НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Модель профессионального обучения и развития жизненно-важных навыков для детей с отставанием в психическом развитии

IV Структуры и ресурсы

В данном компоненте модели дается описание структур и ресурсов, необходимых для решения изложенных ранее задач.

IV.1 Материальная база деятельности

Месторасположение и доступ
Центр должен располагаться в легко доступном месте, поблизости от целевой группы, которую он будет обслуживать. Это подразумевает наличие маршрутов общественного транспорта, на котором учащиеся смогут ежедневно приезжать в Центр. Он также должен располагаться недалеко от потенциальных работодателей и центров занятости (городской или областной центр занятости). Такое месторасположение исключительно полезно также для более тесного взаимодействия между Центром и его потенциальными работниками.

Помещение
В Центре необходимо иметь классные комнаты, кухню, медицинские кабинеты и, возможно, общежитие. Помещение Центра должно быть приспособлено к различным требованиям учащихся инвалидов. Классные комнаты должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивали психологический и душевный комфорт (например, мягкие цвета стен, столы с закругленными углами, "приятные глазу" плакаты, большие белые металлические классные доски и т.п.). Необходимо также обеспечить возможность проезда инвалидных колясок, если среди клиентов Центра будут молодые люди с множественной инвалидностью (с физическими и умственными отклонениями развития), а также, по мере необходимости, такие приспособления, как специальные лифты и другое специальное оборудование.

Количество клиентов
В связи с тем, что спрос на услуги Центра будет, вероятно, исключительно высоким, а имеющиеся ресурсы весьма ограничены, придется принимать трудные решения о приеме. Как говорилось ранее в разделе о "Территориально-административных границах", предпочтение при приеме отдается местным жителям, а при наличии свободных мест туда могут приниматься и жители других областей. Во избежание переполнения необходимо определить максимальное число учащихся, а для подростков из других областей ввести платную систему (или искать дополнительные источники финансирования). Как показывают удачные примеры работы подобных центров в России, оптимальным соотношением между сотрудниками и клиентами считается 1,5 : 1. При принятии решений о приеме учащихся необходимо исходить именно из этого соотношения. Другим не менее важным вопросом является наличие общежития. Руководству Центра необходимо найти правильный баланс между числом учащихся, нуждающихся в общежитии и ежедневно приезжающих в Центр.

Финансирование
Важнейшим моментом развития Центра являются вопросы финансирования. В соответствии с законом "Об образовании" финансирование начальных и средних профессиональных учебных заведений осуществляется из федерального и региональных бюджетов. По сложившейся традиции текущие расходы профессиональных учебных заведений в Российской Федерации финансируются за счет региональных бюджетов. В то же время заработная плата преподавателей/сотрудников и питание воспитанников финансируются из федерального бюджета. Представляется, что более оптимальным решением в средне-/долгосрочной перспективе стало бы покрытие всех расходов за счет регионального или местного бюджетов, однако действующее законодательство не позволяет внедрить такую систему.

Исключительно важным для будущего Центра является решение о введении платы за учебу, к примеру, для некоторых групп клиентов из других областей, или о бесплатном обучении для всех. Совершенно очевидно, что Центр не в состоянии самостоятельно покрывать все затраты на обучение, поэтому часть из них должны взять на себя пользователи услуг или регион/организация, направляющие их на учебу в Центр. Администрации Центра необходимо изучить возможность покрывать хотя бы часть затрат на учебники, инструменты, спецодежду и питание за счет взимания платы с учащихся или региона/организации. Если родители абсолютно не в состоянии нести эти дополнительные затраты, то Центр может полностью (или частично) освобождать их от этих платежей. Другой вариант - введение дифференцированной платы в зависимости от уровня доходов семей учащихся.

Можно изучить также возможность создания дополнительных источников финансирования типа производственных мастерских, оказывающих услуги на коммерческой основе (ремонт обуви и т.п.), продажа изделий, изготовленных учащимися, взносы спонсоров или пожертвования благотворительных организаций, гранты международных проектов и президентских программ, за счет которых можно будет покрывать часть связанных с обучением затрат.

IV.2 Организационная структура и управление

Организационная структура


На схеме ниже приведен пример оптимальной организационной структуры Центра.

Отдел социальной реабилитации работает с учащимися, которые еще не готовы для профессионального обучения, и обязаны пройти специальную подготовительную программу. Здесь учащиеся овладевают основными навыками: как оценить свое состояние здоровья, как оказать первую медицинскую помощь, и как жить в условиях нормального общества. Эта работа направлена на подготовку подростков к самостоятельной жизни, на привитие им чувства самоуважения и навыков, которыми они не овладели во время пребывания в предыдущем государственном учреждении. Это отдел, где производится оценка способностей учащихся к общему образованию и профессиональному обучению.

Отдел профессионального обучения это подразделение, помогающее учащимся овладеть первой профессией в соответствии с государственными стандартами начального профессионального образования. Этот отдел занимается обучением определенным профессиям, которые выберут сами обучающиеся.

Блок производственных мастерских создается для организации практической работы по соответствующим специальностям, то есть где учащихся готовят к постоянной работе на настоящем производстве и самостоятельной жизни. Это могут быть специальности, которым в России традиционно обучали инвалидов, как, например, сапожник (ремонт обуви, изготовление верхних частей обуви), портной и специалист по ремонту бытовой техники. Существуют и другие профессии, которыми можно овладеть в Центре, как, например, маляр, изготовитель бумажной тары, кассир, продавец, разносчик почты в учреждении и т.п.

Консультативный совет это важный консультативный орган Центра, вырабатывающий общую стратегию развития Центра и направляющий его работу. К его работе следует привлекать важных/влиятельных членов общества. Желательно, чтобы в состав Совета входили представители:

управлений образования, здравоохранения и социальной помощи;
организаций работодателей (ассоциации, торгово-промышленных палат);
предприятий и организаций;
негосударственных организаций;
средств массовой информации;
высших учебных заведений.

Благодаря опыту и знаниям своих членов, Совет сможет информировать Центр об изменениях спроса на рынке труда, и осуществлять профессиональную ориентацию учащихся. Он может также служить органом, в рамках которого осуществляется сотрудничество между разными организациями, учреждениями и государственными органами региона, курирующими вопросы профессионального обучения детей с множественной инвалидностью, работодателями, НГО и СМИ. Кроме того, члены Совета могут помогать директору Центра в поисках внешних источников финансирования. Предполагается, что Совет проводит свои заседания несколько раз в год, в ходе которых он и выполняет свою функцию стратегического управления.

IV.3 Штаты и обучение персонала

Нормативы по количеству и квалификации персонала

Директором Центра должен быть человек, прекрасно представляющий себе, каким он хотел бы сделать свое учреждение и как добиться поставленной цели. Это должен быть самостоятельно мыслящий человек без ностальгии по советской системе и не проповедующий "старый стиль" управления. Это человек, искренне желающий и готовый помогать умственно отсталым детям.

В процентном отношении персонал Центра может включать в себя:

педагогические работники и специалисты - 60%;
обслуживающий персонал (медицинские сестры, повара и т.п.) - 35%;
администрация - 5%

В принципе, все руководители отделений обязаны иметь высшее образование по профилю работы Центра. Некоторые могут говорить, что лучше иметь специалиста без высшего образования, но с большим практическим опытом работы в соответствующей области, чем неопытного специалиста с дипломом по соответствующей специальности. Работников следует набирать с учетом имеющихся у них педагогических, психологических и технических знаний и навыков. У них должна быть также искренняя заинтересованность в работе с клиентами Центра на благо последних.

Процесс отбора

Информацию об открытии Центра можно распространять через местные СМИ, которые могут оказаться одним из каналов поиска части кандидатов на работу в Центре. Объявления о вакансиях можно размещать также в местной прессе. Поскольку многое в России делается по личным, неофициальным каналам, специалистов можно находить также через местные НГО и по рекомендации руководителей региональных органов управления. Одним из возможных каналов поиска квалифицированных сотрудников являются также российские НГО и интернет-сайты, освещающие вопросы трудоустройства.

В связи с тем, что опытные специалисты пользуются большим спросом, и приглашение квалифицированных сотрудников из других регионов может оказаться весьма сложным делом, для всех новых сотрудников следует установить 3-месячный испытательный срок, не слишком осложняя в то же время правила приема на работу.

Развитие/повышение квалификации

а) Обучение на рабочем месте и дальнейшее обучение

Возможность обучения на рабочем месте может стать одним из моментов, привлекательных для квалифицированных сотрудников, и средством их удержания в Центре (в то же время это обеспечивает наличие у них знаний, необходимых для работы на высоком профессиональном уровне). Преподаватели и другой работающий с детьми персонал могут посещать учебные курсы, проводимые отечественными и зарубежными специалистами; встречаться с руководителями российских и зарубежных НГО и обмениваться с ними информацией; посещать курсы по психологии общения, преподавателями на которых выступают собственные специалисты Центра. Подобные мероприятия дают прекрасную возможность узнать что-то новое и обменяться интересующей их информацией с другими специалистами. В некоторых существующих в России центрах действуют собственные курсы переобучения сотрудников, проводятся практические учебные семинары для учителей труда коррекционных школ и школ-интернатов, что позволяет обеспечить преемственность обучения в школах и центре, в который учащиеся попадают из этих школ.

б) Производственные совещания

Большое значение для обмена и распространения информации в Центре имеют регулярно проводимые производственные совещания. Они дают также возможность обсудить возникающие проблемы и способы их совместного решения, позволяют устранить опасность авторитарного метода управления, широко практиковавшегося в советских школах.

Ниже перечислено несколько типов возможных производственных совещаний:

Еженедельные совещания с представителями разных блоков.
Еженедельные производственные планерки.
Заседание совета по вопросам реабилитации, проводимое 1 раз в два месяца.
Совещание группы специалистов при выявлении проблем.
Совещания с участием всех сотрудников, проводимые дважды в год.

IV.4 Вспомогательные структуры

Консультации и контроль (собственными силами и внешними организациями)

Для успешного развития и реализации программ Центра важно создать и объединить как собственные вспомогательные структуры Центра, так и пользоваться услугами внешних структур. Подобные вспомогательные структуры типа родительских ассоциаций, партнерств с другими реабилитационными центрами для инвалидов, ПТУ, НГО, организаций работодателей или специальных консультативных рабочих групп могут оказаться исключительно полезными для работы Центра. Через них можно организовать техническую помощь специалистам Центра, вести работу по повышению информированности населения по вопросам профессионального обучения детей/подростков-инвалидов.

а) Собственные структуры

Производственные совещания, о которых говорилось ранее, служат не только механизмом обмена информацией и опытом и решения проблем, но и мощной собственной вспомогательной структурой Центра. Как следствие, важно проводить подобные совещания на регулярной основе, обеспечивать присутствие на них руководителей высшего звена (включая директора), с которыми можно обсудить те или иные вопросы. Центр может также оказывать помощь своим работающим с детьми специалистам путем организации для них собственных курсов переподготовки, проведения учебных семинаров с приглашением на них, по возможности, зарубежных специалистов. Как правило, такие учебные мероприятия пользуются популярностью; они способствуют повышению мотивации и морального духа преподавателей. Однако учеба стоит денег, и при нынешних финансовых затруднениях проводить их непросто. Соответственно, средства на проведение учебных мероприятий необходимо закладывать в смету расходов на самых ранних этапах планирования.

Другим мощным вспомогательным органом, действующим в составе Центра, является специальная консультативная рабочая группа, в состав которой входят представители администрации Центра, технических работников, специалистов, учащихся и родителей. Эта рабочая группа может заниматься разработкой программ, оценкой результатов выполнения программ реабилитации, а также налаживанием связей/партнерства с другими специальными реабилитационными центрами. Группа должна проводить свои заседания на регулярной основе (в отличие от Консультативного совета, собирающегося на свои заседания лишь несколько раз в год) для обсуждения проблем Центра и путей его дальнейшего развития.

б) Внешние структуры

Процесс создания Центра требует более активной поддержки со стороны внешних вспомогательных структур. Исключительно важно налаживать сотрудничество в деле решения приоритетных задач и осуществления программ обучения с учетом требований рынка труда, к примеру, с другими реабилитационными центрами для инвалидов и местной общественностью.

Партнерские связи с другими реабилитационными центрами являются мощным инструментом внешней поддержки. В рамках такого партнерства Центр может сотрудничать с другими центрами, работающими с той же целевой группой. Такого рода партнерство будет способствовать более тесному сотрудничеству преподавателей, специалистов, руководителей и учащихся разных центров. Оно также позволит им обмениваться передовым опытом в вопросах реабилитации подростков-инвалидов, и учиться на опыте других. Кроме того, преподаватели могут обсуждать между собой методику обучения и совместно работать по подготовке учебных материалов и пособий. Партнерские связи могут налаживаться также и с такими профессиональными учебными заведениями для "нормальных" детей, как ПТУ. Такое партнерство может принимать форму обучения преподавателей реабилитационного центра навыкам и методам трудового воспитания.

Юридические службы могли бы, возможно на общественных началах, помогать клиентам Центра (и их семьям, если это не сироты) в решении наиболее распространенных юридических проблем, касающихся, к примеру, их прав и привилегий, гарантий занятости и жилищных вопросов.

Прекрасным инструментом внешней поддержки могло бы стать участие в данном процессе НГО, которые могли бы оказывать помощь подросткам с разными видами отклонений развития в получении профессионального образования. Некоторые НГО консультируют инвалидов по вопросам поиска работы, поэтому они вполне могут сотрудничать с Центром в этой области. НГО могут также оказывать техническую помощь Центру в вопросах методики реабилитации подростков-инвалидов, а также продолжать оказание помощи последним сразу же после окончания учебы в Центре.

Прочие виды поддержки

Исключительно большое значение для процесса профессионального обучения детей имеет участие в нем родителей и родительских ассоциаций. Подключение родителей подростков с серьезными психическими отклонениями к процессу профессионального обучения позволит им ближе познакомиться с системой реабилитации и профессионального обучения, и лучше узнать, что это означает для их ребенка. В зависимости от уровня развития организации родителей могут предоставлять семьям с детьми-инвалидами консультации социального характера, а также помогать Центру в организации семинаров и конференций, подготовке и издании информационных и методических материалов, в распространении информации о Центре и его деятельности.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.