О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

"За человека", приложение к газете "Личное дело"

№4(004),
Сентябрь 2007

Приложение
Пермского регионального
правозащитного центра
к газете "Личное дело"

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №4, 2007

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Пенсия без прописки

Известно, что в условиях демократии доминируют интересы большинства. Чаще всего именно их имеет в виду аппарат исполнительной власти, разрабатывая механизмы работы с гражданами, оказания различных социальных услуг и т.п. О частностях, особых потребностях при этом вспоминают только тогда, когда игнорирование прав публично приобретает критическую остроту. Впрочем, происходит это не всегда, так как речь идет о меньшинстве населения.

В Пермский региональный правозащитный центр все чаще обращаются за помощью пенсионеры, которым пенсионный фонд отказывает в назначении и выплате пенсии в связи с отсутствием у них регистрации по месту жительства. Таких граждан пенсионного возраста в пореформенной России оказалось предостаточно: одни лишились жилья вследствие мошенничества, были выброшены за порог детьми, другие переехали из другого региона, государства или долгое время находились на лечении. Довольно многочисленна группа пенсионеров, освободившихся из мест лишения свободы.

Самый последний случай: гражданин Н., инвалид, несколько лет находился в доме для инвалидов и престарелых, но вынужден был его покинуть. Собственного жилья у него нет, зарегистрироваться нигде не может, а сотрудники районных подразделений пенсионного фонда даже не принимают его документы. Эти люди нередко становятся обузой для родственников, они постоянно пополняют ряды обитателей ночлежек, вокзалов, центров социальной адаптации и социальных гостиниц. И если задуматься, одной из причин такой их унизительной обреченности является всего лишь отсутствие надлежащей процедуры. Конечно, такое положение ненормально и лишний раз подчеркивает, насколько государство не развернуто в сторону учета прав человека.

Между тем Конституция РФ закрепляет ряд прав и свобод человека и гражданина, среди которых есть и право на свободу передвижения и выбор места жительства (статья 27), и право на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца и др. (статья 43).

Согласно закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане обязаны регистрироваться по месту своего временного пребывания и по месту постоянного жительства, однако наличие или отсутствие регистрации не может служить условием, от которого зависит реализация конституционных прав и свобод граждан. Другими словами, сам по себе институт регистрации по месту жительства или месту пребывания, существующий в России, не противоречит праву на свободу передвижения и выбор места жительства.

Несмотря на это, другое право человека – на социальное обеспечение по старости, инвалидности и др. – ставится законом и практикой в зависимость от наличия или отсутствия регистрации. Сотрудники пенсионного фонда отказывают гражданам, не имеющим регистрации, в назначении и выплате пенсии, руководствуясь нормой закона (федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») о том, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии производятся по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Может ли быть допустимым такое положение вещей? Ведь фактически ущемляются права и законные интересы тех людей, которые остро нуждаются в самом необходимом: пище, одежде, средствах гигиены. Оказание поддержки этим людям является одной из обязательных функций государства, и пренебрежительное отношение к ним со стороны представителей власти является прямым уходом от исполнения этих обязательств.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Неужели выдача пенсии человеку, не имеющему регистрации, угрожает основам конституционного строя, умаляет нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, ставит под удар оборону страны и безопасность государства? Безусловно, нет. Поэтому содержащееся в упомянутом законе ограничение прав человека на социальное обеспечение не соответствует конституционным требованиям. Оно носит исключительно процедурный характер и связано с удобством ведения дел в государственных органах.

Мы убеждены, что право на социальное обеспечение должно в полной мере согласовываться с правом на свободу передвижения и выбор места жительства. У государства нет причин для отказа человеку в реализации этих прав, для этого достаточно задействовать обычные средства связи и широко известные информационные технологии. Уверены, что если они в должной мере будут использоваться государством для выплаты пенсии, то даже в том случае, когда человек находится далеко от места постоянного жительства или места хранения его пенсионного дела он сможет своевременно получить средства, на которые у него есть законное право.

Возникшее противоречие, безусловно, должно решаться на законодательном уровне. Требуется вносить изменения в нормативные акты, регулирующие порядок назначения и выплаты пенсии, и учитывать потребности российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться по месту жительства. Пермский региональный правозащитный центр направил обращения в органы власти, полномочные разрешить возникшее противоречие. Однако результат появится не скоро, и до этого необходимо настаивать на своих конституционных правах в судебном порядке. Учитывая сложность обращения в суд, ПРПЦ готов оказать юридическую помощь гражданам, которые решатся обжаловать незаконные действия властей.

Может показаться, что поднимаемая в статье проблема никак не связана с жизнью большинства граждан. Наверное, напрямую нет. Более того, права человека в демократическом обществе спасают человеческое достоинство меньшинства от диктата интересов демократического большинства, а значит от произвола его власти. Но, с другой стороны, человеческое достоинство возможно осознать и отстаивать только в плане принадлежности его каждому из живущих на планете людей. Именно поэтому поднимаемая здесь проблема имеет универсальный характер, так же, как универсальны и сами права человека.

Наталья Темербаева,
юрист Пермского регионального
правозащитного центра

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №4, 2007

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]