НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Мартти Кемппайнен
О кооперативных обществах как поставщиках социальных услуг - опыт Финляндии и Швеции

5. Кооперативные общества в Швеции

5.1 Государственная поддержка кооперативов

В Швеции количество кооперативов в секторе социального обслуживания значительно увеличилось. В настоящее время существует приблизительно 4500 кооперативов, включая кооперативные детские сады, управляемые родителями, школы, уход за пожилыми людьми, дородовый уход,, уход за умственно отсталыми, физиотерапевтические и стоматологические услуги, службы для инвалидов и т.д.

Правительство очень позитивно относится к созданию новых кооперативов. Шведский Парламент выделил фонд для развития кооперативов. Деньги главным образом используются для финансирования получения информации и консультационных услуг, оказываемых в 24 местных центрах развития по всей стране.

Развитие новых кооперативов в секторе социального обслуживания началось в середине 70-х годов 20 века, с созданием кооперативных детских садов родителями и других кооперативов работниками сектора. В тот момент создание последних являлось альтернативой закрытию компании.

В начале 80-х началось создание молодежных кооперативов, они помогали бороться с безработицей молодежи. Идея создания местных центров развития родилась именно в этих молодежных кооперативах.

В начале 80-х Министерство промышленности организовало специальную группу для поддержки растущего в Швеции движения кооперативов, создаваемых работниками. Ранее повсюду доминировали потребительские и сельскохозяйственные кооперативы. Но в настоящее время правительство Швеции пришло к выводу, что новые формы кооперации могут многое предложить обществу в целом, поэтому оно увеличило материальную поддержку кооперативного движения.

В 1986 г. после массового лоббирования в городах по всей стране кооперативного движения, Союз Кооперации решил разработать систему развития кооперативного движения по всей стране. Ее целью является создание таких же благоприятных условий для новых кооперативных предприятий, существующих для других типов компаний.

Финансировать систему стали совместно кооперативное движение и правительство. Одной из задач стало способствование созданию местных центров развития (МЦР), которые должны были заниматься запуском местных инициатив, а местное кооперативное движение должно обеспечить часть финансирования. Главной целью для МЦР является поддержка создания местных кооперативов во всех секторах, т.е. создание кооперативов, а не обеспечение трудовой занятостью. Все же создание новых рабочих мест является естественным последствием развития кооперативов.

В настоящее время в каждой провинции существует, по крайней мере, один МЦР. Все они самостоятельные вспомогательные кооперативы, работающие с информацией, обучением и консультированием в области кооnерации и социальной экономики. В 1986 г. МЦР начали работать в виде неформальной сети. В 1994 г. была создана Ассоциация Шведских Центров Кооперативного Развития. Каждый год центры МЦР участвуют в создании приблизительно 300-500 новых кооперативов. Анализ показывает, что МЦР создают новые места или сохраняют старые с очень низкими расходами. Очень эффективна финансовая поддержка правительства.

Новые кооперативы и местные центры МЦР положительно повлияли на местное экономическое развитие и развитие общества в целом. Местные центры МЦР увеличивают возможность сельского развития, а кооперативные детские сады дают возможность матерям найти работу вне дома. Считается, что развитие кооперативов добавило здоровую долю плюрализма в шведскую экономику. Усиленный плюрализм в свою очередь повышает шансы для нетрадиционных предпринимателей найти подходящую форму для своей деятельности. Говорят, что кооперативы социального обслуживания являются альтернативой для традиционной приватизации в шведском государственном секторе. Центры МЦР, разрабатывая некоммерческие предприятия, действующие на благо незащищенных слоев общества, не только создают новые рабочие места, но также стимулируют наделение властью людей посредством участия и контроля членов кооператива и работников. Благодаря такому активному процессу участия центры также создают новую предпринимательскую культуру в сфере социального обслуживания.

В рамках муниципального сектора социального обслуживания создается большое количество новых предприятий. В центре внимания местных центров развития кооперативов находятся нетрадиционные предприятия. Оказывая услуги инвалидам, предприятия снижают общественные затраты и одновременно повышают качество жизни этих людей.

5.2 Кооперативные детские сады в Швеции

Кооперативные детские сады отличаются от всех других кооперативов в Швеции. Большинство было основано родителями. Такое большое количество кооперативных детских садов объясняется тем, что еще в конце 1980-х годов было принято законодательство, способствующее их развитию. С другой стороны, по сравнению с существующим спросом было недостаточно муниципальных детских садов, особенно в больших муниципалитетах. Кооперативные общества были созданы, прежде всего, в тех муниципалитетах, где было больше всего родителей, ищущих работу.

Муниципалитеты поддерживают все лицензированные дошкольные учреждения и контролируют деятельность частных поставщиков услуг. В принципе, количество поддержки эквивалентно затратам муниципалитета на собственное социальное обслуживание. По существу муниципалитеты не вмешиваются в дела кооперативных детских садов. Однако некоторые муниципалитеты пытались руководить отбором детей. Многие муниципалитеты поощряли создание кооперативов, особенно если это было связано с закрытием собственных центров. Муниципалитеты могут регулировать появление кооперативов посредством специальной процедуры лицензирования. В лицензии может быть отказано, если будет решено, что существует уже достаточно дневных центров.

Родители принимают решения в созданных ими дневных центрах, а правление руководит кооперативом. Соответственно персонал принимает решения в кооперативах, созданных ими. Однако, как правило, и кооперативы, созданные персоналом, прислушиваются к мнению родителей, а также им дано право быть избранными в правление.

Кооперативные детские сады предоставляют более дешевые услуги, чем муниципальные, в то время как предприятия в целом дороже, чем другие альтернативы. Этому есть несколько объяснений. Деятельность членов кооператива и добровольная работа снижают затраты. Члены могут время от времени работать в центре, исполнять административные обязанности, заниматься уборкой и содержанием помещения. Члены кооператива работают на него от 5 дней до 5 недель в год. Число персонала в частном центре, как правило, меньше, чем в подобных городских учреждениях. Кооперативы, работающие в помещении, принадлежащем муниципалитету, обычно платят за него ниже рыночной цены. В детских садах, принадлежащих корпорациям, как правило, больше, чем в среднем групп, больше детей, чем в кооперативных, и меньше мест для детей.

Кооперативы считаются более открытыми организациями, чем частные предприятия, и в некоторых поощряется участие мужчин. Шведский опыт показывает, что отцы больше участвуют в различных мероприятиях, связанных с кооперативными детскими садами, а также больше заняты воспитанием детей. Такое активное участие мужчин в семейной жизни повышает возможность женщин иметь интересную работу.

В Швеции родители, вступившие в кооператив, считают очень важным, что у них как у членов больше возможности влиять на деятельность центров, чем в муниципальных центрах. Однако родители довольны уходом и в кооперативных детских садах, и в муниципальных.

5.3 Другие социальные кооперативы

Муниципалитеты принимают активное участие в организации и развитии и других кооперативов, например, кооперативов, организующих услуги на дому, услуги пожилым, кооперативных стоматологических клиник и медицинских центров. В виду того, что у пользователей этими услугами зачастую отсутствует необходимая квалификация или нет мотивов для создания кооператива, муниципалитеты поощряют создание кооперативов персоналом. На примере кооперативов, предоставляющих услуги умственно отсталым людям, изучалась польза для муниципалитетов от кооперативов социального обслуживания. Целью этих кооперативов является трудоустройство умственно отсталых. Однако различные физические и умственные недостатки этих людей ограничивают их возможности. Следовательно, цель трудоустройства трудновыполнима. Но с помощью кооперативов инвалидов у муниципалитетов большая экономия из-за того, что услуги кооперативов дешевле муниципальных.

Поддержка социальных кооперативов также может рассматриваться как польза из-за их стимулирующего эффекта. Являясь конкурентами, они могут вызвать повышение эффективности и муниципальных служб. В этом случае экономическая выгода достигается непрямым путем.

Для шведских кооперативов социального обслуживания характерно тесное сотрудничество с государственным сектором. Большинство получает государственное финансирование, иногда муниципалитет является членом кооператива. Муниципалитеты заключают взаимные соглашения о сотрудничестве, разделении обязанностей и покупке услуг. Многие муниципалитеты проводят рекламу кооперативных служб, распространяя информацию и проводя тренинги. Возможность влияния приносит большое удовлетворение для кооперативов, организованных персоналом, и кооперативов, организованных пользователями. В кооперативах, организованных персоналом, члены руководят предприятием и принимают решения касательно его деятельности. В кооперативах, организованных клиентами, члены руководят предприятием, нанимают работников и распределяют обязанности. Обе группы влияют на продукт деятельности, в данном случае на обслуживание.

В кооперативах для умственно отсталых людей повысилась степень удовлетворения как со стороны персонала, так и клиентов по сравнению с муниципальными службами, в которые клиенты обращались ранее. Особенно это касается тех кооперативов, в которых члены имеют возможность работать самостоятельно, участвовать в планировании деятельности в соответствии со своими возможностями и жить в домашней обстановке.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.