НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданские переговоры - пермские прецеденты

БИБЛИОТЕКА ГРАЖДАНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

"Гражданские переговоры - пермские прецеденты"

Проведение гражданских переговоров о введении гражданского контроля интернатных учреждений в Пермской области

обложка издания

Решение о продвижении идеи общественного контроля интернатных учреждений было принято Пермской гражданской палатой в феврале 2003 года. До этого момента в течение 7 лет Правозащитный центр и Гражданская палата в более "мягкой", уведомительной форме уже осуществляли общественный контроль пенитенциарных учреждений Пермской области, мест содержания под стражей системы МВД (с июля 1997 по сентябрь 2003 года - 34 визита). В различное время соответствующие договоренности были достигнуты с руководством областного УИН и УВД. Визиты в эти учреждения сопровождались просветительскими и гуманитарными программами. В марте 2003 года было достигнуто соглашение с Областным комитетом социальной защиты населения о посещении интернатов для инвалидов и престарелых. В первой половине 2003 года представители Правозащитного центра и Гражданской палаты посетили 2 исправительные колонии, 5 изоляторов временного содержания, 7 интернатов для инвалидов и престарелых, 2 медвытрезвителя, 1 спецприемник, 1 приемник-распределитель.

В результате гражданских переговоров, состоявшихся 4 апреля 2003 г., между организациями, входящими в Пермскую Ассамблею, и областными социальными ведомствами было достигнуто официальное соглашение о постепенном введении на территории Пермской области института общественного контроля интернатных учреждений (детские дома, дома ребенка, интернаты для инвалидов и престарелых, психоневрологические интернаты).

Стороны утвердили цели и принципы общественного контроля интернатных учреждений Пермской области. В частности, за общественными объединениями было признано не только право проведения плановых посещений интернатных учреждений и участия в проверках, проводимых органами власти, но и в случаях получения информации о грубых и массовых нарушениях прав граждан, общественные организации имеют право посещать интернаты без предварительного уведомления органов власти. По соглашению сторон, с 15 мая 2003 года на территории Перми и Пермского района должен был начаться полугодовой эксперимент по общественному контролю в интернатных учреждениях. До 31 октября 2003 года должны быть разработаны проекты нормативных актов о введении института общественного контроля интернатных учреждений Пермской области. За соблюдением соглашения наблюдает специально созданная рабочая группа, состоящая из представителей Пермской Ассамблеи и органов государственной власти Пермской области.

Протокол-соглашение гражданских переговоров о введении общественного контроля интернатных учреждений Пермской области

Пермь

4 апреля 2003 года

Участники переговорной площадки:

Представители органов власти и управления

Ершова Р.В.

Начальник Отдела по защите прав детей администрации Пермской области

Коробейников Н.П.

Заместитель начальника управления здравоохранения Пермской области

Маслохутдинова Н.К.

Заместитель председателя комитета социальной защиты населения администрации Пермской области

Аликина Л.В.

Начальник Отдела по работе с ветеранами и пожилыми людьми Комитета социальной защиты населения Пермской области

Лебедева Г.П.

Начальник Отдела социально-педагогической поддержки детей Департамента образования Пермской области

Черников Е.В.

Председатель совета директоров областных стационарных учреждений, директор Пермского дома-интерната для ветеранов труда

Представители гражданских организаций

Аверкиев И.В.

Председатель Пермской гражданской палаты

Исаев С.В.

Директор Пермского регионального правозащитного центра

Шишкина В.И.

Председатель Пермской областной организации Всероссийского общества инвалидов

Эксперты

Бабина Г.В.

Главный специалист Управления здравоохранения Пермской области

Куликов А.Н.

Заведующий Сектором областных стационарных учреждений Комитета социальной защиты населения Пермской области

Максимов С.В.

Юрист-консультант Пермской гражданской палаты

Потешкин Н.М.

Главный врач Пермской областной психиатрической больницы

Соболева Л.А.

Заведующий сектором профилактики безнадзорности и социального сиротства аппарата администрации Пермской области

Струлева А.А.

Главный специалист Отдела социально-педагогической поддержки детей Департамента образования Пермской области

Шустер Л.А.

Директор детского дома № 16 г. Перми

Участники гражданских переговоров об организации общественного "контроля" интернатных учреждений Пермской области - представители Открытого партнерства "Пермская Ассамблея", с одной стороны, и представители органов власти и управления Пермской области, с другой стороны (в дальнейшем именуемые Стороны) признают необходимость введения института общественного контроля интернатных учреждений Пермской области и заявляют о намерении осуществлять сотрудничество в создании этого института и обеспечении его эффективного функционирования.

В ходе гражданских переговоров стороны договорились о следующем:

1. О целях и принципах общественного контроля интернатных учреждений Пермской области

Стороны согласились осуществлять деятельность по внедрению института общественного контроля интернатных учреждений Пермской области на основе следующих общих положений:

Цель общественного контроля интернатных учреждений - содействие соблюдению прав граждан, находящихся в интернатных учреждениях.

Объект общественного контроля: интернатные учреждения системы образования, здравоохранения и социальной защиты (детские дома и дома-интернаты, интернаты для престарелых и инвалидов).

Субъекты общественного контроля: общественные инспекторы, рекомендованные общественными объединениями и утвержденные соответствующими органами власти, в чьем ведении находятся интернатные учреждения

Ресурсное обеспечение мероприятий общественного контроля осуществляется общественными объединениями

Лица, осуществляющие общественный контроль, наделяются исключительно наблюдательными и информирующими функциями и не имеют полномочий на какое бы то ни было прямое воздействие и вмешательство в деятельность учреждений и организаций

Общественный контроль предполагает предоставление права общественным объединениям планового проведения проверок, участия в проверках деятельности интернатных учреждений, проводимых органами власти и местного самоуправления или, в случае получения информации о грубых или существенных фактах нарушения прав граждан, проведение такой проверки самостоятельно, без предварительного уведомления органов власти и местного самоуправления, а также самих интернатных учреждений в порядке, определяемым соответствующим соглашением.

2. О нормативном обеспечении введения института общественного контроля интернатных учреждений Пермской области

Стороны пришли к соглашению о том, что на современном этапе наиболее эффективным способом введения института общественного контроля является принятие указов губернатора Пермской области, утверждающих:

Положение о порядке проведения общественного контроля:

    регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением неотъемлемых прав человека в интернатных учреждениях на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, равенство перед законом, защиту от насилия, другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ограждение от злоупотреблений властью

    обеспечивает повышение эффективности работы государственных и негосударственных органов и организаций, целью деятельности которых является защита или содействие защите прав человека и гражданина

    рекомендует главам муниципальных образований принять соответствующие постановления о порядке проведения общественного контроля за муниципальными интернатными учреждениями

Положение о порядке утверждения общественных инспекторов:

    определяет порядок утверждения общественных инспекторов, рекомендованных общественными объединениями

    определяет порядок создания и компетенцию комиссии, утверждающей кандидатуры общественных инспекторов

    устанавливает основания для отказа в утверждении кандидатуры общественного инспектора, приостановления их деятельности, лишения статуса общественного инспектора

3. О проведении эксперимента по введению общественного контроля в части интернатных учреждений

Стороны пришли к соглашению о необходимости проведения эксперимента по введению общественного контроля в части интернатных учреждений Пермской области с целью апробирования и адаптации существующих технологий общественного контроля.

Стороны договорились о проведении эксперимента в интернатных учреждениях здравоохранения (включая дома ребенка), образования и социальной защиты г. Перми и Пермского района.

4. О механизме реализации достигнутых соглашений

Стороны договорились в целях реализации достигнутых соглашений создать рабочую группу в составе:

  1. Аверкиев И.В. (председатель Пермской гражданской палаты)
  2. Исаев С.В. (директор Пермского регионального правозащитного центра)
  3. Максимов С.В. (юрист-консультант Пермской гражданской палаты)
  4. Шишкина В.И. (председатель Пермской областной организации Всероссийского общества инвалидов)
  5. Бабина Г.В. (главный специалист Управления здравоохранения Пермской области)
  6. Куликов А.Н. (заведующий Сектором областных стационарных учреждений Комитета социальной защиты населения Пермской области)
  7. Черников Е.В. (председатель совета директоров областных стационарных учреждений, директор Пермского дома-интерната для ветеранов труда)
  8. Струлева А.А. (главный специалист Отдела социально-педагогической поддержки детей Департамента образования Пермской области)
  9. Шустер Л.А. (директор детского дома № 16 г. Перми)
  10. Соболева Л.А. (заведующий сектором профилактики безнадзорности и социального сиротства аппарата администрации Пермской области)

Первое заседание рабочей группы провести 16 апреля 2003 года.

Стороны договорились поручить рабочей группе:

    до 15 апреля 2003 года - выступить с инициативой перед заместителем губернатора Пермской области Т.И. Марголиной о создании под ее эгидой межсекторной комиссии по общественному контролю;

    до 1 мая 2003 года - разработать временное Положение об эксперименте по введению общественного контроля, согласовать Положение со всеми заинтересованными сторонами;

    до 1 мая 2003 года - в рамках эксперимента, по согласованию с общественными объединениями, входящими в Открытое Партнерство "Пермская Ассамблея", составить список общественных инспекторов и согласовать его с соответствующими ведомствами;

    обеспечить проведение эксперимента с 15 мая 2003 года по 31 октября 2003 года

    до 31 октября 2003 года - разработать проекты указов губернатора о введении института общественного контроля интернатных учреждений Пермской области.

 

От органов власти и управления Пермской области

    Начальник Отдела по защите прав детей администрации Пермской области
    Ершова Р.В.

    Заместитель начальника управления здравоохранения Пермской области
    Коробейников Н.П.

    Заместитель председателя комитета социальной защиты населения
    администрации Пермской области
    Маслохутдинова Н.К.

    Начальник Отдела по работе с ветеранами и пожилыми людьми
    Комитета социальной защиты населения Пермской области
    Аликина Л.В.

    Начальник Отдела социально-педагогической поддержки детей
    Департамента образования Пермской области
    Лебедева Г.П.

От партнерства общественных организаций "Пермская Ассамблея"

    Председатель Пермской гражданской палаты
    Аверкиев И.В.

    Директор Пермского регионального правозащитного центра
    Исаев С.В.

    Председатель Пермской областной организации
    Всероссийского общества инвалидов
    Шишкина В.И.

Итоги выполнения соглашения

В апреле 2003 года сформированная в результате переговоров рабочая группа разработала Положение об общественном контроле, в мае-июне Положение проходило согласование в заинтересованных органах государственной власти и местного самоуправления, в начале июля эксперимент запущен Распоряжением губернатора.

Эксперимент курируют: от Администрации Пермской области - заместитель губернатора Т.И. Марголина, от Пермской Ассамблеи - председатель Пермской гражданской палаты И.В. Аверкиев.

2 июля 2003 года губернатор Пермской области Юрий Трутнев подписал Распоряжение "Об эксперименте по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района".

Объекты общественного контроля - социальные учреждения трех ведомств - образования, здравоохранения и социальной зашиты: детские дома, школы-интернаты, дома ребенка, интернаты для престарелых и инвалидов, социально-реабилитационные центры. Цель общественного контроля - "содействие соблюдению прав человека в интернатных учреждениях".

Общественный контроль осуществляют 11 общественных инспекторов из 7 гражданских организаций (Гражданская палата, Правозащитный центр, Медицинский правозащитный центр, Общество "Мемориал", Фонд "Защита", Фонд "Барсук", Общество "Хоспис") в 32 учреждениях интернатого типа.

Общественные инспекторы "вправе посещать интернатное учреждение с осмотром всех жилых и хозяйственных помещений…, принимать обращения и жалобы…, с согласия лиц, находящихся на содержании интернатного учреждения… знакомиться с документами, на основании которых лицо содержится в данном учреждении, их личными делами, историями болезни и др.…, беседовать с лицами, находящимися в интернатных учреждениях, без временных и количественных ограничений в условиях конфиденциальности…, пользоваться правом приема в первоочередном порядке руководителем интернатного учреждения, должностными лицами соответствующих исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления". По результатам общественного контроля общественный инспектор составляет заключение в письменной форме и направляет его для принятия мер в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. Общественные инспекторы имеют право посещать интернатные учреждения не только "в соответствии с планом мероприятий общественного контроля", но и "немедленно, без предварительного согласования, в случае получения информации о грубых или существенных фактах нарушения прав граждан".

За первые три месяца эксперимента общественные инспекторы посетили 13 интернатных учреждений и один раз осуществили безуведомительный визит в связи с получением информации о грубом нарушении прав человека. Среди посещенных учреждений 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 1 дом ребенка, 2 территориальных комплексных центра социального обслуживания населения, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 1 приют для несовершеннолетних, 1 коррекционная специальная школа-интернат, 2 детских дома.

  Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданские переговоры - пермские прецеденты






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.