НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Проект Тасис "Поддержка партнерских связей
в области образования, здравоохранения и социальной помощи"
Министерство образования РФ

Европейские модели социального обслуживания детей с особыми потребностями
Финляндия: Ролевая карта родителя

Преамбула

Данная работа проводилась в рамках проекта Тасис "Содействие установлению партнерских связей в области образования, медицинского и социального обеспечения в Российской Федерации", реализованного в период с августа 2000 г. по июль 2002 г. Основной целевой группой проекта были дети с особыми потребностями. По терминологии проекта к этой группе относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-инвалиды.

Основная цель данного проекта, проводимого под наблюдением и при координации Министерства образования, состояла в оказании помощи в поиске путей для:

1) более четкого формулирования задач и обязанностей разных исполнителей на федеральном, региональном и местном уровнях (государственных органов), участвующих в процессах формирования и реализации политики по отношению к социальным сиротам и детям-инвалидам;

2) стимулирования более активной совместной работы органов всех уровней;

3) подключения новых исполнителей к процессу реализации (негосударственные организации, организации родителей и т.п.) и точного определения их роли и обязанностей;

4) организации эффективной системы договорных отношений между различными исполнителями, позволяющих обеспечить высокое качество услуг таким детям при минимальных затратах.

Для решения этих задач в рамках проекта проведена отработка пяти моделей партнерства в пяти регионах или городах Российской Федерации. Это:

В Западной Сибири, Ханты-Мансийский автономный округ, было налажено межведомственное партнерство с целью разработки модели воспитания семейного типа для социальных сирот и модели оказания услуг детям-инвалидам и их семьям.

В г. Москве, где в рамках партнерства благотворительный фонд, негосударственный детский дом и управления городской администрации работают вместе над разработкой комплекта нормативно-правовых документов, регулирующих создание и эффективное функционирование негосударственных детских домов с четким определением договорных отношений с местными администрациями.

В г. Санкт-Петербурге, где в рамках партнерства три управления администрации (образования, здравоохранения и социальной защиты), Государственный педагогический университет им. Герцена, Институт коррекционной педагогики им. Валленберга, Санкт-Петербургский государственный университет и местное отделение Российского фонда развития образования работают над созданием нового типа услуг, а именно, ранней помощи детям-инвалидам в возрасте от 0 до 4 лет и их семьям.

В Орловской области партнерство осуществляется исключительно между государственными органами. Управления образования, здравоохранения и социальной защиты областной администрации сообща работают над пересмотром роли, обязанностей и методов работы психолого-медико-педагогических комиссий. Эти комиссии играют важную роль в оценке проблем развития детей, начиная с 3 лет, и определения формы обучения таких детей до достижения ими совершеннолетия.

В Московской области (Одинцово) появилось интересное партнерство между местным коммерческим предприятием, комитетом социальной защиты областной администрации, администрацией г. Одинцово и администрацией пос. Голицино, которые сообща занимаются созданием центра реинтеграции детей/подростков-инвалидов в общество.

Август 2000 г. - июль 2002 г.

Координатор проекта: Е.Е. Чепурных, замминистра образования
Руководители проекта: Аделин Гонэ (ЕС), Татьяна Регент (РФ)
Author of the report: Martti Kemppainen (EU project expert)

Введение

Ролевая карта отцовства/материнства является инструментом анализа и оценки родительского поведения. Она разработана персоналом финских детских домов совместно с проектом "Качество социальных услуг", проводимым Ассоциацией местных и региональных органов власти Финляндии. Ролевая карта отцовства/материнства служит, прежде всего, целям реабилитации семьи. Однако ее можно широко применять и в процессе профилактической, реабилитационной и коррекционной работы как средство установления сотрудничества между работником и клиентом, для иллюстрации необходимости перемен и начала работы в этом направлении. Ее можно использовать для анализа и оценки положения в семье, необходимости принятия тех или иных мер в плане социального обеспечения ребенка, в работе с приемными семьями и детьми, воспитываемыми вне семьи, в детских садах и школах, а также в процессе работы с любой семьей для обсуждения вопросов родительской заботы и воспитания. Ролевая карта это, прежде всего, инструмент сотрудничества работника-клиента для иллюстрации необходимости перемен и начала работы в этом направлении. В ней предусматриваются уважение к клиенту и изыскание дополнительных ресурсов у него, и ее отличительной чертой является человечность. Она не отличается наукообразностью, и в ней легко разобраться.

Модель не является "закрытой" или жестко привязанной к существующему образцу. Ее можно изменять и дополнять с учетом культурных различий, различных подходов и т.п.

Важнейшие моменты

В основе ролевой карты отцовства/материнства лежит ролевая теория Морено (1889-1974). Морено определяет роль как форму деятельности человека в определенный момент времени и в определенной ситуации, но всегда по отношению к другим людям или вещам. Формирование ролей связано с развитием личности человека. Сначала развиваются физические роли, в основе которых лежат социальные и психологические роли.

Человек может формировать или приспосабливать роли в течение всей своей жизни. У каждого человека несколько ролей. Чем больше у родителя ролей, тем более гибким отцом/матерью он/она может быть. Центральные роли отцовства/материнства формируются с годами по отношению к ребенку и во взаимодействии с ним. Какие-то роли могут отсутствовать, другие использоваться естественным образом, а третьи стать гипертрофированными.

Применительно к ролям можно выделить следующие этапы развития:

Когда роли развиты нормально, человек ведет себя легко и естественно, используя ту или иную роль по своему усмотрению. В случае гипертрофированности ролей поведение становится автоматическим, стереотипным, возможно, даже несовместимым с ситуацией. К примеру, родителю сложно изменить свое поведение, когда это касается манеры еды. При недоразвитости ролей человеческим поведением руководят чувства. Если, к примеру, роль родителя, как источника нежности, недостаточно развита, он может чувствовать себя смущенным или неловким, пытаясь приласкать ребенка.

Поведение родителей оценивается путем анализа вида и степени развития родительских ролей. Исходя из результатов анализа, можно думать, как дополнительно развить желательное, но недостаточно развитое поведение, или "ограничить" чрезмерно развитое поведение.

Иерархия ролей

Для оценки родительских ролей их подразделяют на три иерархических уровня: функциональные роли (основные), деятельностные роли (подроли), операционные роли.

Главные функциональные роли определяют следующим образом: учитель жизни, источник любви, кормилец, человек, устанавливающий пределы, а также эксперт человеческих отношений.

У каждой функциональной или главной роли имеется несколько подролей (6-9). Например, у источника любви выделяют семь подролей: человек, любящий себя; источник нежности; источник утешения; защитник; источник признания и человек, одобряющий и замечающий хорошее. На третьем уровне каждая подроль характеризуется рядом операционных ролей, то есть, как роль проявляется в конкретных действиях. Например, как человек, обеспечивающий покой ребенка, родитель обеспечивает сон ребенка достаточной продолжительности, а также спокойное и безопасное место для сна.

Как использовать ролевую карту?

Ролевую карту можно использовать достаточно гибко, в зависимости от поставленных целей и задач. Она дает широкие возможности работникам с учетом их личных методологических предпочтений и уровня теоретической подготовки. При использовании карты каждый работник может использовать свои воображение и интуицию.

Например, работник может дать ролевую карту родителям, которые познакомятся с ней дома. Он может также дать родителям задание определить этап развития их собственных ролей. Родители могут провести оценку, к примеру, следующим образом: они рисуют на бумаге пять кружков, где размер каждого кружка соответствует степени развития той или иной роли, по мнению самих родителей. Чем больше окружность, тем более развита родительская роль. Путем расположения окружностей родители могут выразить, насколько знакомой, близкой или далекой является та или иная роль. Например:

Этапы развития подролей можно помечать '+' или '-' следующим образом:

++ чрезмерно развита

+ нормально развита

- недостаточно развита

-- отсутствует

Размер окружностей, плюсы и минусы используются произвольно. Самое важное это обсуждение с работником различных ролей. Беседа может строиться следующим образом:

Начало беседы. Порядок обсуждения ролей выбирается по желанию клиента. Главное, установить отношения сотрудничества с клиентом. Для начала можно спросить, какие роли удаются, а какие нет.

Обратная связь. Родителей подбадривают, когда речь идет о хорошо развитых ролях, и дают реалистическую оценку недостаточно развитым. Работник может подкрепить свое мнение с помощью конкретных примеров поведения родителей в тех или иных ролях.

Многие родители чувствуют, что не справились в той или иной роли, и думают, что они плохие матери или отцы. С помощью ролевой карты родителю можно помочь заметить, что, несмотря на проблемы, в той или иной роли они выступают прекрасно, и что многое в семье обстоит хорошо.

Концентрация - выбор роли, над развитием которой необходимо работать.

Беседа строится вокруг роли, которая является главной с точки зрения благополучия ребенка.

Эта роль обсуждается тщательно, причем для иллюстрации используются конкретные примеры. Она разбивается на отдельные события, и проводится анализ его значения в повседневной жизни ребенка. Приводятся конкретные примеры того, какие роли необходимы родителям в разных возрастных периодах жизни ребенка.

Постановка задач и согласование дальнейших действий. В конечном итоге устанавливается роль, над развитием которой необходимо работать. Родители и работник согласовывают "домашнее задание", и выбирают способы практического развития этой роли. Например, родителям предлагают описать свое поведение в ситуации, когда ребенок, несмотря на запрет родителей, хочет смотреть позднюю телепередачу. Во время следующей встречи с родителями обсуждается роль "установщика пределов". Родители и работник договариваются о проведении оценки успехов родителей на этом пути в будущем.

Иногда какие-то родительские роли могут быть чрезмерно развитыми, что сдерживает, а не способствует развитию ребенка. В этом случае работник может выразить свое мнение в позитивной форме, сказав, что у родителей масса резервов, в сущности, даже больше, чем требуется ребенку. Не могли бы они заняться развитием той роли, в которой родители не так хороши?

Работник должен уметь заметить, что за недостаточно развитой ролью стоит хорошее намерение. Например, родитель не в состоянии выполнять свою роль источника любви с помощью роли эксперта человеческих отношений, но он проявляет ее как избыточный источник стимулов.

Что касается недостаточно развитых или отсутствующих ролей, необходимо подчеркнуть их значение для ребенка. Выполняет ли кто-то иной эту роль вместо родителя (другой родитель, бабушка-дедушка, приемные родители и т.п.), и что это значит для ребенка в принципе?

Значение всех подролей родителей не одинаково. Если те или иные роли недостаточно развиты или отсутствуют, то это может ставить развитие ребенка под угрозу.

Реабилитационная работа

В процессе реабилитации внимание обращается на различные недостатки родителей в исполнении их функций. Это, к примеру, могут быть противостояние, злость и агрессивность родителей, которые могут чувствовать в связи с этим свою вину и неумение правильно обращаться со своими детьми. У родителей не хватает ресурсов, и в начале работы предпринимаются попытки как-то смягчить ситуацию и проанализировать создавшийся хаос. Ролевая карта может помочь разобраться в этом хаосе. Вначале не желающие сотрудничать и обозленные родители могут отказаться обсуждать вопросы, связанные с выполнением ими своих функций отца/матери и, может быть, у них для этого даже нет возможностей.

Родители нередко бывают наркоманами, алкоголиками или страдают психическими заболеваниями. В таких случаях обсуждение часто перерастает в неплодотворную дискуссию о том, как часто и сколько пьет тот или иной родитель. Гораздо важнее поговорить вместе с родителями о том, как пьянство отражается на ребенке. В какой степени оно мешает исполнению родительских обязанностей. Например, может ли такой родитель как-то ограничивать ребенка или думать о его одежде?

Специальные понятия

Исполнение родительских функций необходимо оценивать отдельно по отношению к каждому ребенку. Вполне может быть так, что по отношению к одному ребенку родители выполняют свои обязанности прекрасно, а по отношению к другому нет. Дети разные, и один способ воспитания может быть хорошим для одного и плохим для другого ребенка.

Во вновь образованных семьях у обоих родителей появляется множество обязанностей, связанных с воспитанием ребенка. Даже если взрослый и не является биологическим родителем, он участвует в воспитании ребенка и уходе за ним. Иногда биологический родитель не хочет, чтобы его/ее новый партнер играл какую-нибудь родительскую роль.

Выполнение родительских обязанностей необходимо изучать также и в том случае, когда ребенок живет в детском доме или в приемной семье. Кроме биологических родителей для таких детей несколько взрослых могут играть роль родителей. Это могут быть бабушка/дедушка, другие родственники, приемные родители, работники учреждения и т.п. Оценка проводится с целью проверки полноты охвата родительских обязанностей, что может стать основой для согласования распределения обязанностей.

Ролевую карту можно также использовать для работы с ребенком; с ее помощью ребенку легче объяснить, почему он/она не может жить в своей семье. Ребенок может сам оценить, как родительские функции осуществлялись по отношению к нему на разных этапах его жизни.

Родительские роли с точки зрения возрастной психологии

С точки зрения воспитания важны все родительские роли. Однако на разных этапах развития ребенка те или иные роли приобретают большее значение.

Раннее детство (0-2 года). На данном этапе на первый план выходят роли кормильца, источника любви и эксперта человеческих отношений. На этом отрезке жизни ребенка родитель обязан позаботиться об обеспечении его физического и психологического благополучия.

В раннем детстве ребенок еще не осознает своих потребностей, но выражает их плачем. Ребенку требуется помощь взрослых, чтобы научиться выражать свои потребности. Для развития уверенности в себе необходимо, чтобы у ребенка был достаточный опыт удовлетворения своих потребностей.

Дошкольный возраст (2-6 лет). По мере развития, когда мир становится шире, на первый план выдвигается роль ограничителя. Ребенок учится установкам и способам поведения в семье и в окружающем мире. Основной деятельностью ребенка является игра, с помощью которой он овладевает различными ролями и умением выражать себя. Для ребенка важно чувствовать, что его принимают и ценят.

Школьный возраст (6-12 лет). В процессе овладения ребенком социальных навыков и умений главное место среди родительских обязанностей отводится роли инструктора (учителя). Самым лучшим учителем морали для ребенка является доброе и справедливое отношение к нему. Ценности и установки, которыми ребенок овладел в детстве, остаются относительно постоянными элементами личности человека. В школьном возрасте для ребенка очень важно быть принятым друзьями. Без направляющей и оценивающей роли родителей ребенок может принять любое поведение, навязываемое ему со стороны.

Юношество (12-15 лет).Главными на этом этапе являются роли установщика пределов и эксперта человеческих отношений. В процессе поиска своей личности и границ своих возможностей подросток восстает против всех авторитетов, отвергая ценности и установки взрослых. Если родитель смог установить достаточные пределы еще в дошкольном возрасте ребенка, то в подростковом возрасте эти проблемы можно будет решить достаточно безболезненно. Чтобы найти взаимопонимание с ребенком, родителю требуются навыки эксперта человеческих отношений.

Выход на этап независимости (15-18 лет). Здесь также большое значение играет роль эксперта человеческих отношений. Для молодого человека важно сформировать свою собственную личность. Он/она требует больше личной свободы и возможности самостоятельно ставить свои жизненные цели. Родители судят, в какой степени ребенок в состоянии трезво оценивать свои возможности, и насколько ему можно доверить принимать самостоятельные решения.

Операционный уровень ролей (конкретные действия)

Кормилец

Поставщик еды

Следит за регулярным питанием

Следит за тем, чтобы пища была разнообразной и здоровой.

При необходимости ограничивает потребление деликатесов

Воспитывает чувство вкуса

Доставляет продукты питания и готовит пищу вместе с ребенком

Поощряет кулинарные занятия ребенка

Поставщик одежды

Следит за тем, чтобы у (маленького) ребенка была сухая и чистая одежда

Одевает ребенка по сезону

Учит детей следить за своей одеждой

Уважает стиль и вкусы ребенка на этапе его взросления

Источник стимулов

Дает ребенку слуховые и визуальные стимулы

Следит за наличием у маленького ребенка игрушек, книг, музыкального и иного опыта

Способствует появлению у ребенка хобби и помогает в их развитии

Гарант отдыха

Обеспечивает достаточную продолжительность сна

Обеспечивает спокойное и безопасное место для сна

Распорядитель денег

Заботится об удовлетворении основных потребностей ребенка

Оставляет достаточно денег на пищу и одежду

Учит ребенка пониманию ценности денег и правильному их использованию

Формирует систему расходования денег и выдает их ребенку (к примеру, какая-то сумма на неделю, на месяц, как средство поощрения или вследствие необходимости)

Гарант чистоты

Следит за гигиеной ребенка

Учит ребенка регулярно мыться

Забота об окружающей среде

Запрещает сорить вне дома

Заботится о чистоте в доме

Учит ребенка, в зависимости от его возраста, следить за чистотой в его собственной комнате

Накладывает на ребенка все большую ответственность за поддержание чистоты в доме.

Человек, ухаживающий за больным ребенком

При необходимости отводит ребенка к врачу

Следит за приемом лекарств

Гарант отдыха на свежем воздухе

Выводит ребенка гулять

Поощряет подвижность ребенка на свежем воздухе.

Источник любви

Как человек, любящий себя

Заботится о себе и следит за своим физическим и психическим состоянием

При необходимости получает помощь от других взрослых, родственников или специалистов

Как источник нежности

Проявляет нежность к ребенку с одновременным уважением к нему

Проявляет нежность, сообразуясь с возрастом ребенка

Служит моделью в своих взаимоотношениях с партнером по браку

Как источник утешения

Трансформирует чувства ребенка в слова

Уважает чувства ребенка и помогает ему выражать их в соответствии с возрастом

Как защитник

Информирует ребенка

Оберегает ребенка от жестоких и буйных общественных (культурных) мероприятий

Сдерживает свои собственные импульсы

Создает мирные и безопасные условия для роста ребенка

Устанавливает пределы для ребенка

Учит ребенка защищать себя

Источник признания

Принимает себя

Принимает и ценит ребенка таким, какой он есть

Проводит различие между действием и исполнителем

Человек, одобряющий и замечающий хорошее

Уважает ребенка

Понимает, что ценность ребенка не зависит от его действий

Отмечает позитивные аспекты в ребенке

Обеспечивает позитивную обратную связь с ребенком

Учитель жизни

Как инструктор навыков в повседневной жизни

Учит ребенка убирать за собой

Учит ребенка приемам гигиены

Учит ребенка правильно вести себя за столом

Учит ребенка правильно пользоваться туалетом

Учит ребенка правильно одеваться

Учит ребенка делать покупки, ходить по учреждениям и т.п.

Учит отличать хорошее от плохого

Прививает такие ценности, как честность, равенство и т.п.

Знакомит ребенка с ложными ценностями: ложь, воровство, жестокость и т.п.

Учитель социальных навыков

Учит ребенка думать о других

Учит ребенка слушать других и высказывать свое мнение

Просветляет ребенка по поводу дразнилок

Создает ситуации для разумных разочарований ребенка

Помогает ребенку нормально переживать разочарования

Как модель

Следит за своим собственным поведением и его соответствием требованиям к ребенку

Отвечает за свое поведение

Как учитель манер

Обучает ребенка социально приемлемым манерам (выражению благодарности, умению думать о других, приветствиям)

Учит ребенка правилам уличного движения

Учит ребенка правильно вести себя в общественных местах

Человек, уважающий традиции

Устраивает праздники в соответствии с убеждениями семьи

Помогает ребенку не терять связей со своими корнями

Уважает семейные традиции

Как передатчик ценностей

Заботится о справедливости

Помнит о других социальных ценностях

Человек, который ценит прекрасное

Замечает эстетические аспекты в окружающем мире, в одежде и т.п.

Способствует творческому развитию и духовной жизни

Создает условия для чувственных наслаждений

Эксперт человеческих отношений

Человек, с которым можно поговорить

Общается со своим ребенком

Использует язык, сообразуясь с возрастом ребенка

Обдумывает вещи и является собеседником ребенка

Как слушатель

Слушает все, что хочет сказать ребенок

Как помощник в разрешении конфликтов

Терпит выражения ребенка

Облекает чувства ребенка в словесную форму

Помогает (маленькому) ребенку принимать решения

Поддерживает решения, принятые ребенка

Человек, который поощряет

Выражает свою поддержку ребенка

Хвалит ребенка

Учит умению общаться с самыми разными людьми

Человек, который принимает чувства

Выявляет чувства ребенка

Позволяет ребенку выражать как позитивные, так и негативные чувства

Человек, устанавливающий пределы

Человек, гарантирующий физическую неприкосновенность ребенка

Следит за своим собственным поведением

Следит за поведением других

Не допускает никаких физических, психических и сексуальных злоупотреблений по отношению к ребенку

Как гарант безопасности

Не оставляет маленького ребенка одного

Не отказывается от ребенка

Обещает только то, что может дать

Учит как вести себя в неожиданных ситуациях

Человек, который следует правилам и договоренностям

Следит за выполнением правил дома, и выполняет их сам

Назначает время возвращения домой и выполнение распорядка дня, установленного в семье

Исполняет последующие действия (наказания)

Следит за соблюдением правил

Следит за тем, чтобы ребенок ходил в школу

Человек, говорящий "нет"

Берет на себя смелость ограничивать ребенка в его поведении

Принимает соответствующие меры по отношению к ребенку

Переносит неудовольствие ребенка

Человек, заботящийся о соблюдении повседневного ритма жизни

Следит за соблюдением установленного ритма жизни

Гарантирует достаточный сон и покой

Человек, ограничивающий самого себя

Осознает свои собственные возможности и что он/она в состоянии сделать

Ограничивает потребление алкоголя

Сдерживает собственную агрессивность.

Москва
8 июня 2001г .
МК

Размещено 20.02.2003

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.