НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданская экспертиза - пермский опыт

БИБЛИОТЕКА ГРАЖДАНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

"Гражданская экспертиза - пермский опыт"

Гражданская экспертиза региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства

Управленческий анализ системы

обложка издания

1. Проведенный анализ среды для региональной политики помощи детям и семье для преодоления социального сиротства позволяет оценить среду для реализации политики преодоления социального сиротства как агрессивную (недружественную, не создающую достаточную условий для эффективной реализации). (См. профиль среды) Помимо этого можно сделать выводы о наиболее неблагоприятных и наиболее благополучных факторах, об условиях, ведущих к дисбалансу в системе мероприятий по преодолению социального сиротства. Выводы и гипотезы позволяют сформировать принципиальный подход к первоочередным мерам по формированию благоприятных условий для реализации региональной политики по социальному сиротству.

В приведенной ниже таблице № 1 отражено обобщенное и усредненное экспертное заключение об условиях для реализации политики по преодолению социального сиротства в области. По семибальной шкале (1 - абсолютно не удовлетворяет, 2 - не удовлетворяет, 3 - в основном не удовлетворяет, 4 - скорее удовлетворяет, 5 - в основном удовлетворяет, 6 - удовлетворяет, 7 - вполне удовлетворяет) оценены основные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на функционирование, рост и развитие системы поддержки детям и семье.

Таблица 1.

Оцениваемые параметры

Степень удовлетворительности значений параметров

1

2

3

4

5

6

7

Совершенство нормативно-правовой базы для помощи детям:

 

в целом

             

в части, определяемой региональной властью

             

в части, определяемой муниципальной властью

             

Совершенство нормативно-правовой базы для помощи семье:

 

в целом

             

в части, определяемой региональной властью

             

в части, определяемой муниципальной властью

             

Совершенство организационного механизма функционирования системы помощи детям и семье (с точки зрения участника системы):

 

Понятность системы подчинения «по вертикали»

             

Логичность системы подчинения

             

Понятность системы координации «по горизонтали»

             

Логичность системы координации

             

Наличие в системе каналов «обратной связи» (получения сигналов от «клиентов» и участников)

             

Мобильность системы - возможность быстро реагировать на изменения внешней среды

             

Стабильность и предсказуемость развития системы (понятно, куда и как именно она будет развиваться)

             

Понятность организационного функционирования системы для ее «клиента»

             

Соответствие компетенций и ресурсов (прав и обязанностей):

 

На уровне отдельной организации

             

На уровне муниципалитета

             

На уровне отдельного ведомства

             

На уровне региона

             

Совершенство финансирования системы:

 

в целом

             

в части, определяемой региональной властью

             

в части, определяемой муниципальной властью

             

Адекватность финансирования системы потребностям:

 

На этапе планирования

             

На этапе распределения имеющихся ресурсов между организациями

             

На этапе распределения ресурсов между направлениями деятельности

             

На этапе контроля над деятельностью

             

Уровень платежной дисциплины при финансировании деятельности:

 

внутри ведомства

             

внутри территории

             

Внутри региона

             

Вне региона

             

Возможности формирования новых институтов (создания новых организаций, учреждений) с необходимой технической базой:

 

Доступность земли.

             

Доступность помещений.

             

Доступность ресурсов:

             

материальных

             

административных

             

Наличие кадров (трудовых ресурсов), в т.ч.

 

Управленцев для органов власти

             

Управленцев для специализированных учреждений и организаций

             

Специалистов и педагогов для организаций и учреждений

             

Обслуживающего персонала для учреждений

             

Педагогов для семейного устройства детей

             

Специалистов-консультантов

             

Доступность современных технологий и педагогических ноу-хау

 

Доступность услуг:

             

коммунальных

             

транспортных

             

Связи

             

Доступность консультационной поддержки по вопросам:

 

психологическим

             

Охраны здоровья

             

Правовым

             

Экономическим

             

Педагогическим

             

Совершенство системы информационного обеспечения деятельности.

             

Обеспечение уровня необходимой безопасности для детей и семьи

             

Внимание региональных органов управления к проблеме помощи детям и семье

             

Внимание органов местного самоуправления к проблеме помощи детям и семьи

             

Внимание законодательных органов к проблеме помощи детям и семье

             

Адекватность статистических данных и других информационных источников для принятия верных управленческих решений в сфере помощи детям и семье

             

Отношение населения к необходимости решения проблем социального сиротства

             

Информированность общественности о реальном положении дел с социальным сиротством

             

Готовность населения включиться в деятельность по преодолению социального сиротства

             

Готовность бизнес-сообщества к помощи детям и семье

             

Возможность влияния общественных организаций на принятие управленческих решений, касающихся социального сиротства

             

Достаточность условий для свободной конкуренции разных институтов (организаций и учреждений), оказывающих услуги детям и семье и т.п.

             

Оценки условий, свидетельствующие о несбалансированности подсистем.

При оценке экспертами совершенства организационного механизма функционирования системы помощи детям и семье были выявлены противоречия:

    между понятностью системы подчинений и ее логичностью
    между механизмами "вертикального" и "горизонтального" взаимодействия
    между внутренними организационными потребностями (упорядоченность) и внешними организационными потребностями (мобильностью)
    между понятностью системы для клиента и понятностью для участника.

Без снятия или смягчения этих противоречий невозможно декларируемое изменение системы. Кроме того, уже сейчас обнаруженный дисбаланс в системе управления свидетельствует о ее "замкнутости", об увлечении функциональными подчинениями (делегированиями полномочий) в ущерб содержательной (проблемной) координации.

При оценке нормативно правовой базы были выявлены противоречия:

    между полнотой правовой базы для помощи детям и правовой базой для помощи семье
    между нормотворческой деятельностью федерального, регионального и муниципального уровней власти
    между вниманием к проблеме исполнительной и законодательной ветвей власти

Сложившиеся диспропорции свидетельствуют о проблеме реальных, а не декларируемых, компетенций и ответственностей, о невозможности в настоящий момент иметь уравновешенную и глубоко эшелонированную систему реализации государственной политики по предотвращению социального сиротства, о консервации неприоритетности профилактики.

Тот факт, что, несмотря на отдельные положительные моменты в системе помощи детям и семье, деятельность по предотвращению социального сиротства находится еще в очень несовершенной внешней среде, еще и еще раз подтверждает необходимость консолидированных действий общества и государства. Государственный аппарат в силу ряда ограничений, в т.ч. выявленных в процессе данного исследования, не в состоянии в одиночку справиться с решением проблемы сиротства. Общество в силу его низкой информированности и недостаточного практической включенности и компетентности, также не готово уже в настоящий момент взять на себя единоличную ответственность за проведение необходимых преобразований. Таким образом, данная сфера является полем партнерских действий государственных и негосударственных организаций. При этом необходимо прилагать целенаправленные усилия не только на выработку новых подходов и форсирования механизмов стратегических изменений, но и на практическое закрепление уже продекларированных изменений.

2. Экспресс - анализ готовности системы к проведению инноваций показал: специалисты, работающие в органах и учреждениях, включенных в реализацию политик по предотвращению социального сиротства, не имеют более или менее одинакового представления об основных ресурсах и проблемах деятельности по предотвращению социального сиротства. Помимо этого взгляды "руководителей" и "персонала" иногда расходятся диаметрально, что свидетельствует о серьезной потребности налаживания нормальных информационных потоков, а также проведению серии консультирующих, обучающих и дискуссионных мероприятий внутри системы для ее "настройки". В данном виде система к инновационным преобразованиям не готова.

В оценке приняли участие представители ведомств (регионального и муниципального уровня), руководители и сотрудники специализированных учреждений, работники отделов аппаратов Администрации и Законодательного Собрания, депутаты Законодательного Собрания, представители научного и экспертного сообщества, патронатные воспитатели, приемные родители и опекуны.

При этом сравнивались представления опрашиваемых, находящихся на разных уровнях принятия решений, с выделением мнений Руководителей и Сотрудников. Сотрудником мог выступать в рамках опроса любой представитель ведомства или организации, если в опросе участвовал его непосредственный начальник или представитель более высокого уровня управления в целом, а также конкретные исполнители.

Сводные итоговые оценки системы выглядят следующим образом

Респонденты

Итоговые оценки

Ресурсный потенциал Системы
(баллы)

Эффективность Системы
(баллы)

Готовность Системы к самостоятельной разработке и реализации адекватной стратегии инновационных преобразований
(баллы)

Руководители

- 21

- 30

- 33,2

Ключевые сотрудники

15,1

17,9

21,4

Средневзвешенная оценка

- 3

- 6

- 5,9

При этом были обнаружены следующие дисбалансы (проблемные поля).

В системе управления:

    система формирования центров ответственности не распространены на систему (аппарат) управления;
    в повседневной практике не используются и не анализируются показатели деятельности Системы в целом (консолидированный баланс, единый прогноз и отчет, динамика и направленность изменений основных показателей деятельности);
    в практике повседневной деятельности отдельных учреждений и подразделений не используются планирование целевых показателей в соответствии с базовыми принципами;
    не осуществлен переход на рациональные принципы взаимодействия между уровнями управления по вертикали и горизонтали; не осуществлен переход на новые методы деятельности внутри подсистем и деятельности по их координации в соответствии с базовыми принципами;
    рациональные принципы взаимодействия между получателем услуг и "продавцом" услуг;
    не введена равная заинтересованность в изменениях для всех подсистем;
    руководство разных уровней, инициируя перемены, иногда демонстрирует прежний стиль управления, планирования и контроля, вступающий в противоречие с декларируемыми им же новыми принципами функционирования системы.

В сфере хозяйственной деятельности:

    не проведен анализ возможных рисков и ограничений, связанных с планируемым изменением системы;
    не сформировано актуальное предложение для поставщиков (ВУЗы, проблемные лаборатории, поставщики комплектующих (включая здания и сооружения) и т.п.) новой системы (не ясно, что собственно изменится в требованиях к ресурсам, включая кадровые), какова стоимость изменений и т.п.).

Как следствие:

    не ясна реакция потенциальных потребителей новой услуги (что произойдет с семьей и детьми в связи с планирующимися изменениями)
    что произойдет с имеющимися институтами и кадрами
    не определен объем спроса на все виды услуг (с минимально необходимой степенью достоверности для анализа требующихся вложений)).

Тревожным сигналом можно считать факт тотальной недооценки как информации о конкурентных системах, их специфики и динамики развития, так и данных об эффективности (конкурентоспособности) самой Системы (якобы в "силу специфики их деятельности"). Данное обстоятельство, "транслируемое" в информационное поле Руководства, может привести к ошибкам и провалам в управленческих и социально-маркетинговых решениях, что неминуемо вызовет увеличение непроизводительных затрат.

3. Анализ управления изменениям показал, что существует разрыв в декларируемой политике "прорыва" и реально существующими механизмами "постепенного врастания". Кадры системы не имеют внятного "видения" будущего системы. Полностью отсутствуют механизмы поддержки и закрепления "нового поведения". Система работает на износ. Необходимо специальные меры стимулирования деятельности по изменению существующего состояния и санкции за неизменение деятельности, а также ряд других закрепляющих факторов.

  Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданская экспертиза - пермский опыт






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.