Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
"Гражданский контроль - пермские эксперименты"
Глава 2.
Гражданский контроль интернатных учреждений
О.Н. Кочева
|
 |
Приложение 6
Стандарт посещения интернатного учреждения в рамках эксперимента по организации общественного контроля
Время посещения - 1 рабочий день.
Группа посещения - минимум 2 человека (1 общественный инспектор, 1 ассистент инспектора).
В задачи общественного инспектора и ассистента в рамках посещения учреждения входит:
- Исследование условий проживания.
- Выявление фактов нарушения прав человека.
- Выяснение основных потребностей и проблем учреждения.
- Проверка соблюдения стандартов социального обслуживания.
- Проверка жалоб проживающих.
- Информирование проживающих об их правах и возможностях защиты.
Обязательные мероприятия в рамках посещения:
- Беседа с руководством (персоналом) учреждения. Выяснение проблем и потребностей учреждения. Анкетирование руководителя учреждения.
- Общий сбор проживающих/воспитанников учреждения, информирование их о целях общественного контроля, о возможностях проживающих передать жалобы, предложения. Ответы на вопросы проживающих. Анкетирование проживающих (не менее 5% от списочного состава).
- Установка в помещении учреждения "ящика для предложений". Сбор жалоб и предложений проживающих учреждения в письменном виде.
- Индивидуальные беседы с проживающими (по 2-3 человека в отделениях каждого типа (отделение милосердия, отделение "для пьющих", отделение "для привелигерованных", геронто-психиатрическое отделение и т.п.), выяснение условий проживания и основных проблем.
- Анкетирование основного персонала, осуществляющего уход за проживающими (не менее 10 человек).
- Посещение жилых и бытовых помещений учреждений (жилых комнат, санузлов, душевых, столовых во время приема пищи, библиотеки, комнат отдыха, актовых залов, процедурных кабинетов, дворовых территорий, подсобных хозяйств и др.). Посещение всех типов отделений для различных категорий проживающих, определение степени различий в условиях проживания в рамках одного учреждения и выяснение причин этих различий. Заполнение листа посещения.
- Фотосъемка.
- Подготовка отчета в соответствии с разработанной формой, формулирование "проблемных" вопросов для данного типа учреждений.
Копии документов, запрашиваемых у администрации учреждения
- Правила внутреннего распорядка учреждения (устав, положение).
- Образец договора с проживающими.
- Расчет оплаты стационарного обслуживания на одного человека в месяц.
- Стоимость одного обеда, меню.
- Штатное расписание.
- Содержательные отчеты о деятельности учреждения.
Желательные мероприятия в рамках посещения
- Юридические консультации для проживающих и сотрудников учреждения (1-2 часа).
- Лекции для проживающих на актуальные темы.
- Лекции для персонала на актуальные темы.
- Выяснение потребностей учреждения в благотворительной помощи.
- Распространение методических материалов.
Общие правила посещения
- Общественные инспекторы и ассистенты носят бэйджи.
- Индивидуальное собеседование проводится только с согласия предполагаемого собеседника. В беседе с проживающими и персоналом общественный инспектор представляется каждому собеседнику и вручает ему личную визитную карточку, записывает Ф.И.О. собеседника, должность (сотрудника) и фиксирует основное содержание разговора письменно или записывает на диктофон (с разрешения собеседника).
- При входе в жилые помещения обязательно спрашивается разрешение у проживающих.
- При портретной фотосъемке обязательно спрашивается разрешение у тех, кого фотографируют.
- Все жалобы проживающих проверяются непосредственно во время посещения, при необходимости у администрации и персонала запрашиваются документы и объяснения.
- По окончанию посещения обязательно официально попрощаться с руководством учреждения, вкратце рассказав о впечатлениях от посещения.
- Общий стиль поведения во время посещения: максимальная корректность и доброжелательность в отношении как персонала, так и проживающих.
Отчетность
На основе собранной информации и данных анкет в течение недели после посещения учреждения общественными инспекторами и ассистентом составляется заключение и перечень мер реагирования. Заключение и перечень выносится на обсуждение методического совета, состоящего из всех общественных инспекторов. После обсуждения на методическом совете, заключение за подписью общественного инспектора рассылается в соответствии с пунктом 3.7 Временного положения об общественном контроле. По результатам посещения общественный инспектор принимает меры в соответствии с Временным положением и перечнем мер реагирования. Техническую помощь в осуществлении мер реагирования оказывает Пермская гражданская палата.
|