НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Медицинское обеспечение детей с особыми потребностями в Российской Федерации
Анализ и рекомендации

IV Рекомендации

В данном разделе предлагается несколько конкретных и срочных мер, принятие которых рекомендуется для решения некоторых вопросов, рассмотренных в Разделе II.

IV.1 Меры на уровне государства

    Разработать и создать комплексные политику и программу в области "охраны здоровья общества", в которых специалисты народного здравоохранения, работающие в детских поликлиниках, родильных и педиатрических отделениях, домах ребенка, найдут описание конкретного опыта, своих задач и обязанностей и смогут своевременно выявлять детей из групп риска. Это важный шаг, требующий технической помощи и финансирования. Он предусматривает:

      анализ эффективности затрат (экономическое обоснование), связанных с такой программой;
      разработку, на основе результатов такого анализа, концепции данной программы (включая задачи, процедуры и их приемлемость, выбор лечения, направления в другие учреждения, последующее сопровождение и прочее);
      формирование плана реализации, включающего: обучение персонала, определение обязанностей, организационные требования, широкое освещение программы;
      пробную "обкатку" плана реализации в ряде регионов РФ;
      оценку результатов, внесение необходимых корректив в программу и ее реализация на всей территории РФ.

IV.2 Организация и управление

IV.2.1 Сотрудничество

    Способствовать более тесному участию органов и учреждений здравоохранения в решении широкого круга проблем, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями:

      Министерству здравоохранения следует инициировать, путем оказания технической помощи, разработку общих/совместимых наборов протоколов и процедур, которые будут использовать не только различные специалисты сферы здравоохранения при решении проблем медицинского и немедицинского характера, но и другие специалисты, участвующие в решении проблем детей. Работа может быть направлена, прежде всего, на разработку:
        стандартных протоколов диагностики развития ребенка;
        стандартных протоколов социальной работы с семьями и детьми с особыми потребностями в учреждениях здравоохранения (начиная с роддома);
      Опробовать стандарты в нескольких пилотных регионах.
      Провести оценку результатов.
      Уточнить стандарты и начать их распространение по всей территории страны.

    Разработать механизмы партнерства в рамках ведомства:

      Все заинтересованные федеральные органы должны сформировать рабочие группы и поставить перед ними задачу провести "инвентаризацию" или создать базу данных ведомственных организаций, работающих в области помощи детям с особыми потребностями
      Федеральный орган, в структуре которого работает федеральное учреждение, может обратиться к международному донору, чтобы создать проект со следующими целями:
        составление уставов и регулирующих документов для таких организаций;
        их утверждение всеми заинтересованными ведомствами;
        содействие утверждению этих документов на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Параллельно с разработкой механизмов партнерства начать работу по продвижению конкретного взаимодействия ведомств: использование домов ребенка (в структуре Министерства здравоохранения) для создания на их базе служб ранней помощи. Для этого Министерству здравоохранения необходимо:

      познакомиться с подготовленными материалами и накопленным опытом проекта Тасис "Партнерство" (пилотный проект в Санкт-Петербурге).
      Согласовать новую роль и обязанности домов ребенка.
      Подготовить необходимые регулирующие документы для реализации этого нового типа межведомственного взаимодействия.

IV.2.2 Медицинский персонал

    С учетом того, что обучение медицинских сестер и врачей, которые будут или уже работают в системе первичной или вторичной медицинской помощи детям с особыми потребностями, должно предусматривать, прежде всего, овладение навыками выявления отклонений в развитии и направления детей с особыми потребностями в соответствующие учреждения, появляется необходимость ускорения разработки новой программы обучения людей на должность специалиста по "охране здоровья общества", который будет первым выявлять детей из группы риска. С точки зрения роли и обязанностей человек на этой должности будет работником широкого профиля, не ограничиваясь медицинскими вопросами. Разработка этой новой программы является очень важной задачей, требующей определенных ресурсов и финансовых средств. Поэтому рекомендуется с помощью финансирования в рамках технической помощи:

      сформировать межведомственную комиссию для разработки рамочной программы;
      поручить комиссии найти ВУЗ, способный доработать программу;
      на этом этапе с помощью зарубежного партнера - ВУЗа-побратима - можно организовать проект для содействия разработке программы;
      затем будет необходимо подготовить учебные материалы;
      новую программу и учебные материалы можно будет "обкатать" в течение одного учебного года в специально отобранном учебном заведении;
      с учетом полученных результатов внести в программу необходимые коррективы;
      затем необходимо провести общероссийскую кампанию по продвижению данного курса для привлечения потенциальных студентов;
      после этого программу можно будет использовать на территории всей страны.

    Необходимо шире информировать специалистов здравоохранения о существовании иных типов помощи и ухода, например: социальная помощь, социальная адаптация детей-инвалидов. Это достигается путем:

      организации и проведения целого ряда информационных мероприятий типа тех, что были разработаны в рамках проекта Тасис "Партнерство …". Инициировать их проведение должно Министерство здравоохранения, возможно, при финансировании со стороны Тасис, хотя, как правило, на это не требуется много средств.
      организации и проведения обучения с целью распространения информации (например, обучение по использованию международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности при определении инвалидности ребенка);

    Внедрить в процедуры оценки персонала учреждений здравоохранения концепцию взаимной оценки. Такая система прекрасно работает в странах ЕС, поскольку она: а) является альтернативой или служит дополнением традиционной процедуры оценки специалистов вышестоящими руководителями; б) считается более "демократической", обеспечивая конструктивную обратную связь; в) создает большую мотивацию для персонала. Этот подход никому ничем не угрожает, поскольку является неформальным, и применяется, к примеру, в ходе еженедельных производственных совещаний. Его можно использовать применительно к работе персонала с детьми с особыми потребностями. Чтобы начать применение этого подхода в Российской Федерации, необходимо провести следующие мероприятия (при технической помощи):

      социологический опрос медицинского персонала для изучения приемлемости данной концепции;
      при получении позитивных результатов необходимо разработать стратегию и план ее реализации, которые можно опробовать в 2-3 регионах Российской Федерации. Экспериментальная отработка должна сопровождаться обучением руководителей соответствующих медицинских учреждений;
      на основе результатов экспериментальной отработки в стратегию можно будет внести коррективы, а затем распространить ее по всей территории страны, сопровождая обучением соответствующих руководителей.

IV.2.3 Информация

Организовать информационное обеспечение специалистов-медиков по вопросам немедицинской помощи (психолого-социальной) детям с особыми потребностями. Для разработки и реализации этой меры потребуются какие-то ресурсы. Министерству здравоохранения рекомендуется, при финансовом содействии со стороны Тасис или другой организации-донора, организовать проект, в рамках которого:

    выявить источники и типы информации, с которой будут работать специалисты;

    подготовить понятный и удобочитаемый комплект информации (брошюры/буклеты);

    организовать и провести обучение эффективным методам передачи информации (то есть пациентам/клиентам).

IV.3 Методологии

IV.3.1 Уход

Необходимо развивать более активное привлечение семей к процессу ухода. Это можно сделать путем:

    Анализа (количественного и качественного) степени ясности и "дружественности" регулирующих документов и протоколов. Для этого можно провести небольшой опрос специалистов-медиков и клиентов.

    По результатам такого анализа следует разработать более качественные нормативно-правовые акты и протоколы. К этой работе следует привлекать ассоциации клиентов.

    Провести отработку новых нормативно-правовых актов в ряде учреждений медицинского профиля.

    После оценки результатов экспериментального применения и внесения необходимых корректив более качественные нормативно-правовые акты можно распространить на территории всей страны.

IV.3.2 Контроль качества

Разработать показатели качества услуг, оказываемых детям с особыми потребностями. Это серьезная работа, требующая технической помощи. Основными элементами этой работы являются:

    выявление существующих показателей контроля качества;

    оценка эффективности этих показателей;

    организация рабочей группы в составе российских и зарубежных специалистов по вопросам контроля качества для разработки комплекса четких и поддающихся измерению показателей контроля качества;

    провести экспериментальную проверку этих показателей в трех регионах России;

    провести оценку результатов эксперимента. Внести в комплекс показателей необходимые изменения;

    организовать несколько учебных мероприятий и семинаров для ознакомления медицинских работников с этими показателями;

    после утверждения соответствующих регулирующих документов распространить применение показателей контроля качества на территории всей Федерации.

IV.4 Финансирование

Все рассмотренные выше вопросы, связанные с финансированием системы здравоохранения в РФ, находятся в состоянии пересмотра. Это не входит в задачу данного проекта.

Проблемы, касающиеся детей с особыми потребностями, привлекают к себе все больше внимания в Российской Федерации. Составители данного отчета надеются, что соответствующие ведомства РФ примут во внимание предложенные выше рекомендации и меры с тем, чтобы данная категория детей получала помощь, которую они заслуживают.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.