О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

"За человека", приложение к газете "Личное дело"

№1(006),
Март 2008

Путём "Сталкера"

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №1, 2008

КИНО

Путём "Сталкера"

Уникальным событием конца ушедшего года для Перми стал фестиваль о правах человека "Сталкер". Уникальным в том числе и потому, что вход на все сеансы в кинотеатре "Триумф" был свободным. Школьники, студенты, инвалиды, пенсионеры и все те, кто уже позабыл, что такое большой экран, смогли собраться вместе. И снова зал когда-то популярнейшей "художки" был переполнен. А это говорит не о потере интереса к большому кино, а о его недоступности для большинства зрителей.

Премьерой и подлинно городским семейным праздником стало представление фильма "Золотой полоз" режиссером Владимиром Макеранцем. Все было узнаваемо: красивые ландшафты музея Хохловка, старинные уральские избы, скалистые берега полуострова. И, конечно, исполнители ролей: артисты пермских театров, студенты института искусств и культуры, жители города. Их встреча напоминала сходку дружной матросской команды после долгого пребывания на берегу. Тем более, что режиссер выполнил свое обещание, первая демонстрация фильма прошла в нашем городе. Музыку к фильму написал тоже пермяк, руководитель фольклорной группы "Тишина" Игорь Носков, их напевы стали душой фильма. И, несмотря на малый бюджет и сжатые сроки, на то, что исполнителям приходилось по ходу съемок играть с листа, импровизировать, общими усилиями удалось создать приемлемый художественный продукт.

Спокойно, без пережимов исполнил роль бывалого рудознатца народный артист СССР Иван Бобылев. В основу сценария положены уральские сказы Павла Бажова. По поверьям, полоз, выползая погреться, метит то место, где есть золото. И, как в каждой сказке, несмотря на перипетии с главными героями и злые наветы, правда и справедливость торжествуют. Хранитель горных тайн Золотой полоз творит возмездие.

Картина Акима Салбиева "Одиннадцать писем к богу" посвящена наболевшей проблеме брошенных детей. Их сейчас в России около 10 миллионов. И по каким-то подленьким принципам подростков обычно расселяют подальше от глаз в неказистые бараки. А отдать бы им все эти "барвихи", "рублевки" и прочие гламурные vip-острова блаженного капитализма, где новая "элита" бесится с жиру! Ведь это государственные дети. И по отношению к ним, старикам и инвалидам определяется качество нравственного стержня, присутствие совести в нашем обществе.

...Северная Осетия, панорама гор, серпантин дороги, высоко в небе парящие орлы, красота (оператор Михаил Немысский)! В этих горах на бывшей автобазе и затерялся интернат для 14-летних пацанов. Слепнущий остро чувствующий мальчик как евангелист Лука пишет письма к Богу. В них вся его жизнь, вопросы и просьбы: чтобы не ослепнуть, когда надо интересоваться девочками и прочее. Ребята не играют роли, они проживают судьбы своих героев. Юмора здесь тоже хватает, хотя оригинальную песню о маме без слез воспринимать невозможно. Когда же интернат хотят закрыть, а помещения распродать, его предприимчивая директриса находит выход: давнишний знакомый скульптор устанавливает по ее просьбе мемориальную доску "Пушкин был здесь". И она убедительно доказывает районному начальству, что Орест Кипренский писал портрет поэта, вдохновленный красотой этих мест.

"Мальчик, - рассказывает режиссер, - не знает, кто есть Иисус, кто Магомет, он просто обращается к Богу, зная, что он где-то есть, как к отцу, старшему брату. В советские времена религия была не в почёте, но были духовные ценности. Сегодня религия вроде в почете, но ценностей не стало, сломались души. Наш фильм о постепенном сближении, сердечном прирастании. И, вообще, Кавказ не только поле для войны, он хранилище вековых традиций и культуры. Когда я во ВГИКе на последних курсах (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой) интерпретировал "Сказку о репке", то проблема решалась, когда все объединялись".

Тотальное одиночество подробно, без пробелов исследуется в картине Сергея Карандашева "Странник". Это и несомненная удача актера Виталия Пичика, исполнителя главной роли Федора. Выброшенный на обочину жизни, "блаженненький", как его окрестили встречные-поперечные, мучительно ищет он выхода. Перебивается натуральным почти растительным образом жизни. Измотанного, его подбирает и выхаживает лесной странник. Он и советует ему наблюдать за божьим промыслом, собирать белые и черные камни и молиться. Странника убивают зверским способом строители-шабашники. Зачем? А зачем сейчас убивается совесть? Затем, что она мешает, мешает беспредельничать. Федор находит убийц, но от духовного падения его спасает мальчик…

По сути, бегством от вымороженного, мясорубного, агрессивного мира заканчивается и картина Александра Хвана "Поводырь". Бегством к истокам, туда, где все начиналось.

"В своих размышлениях, - рассказывает Александр, - я пришел к тому, что надо снимать о том, что происходит внутри человека, его глубинных взлетах, падениях и исканиях, отношениях с другими. Картина сдана в мае этого года, в прокате не была, даже на дисках не записана. Надоела вся эта "крутизна", быстрый монтаж, спецэффекты, стрельба, менты..." Хотя в начале все это есть, но потом главный герой, киллер, попадает в другой мир, в глухую деревню. Персонажей (сценарист Аркадий Красильщиков, оператор Иван Богаев) жизнь, как последний эскалатор, тянет туда, где нет выхода. Они не хозяева судьбы, а рабы.

Фильм начинается с бойцовского собачьего ринга, бандитских разборок со стрельбой, а заканчивается тем, что главный герой, ослепший, как и его отец, похоронивший обоих родителей, сидит на лавочке возле деревенского домишки с единственным другом - собакой-поводырем. Каждому воздается по его делам и по грехам тоже.

Событийные повороты сценария позволили по-новому раскрыться известным актерам, сменить привычное амплуа: у супермена Игоря Лифанова - лиризм и душевная открытость, а у Ларисы Макеванной, играющей мать - жестокость, предприимчивость и хитрость. Пусть и под напором обстоятельств, вся семья соединяется. И собирается у своего отца и мужа - плотника Бориса Чуднова. Его играет совершенно преображенный Владимир Головин. Внутренний ритм героя Головина покоен, мудр и органично соотносится с окружающей устойчивой природной средой. И, очевидно, это-то к нему и притягивает, - и пьяненького соседа, и дочерей от других браков, и новых жильцов. Он сам становится как бы поводырем, как сопровождающая его повсюду собака. Поводырем становится понимание жизни по совести, в гармонии с самим собой и окружающим миром.

И пусть фильмы "Сталкера" некоммерческие, их не видят, к сожалению, в широком прокате, зато они человеческие и во имя человека. Художественная правда, какой бы горькой она не была, вызывает переосмысление давно привычного, заставляет что-то в себе преодолевать и приходить к понимаю своего предназначения и места в этом мире.

Николай Широнин

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №1, 2008

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]