О ГАЗЕТЕ
СОБЫТИЯ
АРХИВ
ВАШЕ УЧАСТИЕ
ОТЗЫВЫ
Культурный проект Пермской гражданской палаты АРТЕ_ФАКТ
АРТЕ_ФАКТ
Написать в редакцию
ld@prpc.ru

© Дизайн:
Мария Масло

"За человека", приложение к газете "Личное дело"

№3(008),
Июнь 2008

Последний звонок-2008 - какие оценки выставит им жизнь за полученное в школе образование?

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №3, 2008

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Образование переживает второе рождение?

Оптимистичный взгляд на региональную сферу образования от министра образования Пермского края Николая Карпушина

В прошлом номере мы начали разговор о состоянии пермского образования, предоставив слово нескольким его непосредственным "участникам". Картина вышла довольно безрадостная... Сегодня мы пытаемся найти ответы на "проклятые школьные вопросы" у регионального министра образования.

    - Николай Яковлевич, как бы вы охарактеризовали ситуацию в сфере образования? Кризис на пике или все-таки проходит?

Демиург нового пермского образования Николай Карпушин
- Кризис? Да нет никакого кризиса. Сегодня мы совершенно реально подошли к новому содержанию образования, новым технологиям. Кризиса нет, но есть противоречия. Имущественный комплекс, например, вступает в конфликт с подходами и методами современного образования. Ведь даже если взять школы 70-80-х годов постройки, то по своей архитектуре они уже устарели. Это 3 или 4 окна на стене, три ряда парт, рассчитанные на класс в 20-30 человек. А в современных школах должны быть и классы, и лекционные аудитории для старшеклассников, и медиа-центры, и небольшие классы для индивидуальных занятий ученика с учителем. Приведу один пример: сейчас в трёх школах края мы начинаем работать по программам международного бакалавриата. Так вот требования международных стандартов к классу в начальной школе таковы: в классе должно быть место для индивидуальной работы учеников, для групповой работы, а также зона отдыха - место, где ребята смогут отдохнуть, посидеть, поваляться на мягких модулях.

Если говорить об услуге, то мы не можем пожаловаться на качество преподавания, но мы умудряемся делать это в устаревшем, морально и материально, имущественном комплексе. На мой взгляд, одной из тенденций российского образования в ближайшем будущем может стать строительство новых школ вместо старых.

Сфера образования, на мой взгляд, переживает свое второе рождение где-то с начала 2000-х годов. С момента, когда государство стало оказывать образованию знаки внимания. Сначала вниманием, потом появлением национальных проектов. Я уверен, что у образования впереди "золотая двадцатка", 20 хороших лет. Почему мой прогноз таков? Молодежь начинает смотреть на образование как на основу своего будущего финансового благополучия. С другой стороны, как на сферу приложения собственных сил.

    - Да ну… Вы искренне считаете, что молодые серьезно воспринимают школу как место реализации?

- Да. А почему нет? Работа в школе максимально творческая, нерутинная, каждый новый день не похож на предыдущий. Другой аргумент - новая стимулирующая оплата труда. Когда мы вводим механизмы оплаты по результату, разве мы не подаём молодым четкий сигнал о том, что в школе можно зарабатывать? Раньше зарплата учителя зависела от количества часов и от стажа работы, теперь же, в новой системе оплаты труда, будет зависеть от того, каких результатов ты добился.

Я надеюсь, что образование перестанет быть исключительно государственным, что появятся другие участники и формы управления. Я хочу, чтобы в оказании образовательной услуги участвовали все. Как министр образования, постараюсь обеспечить "зеленый свет" негосударственному сектору. Например, есть такой проект "Семейное воспитание", когда родители, дети которых не ходят в детский сад, получают по 2 тысячи на ребенка. Родители могут на эти деньги купить книги, игрушки и самостоятельно заниматься с ребенком, а могут заплатить эти деньги педагогу, логопеду, психологу, который окажет квалифицированную образовательную услугу.

    - А как же кадровый голод? Как же сетования администраций школ на нежелание молодых работать у них?

- Проблема не в том, что молодежь не хочет идти в школу, а в том, что вакансий практически нет. "Стажистов" или возрастных учителей гораздо больше. Так что перекос есть, но сказать, что возрастной учитель - это плохо для образования, не могу. Ведь учитель - он еще и гуру, которого я слушаю, потому что помимо знаний, у него есть еще и жизненный опыт. Учителя в возрасте продуктивны, и поэтому не спешат уходить. Я как-то зашел в учительскую, а мне говорят: "Вот у нас молодых почти нет…", я спросил: "А кто готов освободить для них свое место?". В ответ молчание...

    - Судя по словам одного из завучей, с которым я говорила, вакансий в их школе не так много, но они есть, постоянно есть свободные, незанятые места…

- Обычно ближе к лету происходит так называемое "кадровое обострение". Учителя, не согласившись с политикой того или иного директора, ищут себе место не в других отраслях, а в другой школе. Чтобы пустот не было, администрация должна бороться за каждого учителя, создавать максимально комфортные условия. Конечно, где-то нехватка кадров есть, но катастрофой это не назовешь. Мне известно, что на 50 тысяч работников образования региона около 200 вакансий. Это очень немного, скажу я вам.

    - Что вас, министра образования, больше всего беспокоит в подответственной вам сфере?

- Про беспокойство за имущественный комплекс я уже сказал. На втором месте - жилье для молодых учителей.

Я рассчитываю на то, что новая стимулирующая система оплаты позволит лучшим учителям зарабатывать хорошие деньги за свой труд и получить возможность участвовать в ипотечном кредитовании.

Волнует извечная проблема неэффективных расходов. Проблема снижения количества детей и соответствующее сокращение рынка труда, обслуживание пустых площадей. Демографическая яма - серьезная угроза. Проблемы оценки качества образования, участия родителей в жизни школы, повышения квалификации учителя тоже не дают жить спокойно.

    - Мне стало известно, что в одной из школ директор в число критериев повышения оплаты труда учителя включил число учеников, которые питаются в школе. Считаете это нормальным?

- Директор волен определять критерии самостоятельно, добавлять свои к тем, что мы разработали на региональном уровне. Ничего не имею против такого критерия, как охват горячим питанием. Ведь питание в школе действительно важная составляющая. Но могу сказать, что если критерий начал внедряться, то, значит, его одобрил управляющий совет школы. То есть родители и учителя, которые в него входят, согласились с этим критерием. Это значит, что на собрании управляющего совета директор доказал его необходимость.

    - У Николая Карпушина имидж реформатора. Все ли ваши новации живы, какие внедрить так и не удалось?

- Все нововведения, которые мы запускали, живут. Нормативное финансирования, или подушевка, из-за которой было столько споров, единый муниципальный тест (ЕМТ), университетские округа разошлись по всей России. Наши попытки внедрить новые подходы к оплате труда учителя закономерно завершаются разработкой новой системы оплаты труда. Я не говорю уже об управляющих советах, которые есть практически во всех школах.

Управляющие советы, по моему стойкому убеждению, - это не попечительские советы, которые рядом с директором, и даже не родительские комитеты, которые под директором, это орган, который над директором, сверху. В каждой крупной компании есть исполнительный директор, который осуществляет текущее руководство, и совет директоров (в нашем случае УС), он ставит задачи, разрабатывает правила, отвечает за стратегию. Нормальное разделение власти - это мировая практика.

    - Как много школ в Перми, у которых правильные управляющие советы? Под правильными я имею в виду ориентированных на заказ.

- Школ, в которых управляющие советы сравнимы с эталоном, немного, и это нормально. Общество еще не готово к такому зрелому уровню. В таких школах родители, которые входят в совет, воспринимают себя часто не как родители конкретных детей, а как налогоплательщики, которые просто не могут не контролировать эффективность расходования своих средств. Если они чувствуют себя родителями детей, учащихся в этой школе, они тут же начинают испытывать страх перед администрацией за своих детей, за последствия, и сами превращаются в учеников. Сильная школа - та, где есть управляющие советы, которые состоят из родителей-налогоплательщиков по духу.

Кто еще входит в советы? Кроме родителей, учителя этой школы, плюс представители общественности микрорайона, которые имеют авторитет, но не имеют в данной школе своих детей, это позволяет им объективно реагировать на происходящее в школе.

    - Вы не ответили на вопрос: "Что из задуманного до сих пор не было реализовано?"

- Я против отбора детей в школы до 5-го класса. В первый класс отбора быть не должно. К первому классу невозможно определить способности ребенка. В четвертом классе, когда он напишет ЕМТ, тогда появятся основания для выводов об уровне его развития, но не раньше. Когда же в гимназиях есть 1-й класс, родительское искушение устроить туда ребенка очень велико. Хотя реальные гимназические программы начинаются с 5-ого класса. А качество образования в начальной школе зависит не от того, в какой она гимназии, а от конкретного учителя. И я советую родителям выбирать школу не по статусу, а по тому, насколько вашему ребенку будет комфортно, и насколько он будет успешен именно с этим первым учителем.

Критерии же социального отбора не подходят для государственной школы. Социальный круг, который хочет для себя других условий, должен учиться в негосударственных учреждениях.

    - Скажите, а как вы относитесь к идее замены в старшей школе классов на потоки?

- Главная идея старшей школы заключается не в замене классно-урочного подхода, а в разработке индивидуальных образовательных траекторий учеников. У каждого старшеклассника проявляются свои склонности, способности, желания заниматься какими-то определенными видами деятельности. И задача старшей школы - спланировать индивидуальную, неповторимую образовательную траекторию для каждого ученика. Старшеклассники могут встречаться потоком на общей лекции, затем расходиться на маленькие группы на спецкурсы и даже на индивидуальные занятия с педагогами. Такой подход к образованию в старшей школе дает высокий результат - ведь старшеклассник получает те знания, навыки и компетенции, которые помогут ему успешно реализовать свои способности и правильно выбрать будущую профессию и состояться в ней.

    - Как обстоят дела с сельскими школами?

- На селе процессы намного сложнее. Есть пустующие школы, есть малочисленные классы, а есть большие школы, в которые съезжаются ребята из соседних деревень, и в этой большой школе есть и компьютерные кассы, и настоящие физические и химические лаборатории, и совершенно иное качество образования. И сегодня мы решаем вопрос: как сделать образование качественным и доступным независимо от места проживания учащегося? И решения могут быть разными. Приведу один пример: Пермский край принял участие в федеральном проекте информатизации системы образования, и мы попробовали технологии дистанционного обучения в рамках проекта "Телешкола". Ведь все школы края, благодаря нацпроекту, подключены к сети Интернет. И поэтому любой школьник может воспользоваться современными технологиями и обучаться у сетевых преподавателей. Ты живешь в Чердынском или Красновишерском районе, а учишься у педагога из Перми или Березников. И учители, и дети оценили новые образовательные технологии. Еще одним решением может быть развитие сети. Решение принимаем согласованно с министерством промышленности и сельского хозяйства, когда поймем стратегию развития села, его перспективы, ответим себе на вопрос: является ли данное село, деревня точкой роста? Иногда видишь, что школа хорошая, учителя отличные и образование дают замечательное, но уезжают из этого поселка люди, не остаются. С одной стороны, какой смысл оставлять школу, тратить на нее колоссальные деньги, если территория стала бесперспективной? Ну, а с другой стороны - в чем школа виновата? Поэтому мы всегда всесторонне обсуждаем, взвешиваем все аргументы и совместно находим решения.

    - С начала года в Пермском крае начал внедряться "Комплексный проект модернизации образования до 2010 года". В связи с этим вопрос: способен ли он осуществить прорыв в сфере образования?

- Поможет ли КПМО осуществить прорыв? Прорыв - очень сильное по смыслу слово. Если сравнивать сферу образования с космическим кораблем, то КПМО - это новый ускоритель. В основе комплексного проекта модернизации образования лежат три кита - экономика, качество образования и управление школой, эти три процесса пока часто западают в системе образования. И поэтому мы должны с помощью КПМО ответить на многие вопросы: как и за что платить учителю, как финансировать школу, как обеспечить настоящее общественное управление в школах, как развивать сеть образовательных учреждений края, что мы сегодня понимаем под качеством образования, как в современных условиях повышать квалификацию учителей? На все эти вопросы мы отвечаем сегодня вместе с пилотными территориями Пермского края, и я уверен, что совместными усилиями мы перейдем на новую орбиту, на новый качественный уровень современного образования.

Беседовала Александра Анохина

От редакции. Вместе со многими нашими согражданами мы убеждены в том, что у страны нет конкурентного будущего без качественного образования. Мы почти готовы согласиться с основными мероприятиями, предусмотренными КПМО. Нам приятен деловой оптимизм в оценке перспектив образования от, надо думать, самого сведущего в школьных преобразованиях пермяка. Даже настроение улучшается от этой "золотой двадцатки", которая впереди. Кстати, а когда именно начнётся это "впереди"? И почему только 20 лет будут хорошими? Что значит для системных изменений "неадекватные современным реалиям условия"? Если иметь в виду общий пессимизм реальных участников процесса - родителей и учителей - в оценке идущей модернизации, то пока метафоры об "ускорителях к ракете" убеждают плоховато. Также как и само наше образование с весьма существенной натяжкой уподобляется сегодня ракете.

Наш знакомый педагог, кстати, учитель высшей категории с 26-летним стажем, так описал нам финансовые условия в нынешней школе: "Нагрузка 36 часов в неделю (вместо 18 установленных в прежнее время - ред.), оплата, включая все - 12 тысяч. Это предел". Добавим к этому время необходимое для подготовки к урокам (несколько классов в разных параллелях требуют несколько подготовок), для проверки письменных работ и др. Вывод достаточно прост - рабочая неделя учителя зашкаливает за установленные законом 40 часов. Для такой системы есть вполне определённое название: потогонная. Но дело не только в нарушении закона и выжимании пота, но и в том, что это не может не отражаться на качестве преподавания и на школьной педагогике в целом. Понятно, что при таком уровне доходов рассматривать учителя в качестве субъекта ипотечного кредитования ни одному банковскому сотруднику в голову не придет.

Точно также и нам не приходит в голову рассматривать труд учителя в школе как "максимально творческий", "нерутинный", когда "каждый день не похож на предыдущий". Хотим мы того или нет, но без кадрового обновления развития школы происходить не будет. Этот естественный закон жизни уважаемый министр не замечает, рассуждая о кадровом голоде. Почему люди пенсионного возраста при такой "энергоемкой" системе упорно работают в школе, хватает ли им для этого сил, вопрос риторический. Это по-видимому отнесено к разряду тех самых не соответствующих новым реалиям условий. Но сам по себе этот вопрос не решится и будет тянуть стремление к преобразованиям вспять.

Достаточно "хромоногой" модернизируемая система отношений в образовании кажется и еще по одной причине. При отсутствии инициативы, при измочаленном учителе, при зависимости управляющих советов движущей силой изменений в школе становится администратор. Хороший администратор до сих пор был дефицитен, но, допустим, он в школу придёт. Однако, не будет ли его маловато для комплексной модернизации образования? Ведь планировалось все с точностью до наооборот.

К концу наших рассуждений от начального оптимизма осталось немногое, но мы пытаемся искать ответы на важные вопросы и готовы выслушать другие мнения.

Главная / "Личное Дело" / "За человека" №3, 2008

счетчик посещений contadores de visitas mate1.com


[an error occurred while processing this directive]