О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

"За человека", приложение к газете "Личное дело"

№3(003),
Август 2007

Открытое пространство «Камвы»

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №3, 2007

РОДИНА

Открытое пространство «Камвы»

По Пермскому краю широким этносветом прокатил второй международный фестиваль этнофутуризма (этно – народ, футур – будущее) «Камвы-2007» (Кам – богатырь, ва – вода).

День первый
Гостеприимный фестиваль принимал друзей – единоверцев из многих регионов страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Алтая, Карелии, Удмуртии, Кудымкара, соседей из Екатеринбурга и, конечно же, Перми. Приехали люди, которым просто нравится заниматься тем, что они делают. Корневая культура помогает познавать мир, себя, понимать наше предназначение. Итогом дня стала презентация компакт-диска «Камва – живой поток времени» с музыкальными композициями участников прошлогодней встречи – Ивана Степанова, Ирины Пыжьяновой, «In toto» (Пермь), «Птицы Тылобурдо» (Ижевск), «Ведань Колодь» (Красноярск) и другие.

И был вечер, и было утро: день второй
Плотность и разнообразие программ поражали, заводили и пускали в разнос. Представления делегаций сменялись выступлениями музыкальных групп, видео-инсталляциями, перформансами, кинодокументалистикой из коллекции «Визуальная антропология», арт-выставками, научными симпозиумами, древними обрядами, дегустациями блюд коми-пермяцкой кухни и модным дефиле.

Открытое пространство «Камвы»
Проект «Пазырык Кулjаазы» («Узоры Пазырыка») стал итогом поисков, осмысления народных легенд, сказаний, песен древнего Алтая. Солистка и руководитель Чейнеш Байтушкина родилась в многодетной семье в самом отдаленном селе Улаган. В Москве же она встретила музыканта Дмитрия Грудинина, тоже пытавшегося покорить столицу. От своей бабушки Чейнеш переняла основные техники горлового пения (кай, каркыра, сыгыт, сыбыскы, коомей) и освоила народные инструменты – комус, тыпшуур, шоор. Грудинин же музыкант-универсал. Его электронные примочки, импровизации на саксофоне, свирель, перкуссия, подзвучки помогают создать вокруг Чейнеш ореол таинственной мистики и шаманства.

Этот день был характерен и тем, что программа визуально вышла за границы арт-клуба. В Центральном выставочном зале открылась выставка художников, участников международного научно-практического симпозиума «Сэр но тур» («Искусство света»). Творческая группа «Одомаа» из Удмуртии под закоперством Юри Кучырана собрала художников Удмуртии, Татарстана, Башкортостана, Коми, Марий-Эл, Эстонии, Пермского края. Из подручного материала в течение десяти дней они должны были создать объекты, которые и составили основу проекта «Искусство света». Используя природную фактуру, солярные знаки-обереги, национальный колорит, аутентичную философию, – мастера как бы пытались связать нить времен, – от прошлого к настоящему и будущему.

Бамбук, солома, лыко, дерево, тканая полынь, – вот далеко не все материалы, которые используют художники. Это и «Полынный цветок» Зинаиды Лебедевой (Ижевск), символизирующий начало и конец пути. Ручное ткачество, так что можно и потрогать, и вдохнуть дурманящий запах полыни. Умиротворенная «Королева в цветах» сливается с роскошным цветным лугом, Василь Ханнанов (Уфа) выполнил ее в технике коллажа из бязи. Философская работа Измаила Ефимова (Йошкар-Ола) «Рождение духа» – открывает мир птиц ребенку, – путь к творческой свободе «возможности» взлететь под обыденностью. Талисман рода «Дэмдор» Юри Кучырана выполнен акрилом, серебром на суровой бязи – своеобразный оберег Человечества.

Второй дальний поход зрители и участники фестиваля совершили в архитектурно-этнографический музей «Хохловка» – палочку-выручалочку всех крупных общегородских мероприятий. Там на Ильин день известный фолькансамбль «Песельная артель» (руководитель Валерий Жук) встречал гостей хлебом и солью, снопами сжатой пшеницы, наколоченным зерном, отмечали старый – новый праздник «День хлеба».

В этот же день прошли презентации СD-сборника «Антология коми-пермяцкого фольклора» из серии «Золотой фонд Пермского края», задуманного в шести томах. В регионе переплелись исторические судьбы восточно-славянских, финно-угорских и тюркских народов и каждый самобытный поток культуры. Другим материальным художественным продуктом фестиваля стал календарь-каталог живописных и прикладных работ «Искусство света», выпущенный при содействии «Экопромбанка».

День третий
Этот день отличался еще большей насыщенностью и напряженностью. Одновременно с мастер-классами музыкантов, проходили встречи-диалоги художников, журналистов, искусствоведов в Центральном выставочном зале по теме «Символы этнофутуризма». В педагогическом же университете филологи, историки, краеведы, этнографы обсуждали тему «Меняющаяся национальная культура в меняющемся мире». Спор возник вокруг самого термина этнофутуризм. Перемены в социальной сфере, изменения политических структур, рынок, экономический прессинг влияют и на преемственность, трансляцию культуры, выхолащивают ее первородную самобытность. Знаковые персонифицированные ее носители уходят. Системы передачи традиций нет. Сможет ли неоязычество найти золотую середину? Бывает, что новые формы, электронная аранжировка, пластическая динамическая экспрессия, общая стилизация в костюмах уводят от самой основы. И этот «новояз» не всегда адекватен первоисточнику. Так что «Камва» – это еще и эксперимент, исследовательский, культурологический проект взаимовлияния культур и сохранения самобытности.

На своем мастер-классе старейшина фольк-движения Сергей Старостин (Москва), автор и ведущий программы по русской традиционной культуре на радио и телевидении («Странствия музыканта», «Мировая деревня» на канале «Культура»), рассказал о своем новом концертном проекте «Проще простого», а точнее (по автору) «Музыкальные приношения», так как каждая вещь имеет свою предысторию, конкретный адрес и предполагает живой контакт со зрителем. Мне удалось в перерывах задать известному этнокультурологу несколько вопросов.

– Часто бывает, что неофольклор уж слишком далеко уходит от первоисточников и больше напоминает лампасно-кокошечную попсу?

– Все зависит от вкуса, внутренней культуры и личной мотивации. Куда проникают деньги, там и начинаются искажения. А надо изучать, понимать, искать свою корневую ноту. Я ведь тоже впрямую не подражаю, да и большинство женских песен, которые мне передают бабушки, меняют свои нюансы. У меня есть и авторские стилизованные песни, но с сохранением основы, в согласии со своим внутренним миром. Так что надо искать золотую середину, что-бы попсовая самодеятельность не дискредитировала сердцевину песни.

– А вот как быть с настороженным отношением православной церкви к неоязычеству?

– Каждый выбирает свое. У меня есть друзья монахи и это не мешает им после службы брать инструменты и играть в свое удовольствие. И народная песня – ритмический транс, и молитвенное песнопение – духовный транс, но оба восходят к свету, через очищение. Я и сам православный, посещаю службы, ставлю свечки, и это подкрепляет в избранной доле. Главное же, чтобы было духовное здоровье. Хотя тема интересная – православие и народная корневая культура – достойна дискуссионного клуба.

– Чем привлек фестиваль «Камва»?

– Нравится идея праздника. Их, настоящих, у нас немного. Серьезность отбора, качественное содержание и исполнение. Желаю «Камве» развиваться и дальше, больше самостоятельности и творческой стабильности. И еще, с телекомпанией «Класс» мы снимаем фильм о Пермском крае, и осенью он выйдет в формате «Культура» – две передачи на полчаса.

А город фестиваль просто захватил – артисты вышли на улицы. В скверах, на импровизированных площадках шло свободное общение. Перформансы сменяла этномода, демонстрация новых коллекций молодых модельеров Ольги Волочай и Ольги Дягилевой. Вечером же Дворец молодежи был переполнен поклонниками карельской джазофольк-группы «Ва-Та-Га» (лидер Александр Леонов). Музыканты строят свой репертуар на основе северных народных песен поморов, новгородцев, заонежцев. Современные инструменты сочетаются у них со старинными, как скрипка йохикко, вологодский гудок, жалейки, калюки, бубны. И, наконец, Пермь увидела красочный карнавал: многочасовой гала-концерт «Камвы» на стадионе «Юность».

В последние дни «Камва» впервые выехала за пределы Перми и сделала выездное представление в столице Коми-округа Кудымкаре. И зрителей там собралось раз в пять больше, чем в Перми. Целый месяц кудымкарцы готовились к празднику. Пришли в парадных костюмах и специальных бейсболках. А по периметру площади раскинул свои торговые ряды «Город мастеров», где были на всякий вкус и кошелек представлены на выбор изделия из бересты, глины, дерева, камня. Там же прошел городской конкурс «Вкусный хлеб» («Чоскыт нянь»). Вечером артисты драмтеатра при переполненном зале дали остроумный, добрый спектакль «Гузи да Мези». И уже в полночь на берегу реки, где зажглись охотничьи костры и намечалось обрядовое шоу «Огни на Иньве» приезжим артистам снова пришлось выступать с импровизированным концертом.

И в старинном селе Архангельское Юсьвенского района, знаменитом своим кедровым парком, лекарственными травами, церковью Святого Михаила, где в ограде лежит исполняющий заветные желания чудо-камень, – коми-пермяки вовсю развернулись. Обряд «Зажинки» – праздник первого снопа вышел на славу. Гости, вооруженные серпами, жали колосья, собирали снопы, украшали их флажками, яркими красными лентами. Был там и хозяин с телегой и лошадью, были и песни, и игры. А какая скатерть-самобранка раскинулась прямо в поле, накрытый стол ломился от угощений, только коми-пермяки умеют так вкусно стряпать, варить теплое овсяное пиво и брагу с изюмом. Словом, «Камва» обрела новых друзей, и ее просветительское и культрегерское пространства будут и дальше расширяться.

Николай Широнин

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №3, 2007

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]