О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

"За человека", приложение к газете "Личное дело"

№4(004),
Сентябрь 2007

Приложение
Пермского регионального
правозащитного центра
к газете "Личное дело"

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №4, 2007

ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

«Флаэртиана – живой поток времени»

В Перми спокойно и деловито прошел седьмой Международный фестиваль нового документального кино «Флаэртиана-2007». Этот кинофорум проводится с 1995 года. Это единственный в мире проект документального кино, где художественный и объективные факторы сплетаются в одной концепции. Герои действуют от себя по заданной драматургии, но с большим воздухом импровизации. В 2006 году было принято решение сделать его ежегодным. О популярности и значении фестиваля говорит то, что в отборочную комиссию поступили фильмы из 45 стран. В основном же конкурсе участвовала 21 картина из 14 стран мира.

Гран-при «Большой Золотой Нанук» и десять тысяч долларов призовых заработал режиссер из Франции Дан Алексии за лучший фильм «В кабале в Кабуле» (86 минут) – история о двух последних евреях Афганистана, живущих в заброшенной синагоге – с довольно-таки грустным финальным послевкусием.

Итальянская пастушка Ольга Трепетко естественно относится к окружающей природе, ее ежедневный труд полон достоинства, гармонии и понимания. В номинации «Лучший полнометражный фильм» картина «Ольга и время» (56 минут) итальянского режиссера Мануэлы Чикконелло была удостоена приза «Серебряный Нанук».

А вот израильскому режиссеру Родиону Бродскому было присуждено два «Серебряных Нанука» – за лучший короткометражный фильм «Толя» (10 минут). Беззубый Толя, герой картины, преодолевая недуг, все же посылает жене Наташе поздравительное звуковое романтическое послание в день 8 Марта по телефону.

Мнение жюри по отбору фильмов было единодушным. Ирена Лангеманн (Германия): – Выбирать было нетрудно, выделялось примерно шесть картин. Вот, например, в «Толе» автору удалось за десять минут показать характер человека во всей глубине.

Каарле Ахо (председатель жюри, писатель, продюсер. Финляндия): – Шедевра, чтобы все сказали «Ах – вот оно!», не было, но уровень всех конкурсных работ был достойным. Из тех, которые не попали в номинации, можно отметить «Эти девчонки» (Египет), «Моя дочь – террористка» (Норвегия), «Кладбищенский клуб» (Израиль), «Лиза» (Россия), «Вне времени» (Австрия).

Кирилл Разлогов (киновед, доктор искусствоведения, профессор, Москва): – Специфика документального кино – это ниша между искусством и аудиовизуальным антропологическим исследованием повседневной жизни. Эту специфику фестивальные фильмы выдерживают. Причем российские режиссеры, в отличие от других, рассказывают о своей стране, находят интересных людей, ставят проблемы, касающиеся всех.

Ирена Лангеманн: – Спецификой российского кино является еще и то, что авторы, сохраняя свою самостоятельность, очень близко примеряют на себя судьбу своих героев – персонажей, относятся к ним с сердечностью и пониманием.

Др. Томас Ротшильд (председатель жюри ФИПРЕССИ, Германия): – Документальное кино во всем мире набирает популярность. В Нью-Йорке, в Махэттэне – оно идет в больших кинотеатрах, в Австрии популярней, чем игровое. Конкуренцию составляет телевидение, но там в основном телепередачи на малом экране и они не оставляют зрителю пространства для собственных оценок, размышлений и выводов. Российское же кино, если раньше отличалось сентиментализмом по утраченному, как у Говорухина, акцентируя темные стороны бытия, то теперь идет в русле западноевропейских стандартов.

Анатолий Королев (писатель, Москва): – Присутствие писателя расширяет горизонты жюри. И в прошлом году был на фестивале писатель и сценарист, товарищ по Пермскому университету Леонид Юзефович. Это любопытный ход, переходящий в традицию. Во всех «флаэртианских» фильмах присутствует повествовательный момент. Это авторское документальное кино, которое рассказывает человеческие истории. У меня остались свои острые впечатления. Например, нищие из Бангладеш подрабатывают в Лондоне, а у себя на родине имеют рисовые поля, где на них вкалывают по сотне рабов. Или «Моя дочь – террористка»: 14-летние девочки-террористки – смертницы из группировки «Тигры Тамила», защищающие христову веру. В «Черной пыли» – на глубине 400 метров нашли железную дверь и по приказу засыпали. Куда ведет эта дверь, наверное, в ад?! А сами шахтеры не могут создать профсоюз, чтобы защищать свои права и достоинства, да и не хотят видеть, что происходит вокруг. Сетуют, вот мол, частники, дают сапоги на полгода! А порвал – ходи босиком, что поделаешь. Видимо, ждут, когда борьбу снова возглавят разночинцы-интеллигенты.

Помимо конкурсных работ, на фестивале были представлены и тематические программы. «Южнее Запада» – фильмы европейских авторов об экзотических странах и экзотических обычаях. Лаборатория визуальной антропологии Пермского госуниверситета под руководством Елены Четиной, где подробное изучение человеческого характера увязывается с окружающим макрокосмосом. Такой режиссерский метод был впервые использован Робертом Флаэрти в фильме «Нанук с Севера» (1922 г.). Поэтому и пермский фестиваль был назван в его честь, а главным призом является «Большой Золотой Нанук».

Программа «Преодоление» – прежде всего для психологов, педагогов, социальных работников, кто работает с инвалидами, людьми с ограниченными возможностями.

Как всегда, интересно проходили мастер-классы известных художников Юрия Шиллера, Марины Разбежкиной, Анатолия Балуева, Владимира Эйснера. Семинар «Философия документа» с участием философа Олега Аронсона и режиссера Валерия Балаяна был посвящен философскому кино.

В ретроспективе была показана программа лучших фильмов, посвященная 20-летнему юбилею пермской киностудии «Новый курс», руководителем которой и президентом Международного фестиваля является кинорежиссер Павел Печенкин.

Среди них знаменитые: «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (режиссер Алексей Романов). Пермская писательница вместе со своим мужем Вячеславом Букуром, до сих пор проживающие в коммуналке, продолжают бороться за человеческое достоинство и справедливость, пишут книги и воспитывают четырех детей.

«История Тюрина, художника и жертвы» (режиссер Павел Печенкин) – трагикомедия о судьбе рентгенолога из Ильинского, в котором живет художник, а в художнике – рентгенолог и философ, исследующий «ребра» времени.

«Пу барабан» (режиссер Андрей Анчулов) – чудью белоглазой называли древний коми-пермяцкий народ, живущий на севере нашего края. Ведь «пу» на их языке дерево, а дерево – основа жизни.

«Танго для ЗК» (режиссер Рашид Давлетшин) – еще раз доказывающий, что творчество и любовь – основное предназначение людей. В людях, оказывавшихся на самом краю, прорастают, оттаивают настоящие человеческие чувства.

«Пармщик Роберт Белов» (режиссер Сергей Лепихин). Писатель Роберт Белов нежно любит поэзию и людей, с ней связанных, особенно стихи Алексея Решетова. И ненавидит любую власть, превратившую Урал в пермский арестантский край.

– Все эти фильмы киностудии «Новый курс», – говорит Павел Печенкин, а также лучшие фестивальные, можно увидеть каждую неделю в киноклубе «Документальная среда» в залах кинотеатра «Премьер». Документальное кино на подъеме, пытливое изучение реальности, художественная ценность подлинного документа привлекают.

Там же, в «Премьере», продолжается экспозиция «Искусство на документы», открытая в преддверии фестиваля. Пространство Гид-галереи на этот раз было отдано пермскому фотографу Сергею Копышко и Сергею Белову из Осы. Этот медиапроект – своеобразный фотодокумент, отображающий бытие человека в переплетении культурных традиций и самобытности. Так, в работах Сергея Копышко контрапунктом показана среда обитания персонажа – модели. Это и наши пермские трущобы, «история на снос», брошенные, изжитые свой век вещи, куклы – манекены, – недоигранное детство. Вырубленный «вишневый сад» наших душ, распад великой державы. И все это опоэтизировано странным наложением мироощущений самого фотомастера, его арт-эго творческого персонажа – модели и среды микрокосмоса. Установление утраченных, отчужденных, отторженных гармонических равновесий – вот позывные этого интересного проекта.

Так, режиссер Павел Печенкин показан на фоне киношного белого квадрата, по аналогии с супрематизмом, с автографом по всему изображению. «Вся моя жизнь – это попытка обретения свободы, но не в географических, а в нравственных границах. Нет ничего более интересного, чем этот поучительный процесс. Хочу, чтобы изменение стало развитием, а развитие историей».

Автографы на каждом портрете – это объемный акцент, раскрывающий характер, дополняющий жизненное кредо. Нина Горланова: «Давайте вместе молиться за Россию». Кардиохирург Сергей Суханов: «Любите жизнь». Писатель Юрий Асланьян: «Держи свой позвоночник прямо». Краевед, журналист Владимир Гладышев: «Чужими грехами свят не будешь… И не надо громких слов о русской соборности, изничтоженном генофонде и т.п. Нужно просто спасать памятники, экологию духа, делать дело, и воздастся». Народный артист России Виктор Саитов: «Весной призрачно, а осенью прозрачно». Музыкант Игорь Копнивцев: «Вместе с пеньем тишины вновь находим те следы, там, где были я и ты». Поэт Владислав Дрожащих из «Ангела нежно-тканого»: «Потемнеют воды, а дитя играет, в сердце непогоды ангел воссияет».

Вообще-то давно назрела необходимость открыть при «Новом курсе» свою киношколу, торить дорогу талантливым, ищущим и преданным кино. Новые имена появляются, но они идут долгим путем проб, ошибок и преодолений, и не у всех хватает возможностей и счастливого случая. А между тем Пермский край давно известен в среде кинематографистов. Исторический Кунгур стал подлинной меккой и съемочной площадкой для многих художественных и остросоциальных картин. В ноябре этого года туда снова приезжает классик европейского кино греческий режиссер Тео Ангелопулос. Ожидаются сериальные съемки киногруппы наших соседей из Екатеринбурга. Павел Печенкин также думает вернуться к своей мечте – снимать полнометражные художественные фильмы, в разработке сериалы по повествованиям пермских авторов. Давно ждут своей реализации сценарии по произведениям Алексея Иванова «Чердынь – княгиня гор» и «Золото бунта».

Быстро ставшие популярными, легендарной живой классикой, они, конечно же, требуют серьезной режиссуры и солидного финансирования, приличного историческому полотну, с таксой батальных и костюмированных сцен. Сам же Алексей Иванов, не ожидая у моря погоды, закончил сценарий крупномасштабного телесериала «Урал» («Хребет России» – 49 глав, 12 серий). Съемки охватят Пермский край, Оренбургскую, Кировскую, Тюменскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан и Коми, с периодами от «неандертальцев до Ельцина». «Этот проект, – говорит писатель, – опыт региональной самоидентификации, на которую в современной России не осмеливался еще никто». Уже завершен пилотный проект о древней Чердыни, который снимал режиссер «Нового курса» Алексей Романов при содействии продюсерского центра «Июль».

Так что «киношная флаэртиановская палитра» органично вписалась в мировой текущий процесс, способствуя созданию мифического полотна – Пермь как центр культуры. По международным нормам (с 2006 года «Флаэртиана» проводится с соблюдением всех пунктов этнического кода Европейской координации кинофестивалей) число российских фильмов было ограничено – всего четыре. Выручали открытые специализированные программы, такие как «Российская Флаэртиана». Отобранные по стилистике, критериям, фестивальной эстетике они вышли на судпублики и голосования.

Вот мнение члена отборочной комиссии педагога и режиссера Бориса Караджева: – Мы старались, чтобы это не был дайджест фестивалей, сборник хитов. Хотя есть и известные картины, уже удостоенные призов. Мы выбирали фильмы, в которых есть сегодняшний герой, проживающий под объективом камеры часть своей жизни. Это кино настоящего времени». Он же представил работы своих выпускников мастерской неигрового фильма режиссерского факультета ВГИКа. Среди них динамичным монтажным рядом и социальной проблематикой выделяется курсовая работа «Угольная пыль» (20 минут) Марии Мирошниченко. Всего же фестивальные программы посетило рекордное количество зрителей – более восьми тысяч. А 400 членов зрительского жюри отдало свои симпатии фильму Сергея Литовца «Скрипач» – о старике из глухой удмуртской деревушки Каряк-серма, осуществившем свою мечту. В номинации «Специальное упоминание жюри» диплом фестиваля вручили режиссеру Наталии Мещаниновой за фильм «Гербарий» (55 минут) о конкурсе красоты в доме престарелых.

Переполненные залы «Флаэртианы» еще раз доказали, что зрители предпочитают умное кино, где рассказывается правда о нашей жизни, что происходит вокруг, чем живет человек. И среди мутного потока «мыльных опер», конвейерных сериалов документальное кино выделяется особым чутьем, пытливым умом и горячей сердечностью.

Николай Широнин

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №4, 2007

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]