, то к созданию искусственной задолженности, за которую и отключали горячую воду. К примеру, за ноябрьские услуги жильцы заплатят до 10 декабря - так предусматривает закон. После этого у домоуправления появятся денежные средства для оплаты услуг генерирующей компании. Но бестолково (или, напротив, умно?..) заключенный договор говорит о том, что еще до 20 ноября домоуправление уже должно заплатить 90% за услуги, которые предоставляются в ноябре, исходя из условной суммы, которая сложилась в октябре. Возникает вопрос: где взять деньги? Их просто нет, так как от жильцов они поступят только через 20 дней. А коли так, то с 21 ноября все сумма записывается в задолженность, на которую еще и начисляются пени. А если есть задолженность - напомним, что не реальная, а искусственно созданная, то есть повод для отключения Авиагородка от горячей воды. Что фактически и происходит. Таким образом, чиновники из военного ведомства бездельничают, в суть дела не вникают, относятся к служебному долгу спустя рукава. А люди страдают и не знают, что от них скрывают истинное положение дел: им бессовестно врут, объясняя отключение горячей воды надуманными причинами.

Через тернии - к горячей воде
Судебное разбирательство показало, как отвратительно работает КЭЧ. Ее руководство дошло до такой степени наглости, что представило в суд ходатайство, чтобы КЭЧ освободить от ответственности за отключение в домах горячей воды, так как она не является юридическим лицом. Суд ходатайство не удовлетворил и настоял на предоставлении документов, которые определяют статус КЭЧ. Из-за этого несколько раз приходилось переносить заседание и обращаться в Приволжско-Уральский военный округ и Министерство обороны России. Представитель КЭЧ заявлял, что КЭЧ руководствуется приказом министра обороны СССР, изданным в 1977 году. Других документов, которые регулируют деятельность КЭЧ, якобы не существует. Но не мог же суд поверить в то, что, являясь балансодержателем множества домов, КЭЧ не несет никакой ответственности за них и даже не является юридическим лицом!

После нескольких обращений в Министерство обороны России, оно, наконец, выслало в суд документ, который называется Положением о Пермской КЭЧ. Таким образом, была опровергнута очередная ложь высокопоставленных чиновников Пермской КЭЧ.

Выяснилось, что ситуация с юридическим лицом - очередная уловка руководителей Пермской КЭЧ. Чтобы уйти от ответственности, они не перерегистрировались, как того требовал закон, а зарегистрировали в качестве юридического лица домоуправление. И, как результат, возникли ножницы: домоуправление является юридическим лицом, но не является балансодержателем, а КЭЧ, являясь балансодержателем, не является юридическим лицом. Кому предъявлять претензии?

Ситуация, которая сложилась в Пермской КЭЧ, ненормальная. От нее страдали жильцы. Мы будем добиваться, чтобы чиновники КЭЧ были привлечены к ответственности за их бездеятельность. Полагаем, что этот вопрос должен стать предметом рассмотрения в Приволжско-Уральском военном округе, Министерстве обороны России и военной прокуратуре Пермского гарнизона. Ведь суд вынес решение в пользу жильцов! Он признал действия домоуправления незаконными, обязал впредь не допускать нарушения прав жильцов на горячее водоснабжение и выдал соответствующий исполнительный лист. В реальности же еще год назад - с начала судебного процесса - водоснабжение в Авиагородке нормализовалось.

Идущий да обрящет!

 

Петр Бондарчук,
председатель Пермского общества защиты прав потребителей

Написать автору

Петр Бондарчук

Главная / "Личное Дело" / Оглавление №1, 2007 г.

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]