НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданские переговоры - пермские прецеденты

БИБЛИОТЕКА ГРАЖДАНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

"Гражданские переговоры - пермские прецеденты"

С чего все началось и что такое "гражданские переговоры"

обложка издания
В конце девяностых годов в кругу пермских гражданских организаций, впоследствии вошедших в Пермскую Ассамблею, стала вызревать озабоченность явной непродуктивностью существовавших на том этапе форм взаимодействия с властью. То есть и форм было достаточно и взаимодействия, и даже удавалось решать конкретные проблемы конкретных людей, но не было главного - кардинальных изменений в стратегии властей по отношению к основным сферам гражданских интересов: правам человека, экологии, образованию, здравоохранению, социальному обеспечению, антимонопольной политике и др. Многочисленные совещания, конференции, круглые столы по самым злободневным проблемам ничем конкретным не заканчивались. Все чаще представители органов власти соглашались с представителями гражданских организаций, все более доверительными были разговоры, но жизнь вокруг от этих соглашений и разговоров не менялась. Стороны расходились, не обременяя друг друга никакими серьезными обязательствами. Зарождавшийся в этом общении гражданский капитал пропадал впустую.

Пермская гражданская палата и Пермский региональный правозащитный центр попытались повысить эффективность властно-гражданского взаимодействия, переводя его на директивный язык законодательных инициатив. Центром и Палатой были разработаны и приняты областным Законодательным Собранием региональные законы "Об основах социальной политики", "О социальном заказе", "Об Уполномоченном по правам человека". Не нашли адекватной поддержки властей законопроекты "О благотворительной деятельности" и "О дополнительных мерах по обеспечению прав человека государственными и муниципальными служащими Пермской области". Активная законотворческая деятельность гражданских организаций конечно же повысила эффективность взаимодействия с властью, но в достаточно ограниченных пределах. По понятным причинам, лишь небольшая часть актуальных гражданских интересов может быть оперативно упакована в законы.

Одновременно Общество "Мемориал", Общество развития предпринимательских инициатив, Киностудия "Новый курс", Фонд "Юрятин" и другие участники Пермской Ассамблеи предпринимали попытки реализации совместных с властью проектов, заключали соответствующие договоры и соглашения. Кое-что получалось и неплохо, но опять же, количество совместных проектов никак не отражалось на гражданском качестве пермской жизни.

Тут случился Гражданский Форум с его "переговорными площадками", экспертным бумом и технологизацией всего, что движется. Нельзя сказать, чтобы Форум представил стране выдающиеся примеры совместных с властью дел на благо Родины. Скорее наоборот, со всей наглядностью пятитысячного мероприятия он презентовал стране и миру все возможные слабые места властно-общественной кооперации в России. В то же время Форум помог нам понять, куда двигаться, как добиваться качественных изменений в наших странных, почти искусственных, отношениях с властью. На Форуме мы поняли, как можно хорошо делать то, что на Форуме делалось плохо. Из этого понимания и родились наши "гражданские переговоры", "гражданские экспертизы", "гражданские дискуссии" и прочие принципиально гражданские вещи.

***

То, что со времен Форума называют "переговорными площадками" - это в большинстве случаев все те же ничего не решающие "круглые столы", вооруженные модным названием. На современных "переговорных площадках" обсуждают вопросы и проблемы, но не принимают решений. В лучшем случае, стороны дают друг другу устные, редко - письменные, обещания "рассмотреть", "принять к сведению" и т.п. От переговоров в них есть только разговоры и нет главного - стороны не берут на себя документированных и заверенных обязательств что-то сделать или ни сделать в такие-то сроки, за что отвечают такие-то организации или люди. Таким образом, популярная сегодня "переговорная площадка" - это площадка для общения, но не площадка для переговоров. Слово "переговорная" лишь создает видимость новизны и серьезности мероприятия, что с готовностью используют многие "продвинутые" носители власти, привыкшие из года в год менять формы, не меняя содержания.

Мы попытались проводить "переговорные площадки" именно как переговоры и чтобы подчеркнуть их переговорный характер, мы чаще используем термин "гражданские переговоры".

Таким образом:

Гражданские переговоры это технология ответственного взаимодействия структур гражданского общества и органов государственной власти. Цель гражданских переговоров - решение актуальных общественных проблем совместными усилиями гражданских и властных институтов. Задача гражданских переговоров принять конкретные решения по предмету переговоров.

Гражданские переговоры проводятся по предварительно согласованной сторонами повестке и формализованной процедуре. Участники переговоров обладают компетенцией и полномочиями, позволяющими им принимать исчерпывающие решения по предмету переговоров. Гражданские переговоры предполагают: протокольное фиксирование всех решений и взаимных обязательств; обязательное подписание итогового документа, вне зависимости от результатов переговоров; создание временных рабочих групп (определение органов), отвечающих за реализацию договоренностей достигнутых в ходе переговоров (из Декларации целей и принципов Открытого Партнерства "Пермская Ассамблея").

И.В. Аверкиев, председатель
Пермской гражданской палаты

  Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданские переговоры - пермские прецеденты






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.