НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданский контроль - пермские эксперименты

БИБЛИОТЕКА ГРАЖДАНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

"Гражданский контроль - пермские эксперименты"

Глава 2.
Гражданский контроль интернатных учреждений

О.Н. Кочева

обложка издания

Основные положения общественного контроля интернатных учреждений

Цель общественного контроля - содействие соблюдению прав человека в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка.

Полномочия общественных инспекторов

Общественный контроль осуществляют общественные инспекторы, рекомендованные общественными объединениями и утвержденные соответствующими органами власти, в чьем ведении находятся интернатные учреждения.

Общественные инспекторы имеют право проводить плановые проверки, участвовать в проверках деятельности интернатных учреждений, проводимых органами власти и местного самоуправления или, в случае получения информации о грубых или существенных фактах нарушения прав граждан, проводить такие проверки самостоятельно, без предварительного уведомления органов власти и местного самоуправления, а также самих интернатных учреждений.

Общественный инспектор вправе:

1. посещать интернатное учреждение с осмотром всех жилых и хозяйственных помещений;

2. принимать обращения и жалобы от лиц, находящихся на содержании интернатного учреждения, по вопросам нарушения их прав и законных интересов;

3. беседовать с лицами, находящимися в интернатных учреждениях, без временных и количественных ограничений в условиях конфиденциальности, если только это не угрожает физической и психической безопасности самого лица и не нарушает внутреннего распорядка учреждения;

4. с согласия лиц, находящихся на содержании интернатного учреждения, или с согласия их законных представителей знакомиться с документами, на основании которых лицо содержится в данном учреждении, их личными делами, историями болезни, с любыми другими документами, связанными с их пребыванием в учреждении, а также снимать копии с указанных документов;

5. пользоваться правом приема в первоочередном порядке руководителем интернатного учреждения, должностными лицами соответствующих исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав лиц, находящихся в интернатных учреждениях;

6. осуществлять иные, не противоречащие законодательству, действия, направленные на достижение целей проведения общественного контроля.

По результатам мероприятий общественного контроля общественный инспектор и общественное объединение, выдвинувшее его кандидатуру, вправе:

  1. организовывать проведение независимой общественной экспертизы в случаях, требующих профессиональных знаний, с последующим направлением заключений экспертизы интернатным учреждениям, исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления;
  2. при наличии спора, связанного с нарушением прав человека, проводить переговоры или иные согласительные процедуры;
  3. обобщать материалы об обеспечении прав человека в интернатных учреждениях и готовить отчеты с последующим его представлением в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации;
  4. предпринимать меры, направленные на оказание интернатным учреждениям благотворительной помощи, в том числе материальной, культурно-просветительской, волонтерской;
  5. содействовать социальной адаптации лиц после прекращения их пребывания в данных учреждениях;

7. принимать иные меры, направленные на оказание содействия интернатному учреждению в соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Процедура общественного контроля

Общественный инспектор разрабатывает и согласует план мероприятий общественного контроля с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся интернатные учреждения.

В соответствии с планом мероприятий общественные инспекторы посещают интернатные учреждения. В случаях получения информации о грубых или существенных фактах нарушения прав граждан, общественные инспекторы вправе проводить проверки без предварительного уведомления инспектируемых учреждений, органов власти и местного самоуправления.

По результатам инспектирования учреждения общественный инспектор составляет заключение в письменной форме и направляет его в само учреждение и контролирующие его деятельность органы власти. В случае выявления фактов нарушений прав человека в проинспектированном учреждении, общественный инспектор направляет в учреждение заключение с указанием конкретных нарушений прав и свобод человека и предложениями устранить выявленные нарушения и принять меры по предотвращению повторения выявленных фактов.

В случае непринятия интернатным учреждением, исполнительным органом государственной власти, органами местного самоуправления исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, общественный инспектор или общественное объединение, выдвинувшее его кандидатуру, принимают иные действия по устранению данных нарушений: обращаются в органы прокуратуры и другие органы власти, распространяют информацию о нарушениях в средствах массовой информации и т.д.

  Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданский контроль - пермские эксперименты






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.