О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

"За человека", приложение к газете "Личное дело"

№4(004),
Сентябрь 2007

Тоталитарный маркетинг

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №4, 2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Тоталитарный маркетинг

Тоталитаризм всегда ассоциировался с лишением человека политических свобод: свободы слова, свободных выборов… Любые тоталитарные поползновения власти тут же становятся предметом живейшего общественного внимания. Нет тоталитарному государству — мы все на страже!

А в это время идеи ограничения свободы начинают давать ростки совсем в другом месте: коммерческие фирмы обнаружили для себя новый способ увеличения прибыли за счет тоталитарного контроля за своими клиентами. Развитие технологий предоставило им уникальную возможность встраивать микрочипы во все что угодно (бытовую технику, автомобили, телефоны и прочее). Стоит это сущие копейки, зато из потребителя можно вытянуть гораздо больше денег, как показал пример с принтером компании Xerox.

Этот принтер после печати установленного производителем количества листов выдает сообщение «Тонер кончился, замените картридж» и блокирует печать. Пользователям в этой ситуации ничего не остается, как купить у той же компании Xerox новый картридж стоимостью 3000 рублей. Но случайно выяснилось, что на самом деле картридж вовсе не пуст: для удобства своих техников компания Xerox оставила лазейку – печать настроек принтера. Оказалось, что таких страниц можно напечатать более 1200 штук! Производитель искусственно скрыл от потребителя почти 25% ресурса, чтобы потребители чаще покупали картриджи.

При чем здесь тоталитаризм? Может, это просто мошенничество? Ответ кроется в объяснениях своих действий, которые высказаны компанией Xerox в судебном заседании и которые суд признал обоснованными. Представители компании сказали, что блокировка печати произведена во благо потребителя в целях безопасности и обеспечения качества печати. На резонный вопрос, может ли компания привести хоть один пример нанесения ущерба печатающим устройством из-за недостатка тонера, ответа не последовало. Но все равно суд поверил – специалистам виднее. На замечание, что страницы настроек принтер печатает идеально, был ответ, что пользователь оценивает качество по-дилетантски «на глазок», а профессионалы компании Xerox провели исследование и решили, что качество ненадлежащее. И тут суд встал на сторону компании, отказав человеку в праве самому решать, какое качество его устраивает.

Разве это не высшая форма тоталитаризма, когда человека лишают не только права выбирать правительство, но и решать, что ему нравится, а что – нет. Сегодня – качество печати, завтра – вкус мороженного… А товары, окружающие нас, будут напичканы микрочипами, которые будут имитировать поломки, заставляя нас совершать новые покупки…

Вам не кажется, что это типичная картина антиутопии? Если вспомнить, то описываемое фантастами тоталитарное будущее чаще всего основано на контроле не правительства, а Корпорации – огромной коммерческой фирмы, влияющей на людей с помощью своих товаров.

Может, стоит опасаться не столько манипулирования политтехнологов, сколько незаметного влияния принтера, микроволновки и телефона? Хочется верить, что удастся избежать господства тоталитарного маркетинга. Маркетологи уже научились внушать массам мысль о невозможности нормальной жизни без определенного товара, осталось немного – сделать товары, которые нам неподвластны, и отобрать право самим принимать решения…

Компания Xerox сделала первый шаг, теперь тоталитарный маркетинг уже не вымысел. Надо дать отпор сейчас, чтобы потом не страдать паранойей, опасаясь своего автомобиля и говорящей куклы дочери…

Денис Галицкий

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №4, 2007

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]