НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Дети и подростки с ограниченными возможностями в Российской Федерации профессиональное обучение и "подготовка к жизни"

IV Процедуры и услуги

IV.1 Прием и оценка клиента

Молодых людей направляют в Центр для прохождения курса реабилитации городские или областные структуры социального обеспечения, образования и здравоохранения, центры занятости или другие организации по рекомендации медико-психолого-педагогических комиссий или медицинских консультативно-экспертных комиссий. Жители Калужской области имеют преимущества в приеме перед жителями других регионов.

Правила приема установлены областной администрацией. В них перечислен стандартный набор документов, подаваемых для поступления:

    справка из организации, дающей направление в Центр;
    личное заявление;
    подробная автобиография;
    свидетельство о рождении или паспорт со штампом о прописке;
    справка из военкомата;
    трудовая книжка (если есть);
    свидетельство об образовании;
    рекомендация с места учебы или работы;
    справка о составе семьи;
    индивидуальная карта реабилитации;
    свидетельство о нетрудоспособности;
    справка консультативно-экспертной комиссии медицинского учреждения с обоснованием направления в Центр;
    фотографии, справка по форме № 286 и результаты анализов.

Сироты подают еще четыре документа: три из органа опеки, подтверждающие, что учащийся является сиротой, и что после выпуска он будет обеспечен жильем, и заключение обследования будущих жилищных условий, а также справка с полной информацией о ребенке из детского дома для сирот. Граждане из других регионов могут быть приняты в Центр сверх областной квоты на коммерческой основе. Направляющий их регион или организация должны обеспечить оплату стоимости обучения, а также питания, проживания и других услуг.

Прием проводится группой школьных экспертов, представляющих каждую профессию блока профессиональной реабилитации, и консультантов, выбранных руководителем отделения социальной реабилитации. Сначала члены комиссии изучают поданные документы, а затем проводят собеседование, во время которого выясняют интересы абитуриента и дают рекомендации по выбору профессии. Если интересы абитуриента выяснить не удалось, его могут принять на отделение профориентации, где в течение 10 месяцев у него будет возможность попробовать учиться понемногу каждой из предлагаемых в Центре профессий и выбрать одну.

Решение о зачислении принимается в течение двух - трех дней после собеседования. Тех, кому в приеме было отказано, могут направить в другое профессиональное училище в соответствии с их интересами или в службу занятости. Причиной отказа могут быть медицинские основания (противопоказания). Если студент не проявляет интереса к выбранной профессии в первые месяцы после зачисления, его могут не исключать, а перевести в отделение профориентации.

После принятия решения о зачислении подписывается стандартный "Договор о проведении курса реабилитации в Калужском территориальном центре профессиональной реабилитации инвалидов". В договоре изложены обязательства и права учреждения и учащегося.

IV.2 Планирование услуг: составление программы индивидуальной работы

Обучение в Центре проводится на модульной основе, и в следующие два года будут разработаны модули по всем профессиональным профилям. Внедрение модульной системы было инициативой самого Центра, но позже он получил грант от правительства Швеции, и специалисты Центра прошли обучение по разработке профессиональных модулей. Шведские модули, впрочем, являются краткосрочными (шестимесячные курсы), тогда как обучение в Центре продолжается от одного до трех лет.

Модульный подход позволяет:

    подбирать индивидуальный темп обучения для каждого студента;
    обеспечивать дополнительную ясность изучаемому теоретическому материалу;
    уделять больше внимания слабым учащимся и меньше - сильным;
    представлять материал в интересной форме;
    экономить время учителя на подготовку к уроку.

Процесс обучения наглядно представлен: годовой план по каждой профессии и разряду вывешен на стене классной комнаты или мастерской так, что каждый учащийся может увидеть, где он находится, и что будет дальше. Еще одна интересная особенность: разные части модуля обозначаются различными цветами. Черная часть обязательна для всех обучающихся данной профессии, верхний синий сектор - путь, доступный слабому студенту, средний зеленый - для среднего студента, и нижний красный - для наиболее продвинутого.

Областная служба занятости помогла с составлением разработанных Министерством труда квалификационных характеристик работ. Цвета на схеме модуля соответствуют различным уровням квалификации, например, профессиональным разрядам.

Другим преимуществом модульного обучения является неразрывность теории и практики. Поскольку большинство учащихся Центра имеют ту или иную степень задержки умственного развития, важно уделять меньше внимания теории (около 38%) и обеспечить минимальный временной интервал между теоретическими и практическими занятиями.

У студентов, проживающих в общежитии (сироты или приехавшие из других частей области), есть контактное лицо, - как правило, мастер профессионального обучения, классный руководитель или социальный педагог, - к которому они могут обратиться в случае возникновения какой-либо проблемы. Такая организация жизни в общежитии имеет некоторое сходство с воспитанием семейного типа.

IV.3 Услуги, методы, программа обучения

Нижеследующая таблица детально описывает программу обучения в Центре:

КУРС АДАПТАЦИИ (40 человек): Адаптация, спорт, культурная жизнь Курс выбора профессии
БЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (80 человек): обувщик по ремонту обуви
заготовщик верха обуви
слесарь-ремонтник сложной бытовой техники
слесарь-ремонтник швейного оборудования
оператор швейного оборудования
изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы)
вязальщица
художник (роспись по дереву)
БЛОК ПОСЛЕРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ (10 человек): Выпускники работают в мастерской Центра и живут в общежитии пока решаются вопросы с обеспечением жильем и трудоустройством

Курс адаптации был основан в сентябре 2001 г. Студенты, еще не готовые к профессиональной реабилитации, проходят специально разработанную подготовительную программу. Их обучают основам: как оценить свое текущее состояние здоровья, как оказать первую помощь, как функционировать во внешнем мире. Тем самым в них развивают самостоятельность и чувство самоуважения. Важным компонентом этой программы является курс выбора профессии - результат сотрудничества Министерства труда и социального развития РФ и Министерства труда и социальной политики Германии. Центр реабилитации инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия оказал помощь и предоставил многочисленные методологические материалы. Стержнем курса является профессиональное тестирование и обучение основам всех профессий, предлагаемых Центром. По ходу курса преподаватель оценивает способность студента овладеть определенной профессией. Мнение преподавателя вместе с пожеланиями студента принимаются во внимание при принятии окончательного решения о допущении к следующему этапу - профессиональной реабилитации.

Курс профессиональной реабилитации отталкивается от прежнего опыта Центра как профессионального училища и выстроен на основе государственных стандартов начального профессионального образования. Обучение проводится по восьми специальностям и предназначено для тех, кто осваивают свою первую профессию, для инвалидов, нуждающихся в переобучении или повышении квалификации, и для безработных, в том числе и трудоспособных, по направлению службы занятости на контрактной основе. Курс будет играть существенную роль в реализации отдельных государственных программ реабилитации.

Послереабилитационный курс существует с 1997 г. Он охватывает выпускников курса профессиональной реабилитации, которые успешно закончили обучение, но которым некуда идти и нужно решить проблемы с жильем. На этом этапе, пока решаются их социальные проблемы, они повышают свой профессиональный уровень и получают временную работу в мастерских Центра.

Программа обучения в Центре базируется на методических рекомендациях Министерства труда, а также стандартах начального профессионального образования, разработанных Институтом развития профессионального образования Министерства образования (1993, 1994, 1996), Институтом коррективной педагогики (1995) и Санкт-Петербургским учебно-методологическим центром (1997).

Длительность программы обучения составляет приблизительно 1260 часов в год или 2400 - 2600 часов за два года, при этом около 38% учебного времени уделяется теории, и около 62% - практике.

Отделение Профессии
I. Профориентация 1. Курс социальной адаптации, коррекции и профессиональной ориентации (всего 925 ч: 711 ч по предметам и 214 ч - профориентация)
II. Обувное 1. Заготовщик верха обуви
2. Обувщик по ремонту обуви
III. Швейное и трикотажное 1. Оператор швейного оборудования
2. Вязальщица трикотажных изделий и полотна, 2-3 разряд
IV. Механическое 1. Слесарь-ремонтник сложной бытовой техники, 2, 3 (4) разряд
2. Слесарь-ремонтник швейного оборудования
V. Ремесел и компьютерного дизайна 1. Художник (роспись по дереву)
2. Изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы), 1 разряд

"План курса адаптации" разбит на несколько этапов:

Период Название Цели
I 1 сентября - 15 октября Диагностика Сбор психологических, медицинских и социальных данных по каждому студенту. Ознакомление с работой Центра, накопление элементарных знаний о навыках общения, правилах безопасности и т.п.
II 15 октября - 30 декабря Адаптация и коррекция Экология, математика, медицина, психология, гражданское право, физическая культура, рисование и т.п.
III 1 января - 1 июня Профориентация Профессиональное тестирование, основы различных профессий

IV.4 ПОСЛЕРЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

В Центре существует интересная форма последующей поддержки - послереабилитационный блок. В некоторых случаях студентам некуда идти после окончания обучения в Центре. Как профучилище, учреждение не могло им помочь: отсутствовало законное право для оставления таких студентов в общежитии, пока они не найдут работу или не смогут позволить себе снять жилье. Благодаря новой организационной форме эту проблему удалось решить. В рамках блока послереабилитационной поддержки таким студентам разрешается проживать и работать в Центре столько, сколько потребуется, при этом из их заработной платы удерживается стоимость проживания и питания.

Формально Центр не обеспечивает трудоустройство своих выпускников, инструкторы и выпускники проводят лишь неформальные мероприятия в развитие. Согласно статистике, собранной Центром, 60 % его выпускников сумели найти работу. Большинство из них открывают свое дело, некоторые находят работу через службу занятости, другие работают в социальных учреждениях (интернатах), куда они переходят жить.

Существует долгосрочная программа сотрудничества с Государственной службой занятости и соглашение между службой и Центром. Служба занятости обязана обеспечивать сопровождение банка данных о вакансиях для выпускников Центра, помогать в поиске и организации рабочих мест для инвалидов в соответствии с их подготовкой и интересами, по возможности участвовать в финансировании повышения квалификации персонала Центра, принимать участие в работе приемной комиссии. Служба занятости может также направлять безработных, включая трудоспособных, в Центр для обучения, профессиональной консультации и тестирования. Центр обязан информировать службу занятости о введении новых специальностей и предоставлять свои помещения для проведения занятий, лекций и консультаций службой занятости. Однако это сотрудничество было бы более эффективным, если бы область имела закон, предусматривающий бронирование рабочих мест для инвалидов.

Между Центром и службой занятости есть договоренность о работе одного из специалистов службы (психолог, консультирующий по вопросам профориентации) в Центре в течение пяти - семи дней для ознакомления студентов с тем, как функционируют службы занятости, на какие услуги они имеют право, как обратиться за их оказанием.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.