НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданская экспертиза - пермский опыт

БИБЛИОТЕКА ГРАЖДАНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

"Гражданская экспертиза - пермский опыт"

Гражданская экспертиза региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства

Развитие патронатного воспитания

обложка издания

Были проанализированы с помощью аналитических инструментов возможности и ограничения данной системы устройства детей для формирования большей готовности населения включиться в патронатное воспитание.

Выявлены экономические и социальные эффекты от развития патронатного воспитания.

Неэффективность существующей системы выплат патронатным воспитателям

Финансирование детей, воспитывающихся в патронатных семьях, производится по нормативам, установленным для содержания ребенка в детских учреждениях.

Фокус-группа с патронатными воспитателями показала, что они считали бы приемлемой следующую систему выплат патронатным семьям, в сравнении с существующей:

Таблица 1

Показатель

Существующая система Приемлемая система
Питание По нормативам детского учреждения
Мягкий инвентарь

По нормативам детского учреждения с возвратом использованных вещей

выдача в натуре

выдача деньгами с возрастной надбавкой
"Заработная плата" На каждого ребенка на уровне ставки няни На одного ребенка поднять в три раза (что соответствует ставкам няни + ночной няни, что оправдано, т.к. работа круглосуточная), на следующих детей по уменьшающейся, например, + 75% за второго, + 50% за третьего)
Досуг   Необходимо не менее 300 рублей в месяц с увеличением до 1000 рублей в месяц для старшего возраста при воспитании в городе, в сельской местности сумма может быть меньше

Расходы на досуг необходимы для обеспечения занятости ребенка социально не опасной деятельностью. Дети, оставшиеся без попечения родителей, обычно имеют негативный опыт (бродяжничество и криминал), поэтому в отличие от растущих в семьях детей не могут быть предоставлены сами себе. Необходимо их свободное время занимать какой-либо деятельностью: кружки, спортивные секции, дополнительное образование и пр. В сельской местности при наличии в семье подворья эта проблема менее остра, т.к. дети заняты по хозяйству.

Данные затраты можно рассматривать как профилактику детской преступности. Это очень эффективная профилактика, т.к. расходы на нее не распылены между ведомствами (милицией, социальным обеспечением и пр.) и имеется один ответственный - патронатный родитель.

Экономический эффект от внедрения патронатного воспитания взамен интернатных форм устройства детей в учреждениях

Экономический эффект для государства от патронатного воспитания складывается из:

    уменьшения затрат
    уменьшаются затраты на содержание зданий и оборудования
    возникает экономия на масштабах, за счет обслуживания детей (медицинское и пр.) на общих основаниях в крупных учреждениях общего профиля (детские поликлиники по месту жительства, детские сады и пр.) без создания специальных рабочих мест в небольших детских учреждениях
    можно отказаться от администрирования материльно-технического снабжения
    потенциальной экономии средств в будущем
    уменьшается доля постоянных расходов, вследствие чего уменьшение количества воспитанников снижает общие затраты, что при нынешней структуре с высокими постоянными расходами (здания, коммунальные и пр.)
    сокращаются в будущем количество содержащихся в местах лишения свободы
    сокращается в будущем объем социальных пособий
    повышения качества без увеличения затрат
    дети более адаптированы к жизни и самостоятельному заработку
    патронатная семья может более гибко и эффективно расходовать деньги и иные ресурсы (second hand, передача вещей и игрушек от старших младшим и пр.)
    дети получают лучшее образование, как основное, так и дополнительное
    конкуренция при выполнении функций, в т.ч. воспитания (конкуренция детских учреждений и патронатных семей за государственные деньги)
    повышения устойчивости системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
    патронатные семьи менее чувствительны к перебоям финансирования, т.к. они имеют альтернативные источники дохода и накопления
    уменьшаются риски, вызванные асоциальным поведением детей (кражи, бродяжничество, наркомания и пр.)
    привлечения внебюджетных источников
    используются частные жилые помещения, иное имущество и оборудование
    часть работ выполняется самими патронатными воспитателями (простое лечение, помощь в подготовке домашних заданий) без привлечения специалистов
    часть дохода патронатного воспитателя в семье распределяется и на воспитываемого ребенка
    патронатные семьи могут получать доход с приусадебного хозяйства
    патронатным семьям проще привлекать спонсорские средства
    повышения доходов бюджета
    можно продать или сдать в аренду освободившееся имущество
    решения иных задач без увеличения финансирования
    создание рабочих мест в депрессивных районах за счет патронатного воспитания
    поглощение излишка педагогических кадров в связи, образующегося в связи с уменьшением количества детей школьного возраста

Экономический эффект для общества:

    повышение эффективности функционирования государства
    уменьшаются затраты на выполнение функций государства
    повышается прозрачность за счет превалирования денежных отношений
    создается обратная связь за счет договорных отношений между патронатным воспитателем и государством (патронатный воспитатель может заставить государство исполнять свои обязательства)
    увеличение национального богатства
    дети в семье не только потребляют блага, но и производят (приусадебный или дачный участок, работы по дому)
    дети более бережно относятся к ценностям
    уменьшается вандализм
    большее количество экономически активного населения, за счет меньшей смертности, в т.ч. от суицида
    выросшие дети являются экономически более активными за счет лучшей адаптации
    меньшее количество выросших детей оказываются в местах лишения свободы на "иждивении" государства
    более высокий совокупный покупательский спрос, за счет большего достатка выросших детей

Не все указанные экономические эффекты поддаются расчету, однако может быть предложен ряд методов расчета:

Таблица 2

Показатель Метод расчета
Уменьшения затрат на содержание зданий и оборудования "средняя стоимость содержания 1 кв.м" х ("ср.кол-во кв.м. на 1 ребенка в детских учреждениях" – "ср.кол-во кв.м. на 1 специалиста по сопровождению патронатных семей" / "ср.кол-во детей у на 1специалиста")
Экономия на масштабах, за счет обслуживания детей (медицинское и пр.) на общих основаниях в крупных учреждениях общего профиля (детские поликлиники по месту жительства) без создания специальных рабочих мест в небольших детских учреждениях "ср. з/п мед.работника" / "ср.кол-во детей на 1 мед.работника в детском учреждении" – "ср.з/п 1 мед.работника" / "ср.кол-во детей на 1 мед.работника в детской поликлинике")
Исключение администрирования материльно-технического снабжения ("ср. з/п персонала, занятого материально-техническим снабжением" + "ср.затраты на транспорт" + "иные аналогичные расходы") / "ср.кол-во детей в детском учреждении"
Продажа или сдача в аренду освободившегося имущества Выручка от продажи или аренды
Создание рабочих мест в депрессивных районах за счет патронатного воспитания Средняя стоимость создания рабочего места

По данным МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Специального (коррекционного) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии детского дома № 2" г. Перми расходы на содержание детей в детском доме и в патронатной семье в среднем составили:

Таблица 3

Статья расходов Расходы в патронатной семье Расходы в детском учреждении
Оплата труда 6884 50961
Начисление на заработную плату 2464 18244
Медикаменты 569 569
Мягкий инвентарь (одежда) 3053 3053
Питание 15267 15267
Оплата ГСМ   720
Прочие материала и предметы снабжения
(хоз. товары, средства гигиены, канцтовары)
576 576
Транспортные услуги   38
Услуги связи 58 58
Оплата содержания помещения   370
Оплата отопления   2189
Оплата электроэнергии   1456
Оплата водоснабжения   509
Оплата текущего ремонта оборудования   75
Прочие текущие расходы   257
Прочие трансферты населению (методическая литература) 1200 968
ИТОГО: 30071 95310
Общее количество детей 33 47

Существенная разница в заработной плате между детским домом и патронатной семьей заключается в том, что в детском доме заработная плата включает в себя: содержание административного персонала, учебно-вспомогательного персонала, обслуживающего персонала.

Следует отметить, что на место выбывших в патронатные семьи детей, поступают дети по направлению органов опеки и попечительства, то есть свободных мест в детском доме нет.

Данный расчет показывает, во сколько обходится расширение сети детских учреждений не за счет строительства новых детских домов, а за счет увеличения их "размера" путем передачи части поступающих детей в патронатные семьи. Экономия только на текущих расходах составляет 60%, не считая затрат на возведение дополнительных площадей.

Медикаменты, мягкий инвентарь, одежда выделяются по нормативам, поэтому затраты не отличаются для детского учреждения и патронатной семьи.

Помимо этого был проведен анализ экономических потерь от существующей интернатной формы, а также сравнены затраты на разные виды содержания детей.

В графическом виде соотношение затрат выглядит особенно наглядно:

Диаграмма 1.
Расходы дополнительного места для 1 ребенка (без учета сопровождения) и содержания в детском учреждении, в патронатной семье (сегодняшнее состояние и предложение)

Диаграмма 1. Расходы дополнительного места для 1 ребенка (без учета сопровождения) и содержания в детском учреждении, в патронатной семье (сегодняшнее состояние и предложение)

Экономические потери от функционирования традиционной интернатной системы устройства социальных сирот по сравнению с семейными формами могут быть приблизительно рассчитаны исходя из следующих предположений и экспертных оценок:

    воспитанные в семье сироты не сильно отличаются по экономическим результатам своей деятельности (доход, производительность труда, квалификация и пр.) от среднестатистических детей:
    10% детей, вышедших из интернатных учреждений кончают жизнь самоубийством.
    30% детей, вышедших из интернатных учреждений попадают в места заключения.
    вышедшие из интернатных учреждений дети обычно пользуются своим правом второго бесплатного образования в профессиональных учебных заведениях, т.е. работник теряет 3 года из 25 лет трудовой деятельности - 14% выпускников ежегодно не работают.

В Пермской области ежегодно выпускается в среднем 320 детей из интернатных учреждений. Средняя зарплата по Пермской области 3422 рубля, среднедушевой ВРП в расчете на экономически активное население 150000 рублей.

Потери в год От самоубийств От нахождения в местах заключения От второго обучения Итого
Сокращение ВВП 150 000 руб х 320 чел х 0,1 = 4 800 000 150 000 руб х 320 чел х 0,3 = 14 400 000 150 000 руб x 320 чел х 0,14 = 6 720 000 25 920 000
Сокращение покупательского спроса 3 422 руб х 12 мес х 320 чел х 0,1 = 1 314 048 3 422 руб х 12 мес х 320 чел х 0,3 = 3 942 144 3 422 руб х 12 мес х 320 чел х 0,14 = 1 839 667 7 095 859
ИТОГО 6114048 18342144 8559667 33 015 859

Расчет был сделан на основе данных о ВРП Пермской области, численности экономически активного населения и количества выпускников детских домов за ряд лет - с 1997 по 2001 гг.

  Главная / Библиотека / Библиотека гражданских технологий / Гражданская экспертиза - пермский опыт






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.