НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданская экспертиза - пермский опыт

БИБЛИОТЕКА ГРАЖДАНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

"Гражданская экспертиза - пермский опыт"

Выдержки из экспертного отчета "Исследование доступности социальных сервисов в городе Перми"

Выводы из исследования

обложка издания

Как видно из приведенных описаний, профиль доступности практически не препятствует асимметричному потреблению: более успешные и имеющие достаток выбирают основной объем сервиса.

Требуется кардинальная реформа социальных сервисов, необходимо очень четко определить целевые ориентиры их предоставления. Помощь должна оказываться по фактической нуждаемости, в настоящее же время большая часть сервисов предоставляется совершенно с другими целями:

Дополнительную награду получают многочисленные категории отмеченных званиями, наградами, членством в профессиональных организациях (ветераны труда, награжденные орденами и медалями, имеющие почетные звания и являющиеся членами творческих союзов)

Дополнение к заработной плате получают по принадлежности к отдельным профессиям и институтам (налоговые полицейские, таможенники, военнослужащие и пр.)

Дополнительную компенсацию причиненного вреда получают пострадавшие (ликвидаторы, работающие с химическим оружием и пр.), хотя законодательство содержит механизм индивидуального расчета компенсации, который применяется для точно такого же повреждения здоровья на производстве.

Вопросы изменения принципов и целей предоставления социальных сервисов необходимо решать на федеральном уровне, т.к. все льготы установлены федеральными нормативными актами, как указано в Приложение № 4 (в данной брошюре не приводится).

Выявлены основные барьеры для получения бедными социальных сервисов:

    Сервисы труднодоступны для инвалидов или требуют повышенных расходов на помощь и транспорт, что в совокупности с ограниченными возможностями получения дохода еще более усиливает бедность этой категории.

    Имеющих право на получение сервиса не информируют об этом, информация умалчивается или скрывается для уменьшения спроса

    Труднодоступна, особенно при отсутствии телефона, информация об условиях получения сервисов, нет мест, где можно получить полную информацию, поэтому транзакционные издержки на получение сервиса возрастают в 2-3 раза (сначала приехать и узнать время работы, затем получить консультацию и только потом приехать со всеми необходимыми документами).

    Сервис более доступен интегрированным во власть, т.к. доступ к дефицитным сервисам легче осуществим, если знаешь, когда и где он будет оказываться, а ряд получателей сервисов имеют больше контактов во власти, например имеющие награды и звания, т.е. имевшие отношение к номенклатуре.

    Категории граждан, которым предоставлено право пользования сервисом, никак не соотносятся со шкалой "бедный-богатый", поэтому бедные в конкуренции за дефицитный сервис почти всегда сталкиваются с имеющими преимущество конкурентами и оказываются оттесненными от сервиса. Очень мало сервисов исключительно для бедных и они сосредоточены в органах социальной защиты населения.

    Некоторые организации оказывают как бесплатные (льготные) сервисы для бедных, так и полностью оплачиваемые сервисы, в результате чего невыгодные заказы исполняются в большие сроки или от получателей исполнители требуют доплаты, чтобы выгодность для исполнителя была выровнена

    Граждане всегда сами собирают документы в различных учреждениях для подтверждения своего права, незнание правил функционирования властных структур, характерное для бедных, сильно затрудняет этот процесс, гражданин даже может отказаться от его продолжения, т.к. не знает где и как можно получить (особенно восстановить) документ.

    Имеются косвенные некомпенсируемые расходы при получении сервиса, которые могут казаться небольшими в абсолютном выражении (10-100 рублей на транспорт и копирование документов), но значительными в относительном (до 5-7% от выгоды).

    Расходы на получение сервиса не всегда могут быть оценены заранее, поэтому невозможно понять, выгодно ли получать сервис, например, транспортные расходы на поиск в аптеках лекарства по бесплатному рецепту могут превысить стоимость этого лекарства

    Сервис оказывается нерегулярно и его получение зависит от оперативного получения информации, а бедные не имеют телефонов, связей во властных структурах и других возможностей вовремя узнать о необходимости обратиться за сервисом.

    Время оказания сервисов совпадает с рабочим временем большинства граждан, поэтому их получение сопровождается сокращением заработной платы за неотработанное и потраченное на получение сервиса время и снижением выгоды от сервиса, во многих случаях и так небольшой

    Места оказания сервисов разбросаны по городу, к некоторым трудно добраться на общественном транспорте или ходит исключительно маршрутное такси, на которых льготы не действуют

    Компенсация ранее произведенных затрат или скидка (неполное покрытие стоимости) всегда уменьшает доступность сервиса для бедных, т.к. не все могут найти деньги для самостоятельной оплаты

    Приоритетное право (внеочередное получение) не является легко реализуемым сервисом, т.к. доступ к дефицитному ресурсу сильно зависит от информированности.

    Бессмысленные действия, не приносящие никому выгоды, например, уплата госпошлины в 1 рубль может сопровождаться 10 рублями расходов на проезд в транспорте, а издержки государства на совершение и обработку платежа сравнимы с его суммой.

Нет необходимости объяснять, почему административные барьеры необходимо устранять, однако, в настоящий момент упрощение доступа к социальным сервисам только обострит конкуренцию потребителей и еще больше затруднит доступ бедным, если сервисы не будут оказываться действительно нуждающимся.

Необходимо отметить, что некоторые административные барьеры несколько повышают конкурентоспособность бедных за дефицитные сервисы. Очереди, потери времени и некомфортные условия ожидания в приемных делают сервис менее желанным для обеспеченных и занятых людей, однако для работающих бедных это одновременно повышает транзакционные издержки.

Особняком стоит барьер на пути развития конкуренции при оказании сервисов. Сегодня сервисы оказываются только государственными и муниципальными учреждениями. Если сервис и оказывается частными исполнителями, то в основном путем законодательного принуждения без компенсации затрат из бюджетов (бесплатный проезд).

Обеспеченные граждане имеют больше возможностей получить сервис, даже не функционирующий из-за отсутствия средств, действуя через суд или иные средства отстаивания своих прав.

Идеальный сервис с точки зрения борьбы с бедностью должен иметь и профиль потребителя, и профиль доступности с приоритетом бедных. Профиль потребителя практически всех социальных сервисов определен в федеральном законодательстве, поэтому на местном уровне можно ограниченно воздействовать только на профиль доступности.

В исследовании нас интересуют административные барьеры, ликвидация которых может быть осуществлена на местном уровне и является инструментом борьбы с бедность, т.е. ликвидация барьера должна или напрямую повышать доход, или способствовать его повышению, расширяя возможности и уменьшая преграды к развитию, устраняя причины бедности, или компенсировать последствия бедности.

  Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданская экспертиза - пермский опыт






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.