НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Модель профессионального обучения и развития жизненно-важных навыков для детей с отставанием в психическом развитии

V Процессы

В данном компоненте речь идет о способах оказания услуг клиентам с начала и до конца.

V.1 Зачисление в учреждение

Выявление и первичная оценка (стандарты и механизмы)

Муниципальные или региональные структуры социального обеспечения, образования, здравоохранения, центры занятости и другие организации будут, вероятнее всего, направлять подростков в Центр, естественно, по рекомендации ПМПК или консультативных комиссий медицинской экспертизы. Родители и сами будут пытаться устроить своих детей в Центр.

Наиболее вероятно, что правила приема будут вырабатываться региональной администрацией. Для приема потребуется подать следующий комплект документов:

Направление от организации
Подробная биография
Свидетельство о рождении или паспорт со штампом прописки
Документ с места предыдущей учебы
Рекомендательное письмо от школы или с места работы
Документ о составе семьи
Личная карта реабилитации
Свидетельство об инвалидности
Заключение консультативно-экспертной комиссии медицинского учреждения о причинах направления в Центр
Несколько фотографий, форма №286 и результаты медицинских анализов

Состав документов для сирот может несколько отличаться от приведенного ранее, и включать справки органов опеки, подтверждающие, что кандидат действительно является сиротой; что после окончания учебы в Центре у него будет свое жилье; о результатах обследования будущих жилищных условий; а также справку с подробной информацией о ребенке из приюта, в котором он/она воспитывались.

Организация и процесс принятия решений о приеме в учреждение
Решение о зачислении на учебу в Центр должна принимать приемная комиссия, в состав которой входят преподаватели из блока профессионального обучения и консультанты, назначаемые руководителем управления/отдела социального обеспечения. На практике прием осуществляется один раз в год, в начале учебного года, поскольку организовать этот процесс по-иному достаточно сложно. Сначала приемная комиссия изучает представленные документы, затем проводит собеседование с кандидатом, после чего выносит свое суждение.

На схеме ниже представлена структура собеседования, позволяющего выявить интересы и способности кандидата с умственной отсталостью. В ходе собеседования действительно стоит использовать предлагаемые методы и нормы, поскольку они позволяют лучше оценить кандидата и его/ее способности к профессиональному обучению.

Качества молодого человека:

Оценка личностных характеристик, степени развития социальных навыков, познавательных характеристик, уровня физического развития.
Что он думает о работе, проверка интереса к тому или иному виду труда, образование, образ жизни

Краткая информация, указывающая на обучаемость и поведение молодого человека:

медицинские данные
справка о специально/психосоциальной терапии

    данные о результатах психоневрологического обследования
    дидактический уровень

Личное функционирование:

оценка социально-эмоциональных характеристик: отношения с другими людьми, легкость/уход от установления контактов, отношение к правилам, степень самоуважения, уверенность в себе, страхи, уязвимость, способность защитить себя;
оценка практической и социальной самостоятельности: в какой степени подросток способен жить в кругу семьи и в обществе?
Информация о времяпрепровождении: хобби, друзья. Требуется ли ему/ей помощь?
Оценка аспектов отношения к работе: краткое описание мотивации, темпа работы, зависимый/зависимость, планирование

Некоторые ситуации и контакты с родителями:

Условия для поддержки: какого уровня помощь требуется?

    Психолого-дидактическая (учебная)
    Специалистов-медиков
    Изменение установок (по отношению к работе)
    Социально-эмоциональная
    Независимость.

Во избежание неопределенности решение о зачислении должно приниматься быстро. После принятия решений о зачислении для каждого обучающегося составляется индивидуальная программа работы, в которой фиксируются цели, форма профессионального обучения, средства помощи и достигнутые успехи в будущем. Желательно хранить эту информацию о ребенке в электронном и печатном видах, что облегчает контроль за его развитием. Данная программа работы ежегодно пересматривается. Это система регистрации, в которую на регулярной основе вносятся данные о каждом зачисленном в Центр подростке (например, результаты первичной оценки подростка, принятый индивидуальный план, назначения, результаты и т.п.).

Подготовка клиента к пребыванию в Центре

а) Ознакомление учащегося и его родителей с Центром

На заключительных этапах подготовки подростка к приему в Центр предлагается провести информационную беседу с молодым человеком/девушкой и его/ее родителями. В процессе беседы родители и ребенок получают более подробную информацию о Центре, задают интересующие их вопросы и высказывают свои опасения. А специалисты и руководители Центра подробно рассказывают о своем учреждении и принятой в нем методике работы.

б) Подписание договора

Родители и/или учащийся (если его возраст делает его правомочным заключать договоры от своего собственного имени) заключают типовой договор между Центром и учащимся, в котором излагаются права и обязанности Центра и молодого человека.

в) Формирование плана работы

Центр начинает свою работу с составления индивидуальной формы обучения (плана работы). План для каждого учащегося составляется группой специалистов (врач или медицинская сестра, психолог, социальный работник, ответственный за работу с учащимся) сразу же после подписания договора. Эти специалисты должны сообща принимать решения относительно уровня развития обучающегося. Процесс обучения каждого подростка сверяется с индивидуальными планами, подготовленными с учетом его потребностей (к примеру, можно использовать индивидуальную карту процесса реабилитации), в которых фиксируется вся актуальная информация об обучающемся со дня зачисления до дня выпуска. Важно отслеживать успехи учащегося и процесс реабилитации в следующих четырех важнейших областях: медицинская, психологическая, социальная и профессиональная.

Если подростка приняли в Центр, но он не проявляет интереса к избранной профессии в первые месяцы обучения, его/ее можно направить в отдел профессиональной ориентации для того, чтобы позволить ему выбрать другую профессию и остаться в Центре.

Если во время собеседования не удалось выявить производственные наклонности и интересы кандидата, то его/ее можно направить в отдел профессиональной ориентации, где учащемуся в течение 6-12 месяцев будет предоставлена возможность познакомиться с разными специальностями, которым обучают в Центре, после чего он может выбрать подходящую для себя. Отчисленных студентов можно направлять в другие профессиональные учебные заведения, в большей степени соответствующих по профилю их интересам, или в службу занятости.

V.2 Планирование услуг Центра

Планирование предлагаемых Центром услуг следует начинать на самых ранних этапах стратегического планирования. Этот план представляет собой некую схему функционирования Центра: - он должен быть конкретным, и содержать информацию, начиная с видов предлагаемого обучения, способов его финансирования, механизмов оценки и анализа.

Стандарты планирования

Специалисты и администрация Центра вместе с Консультативным советом принимают решение о конкретных административных и рабочих стандартах, которыми должен руководствоваться Центр. К числу таких стандартов относятся: типы обучения (модули); информация о том, как разные изучаемые дисциплины соотносятся друг с другом; график работы по каждому модулю; типы используемых механизмов мониторинга и оценки (временные рамки, людские ресурсы, финансовые средства); виды обучения, применительно к которым сотрудникам, возможно, потребуется повысить свой технический и профессиональный уровень.

Организация процесса планирования

Для обеспечения плавного протекания процесса планирования рекомендуется на самом раннем этапе выделить для этого необходимые людские ресурсы, время и средства, а также назначить координатора процесса планирования. Задачи по планированию необходимо распределить между различными участниками процесса, включая, к примеру, Консультативный совет, специалистов и администрацию, которым следует работать при содействии родителей или родительских ассоциаций. На этом этапе следует выполнить несколько задач, например, разработать и составить учебный план, процедуры оценки, провести планирование услуг, предоставляемых в рамках учебных блоков, а также учебных процедур для клиентов.

Каждый этап процесса планирования должен иметь четко определенные стадии, включая начальную, собственно реализации и оценки. Однако важнейшим моментом процесса планирования является составление конкретного перечня заданий, которые предстоит выполнить, распределение обязанностей, связанных с выполнением этих заданий, а также виды ресурсов (технические, финансовые), которые могут потребоваться для этого.

Ниже представлены рекомендуемые этапы составления учебного плана:

определение групп обучающихся и их взаимодействие;
определение порядка и характера уроков;
определение стратегий, методов и тактики проведения уроков;
определение инструментов, которые будут использоваться при этом (средства, инструменты, материалы и т.п.).

V.3 Услуги и методы

Стандарты/методики
В качестве учебной программы Центру рекомендуется использовать модульное общее и профессиональное обучение. Этот новый метод обучения уже успешно применяется в ряде российских центров профессиональной реабилитации инвалидов, а также положительно зарекомендовал себя во многих западноевропейских странах, взявших этот метод на вооружение.

Длительность учебных модулей может быть разной. Некоторые из них могут быть краткосрочными (к примеру, 6-месячный курс), а другие продолжаться в течение целого года. Важно чтобы, по крайней мере, один модуль включал в себя некий набор обязательных элементов, которыми овладевают все учащиеся Центра, а другие модули содержат факультативные элементы. Каждый учащийся обязан полностью овладеть всеми обязательными элементами программы, и перейдет к другому модулю, только если проявит интерес и продемонстрирует способности к овладению определенной профессией.

Одним из основных преимуществ модульного обучения является то, что он позволяет работать с каждым учащимся индивидуально. Учащийся остается в рамках модуля ровно столько, сколько ему/ей требуется для овладения навыками и знаниями, предусмотренными данным конкретным модулем. Учащихся не торопят переходить на другой уровень только потому, что для этого пришло время. Самым главным при модульном обучении является индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также принятие темпа обучения, посильного для каждого подростка.

Еще одним преимуществом модульного обучения является возможность объединения теории и практики. В связи с тем, что у большинства учащихся Центра будут отмечаться разные степени умственной отсталости, важно выделять в учебном плане меньше времени на теорию (примерно 30%) и больше на овладение практическими навыками (примерно 70%). Модульное обучение используется в ситуациях, в которых теория и практика тесно переплетаются, но где основное внимание уделяется формированию навыков. Это, прежде всего, такие практические навыки и знания, как умение выполнять неквалифицированную работу, работать по хозяйству внутри и вне дома, навыки самообслуживания (стирка, личная гигиена, уборка, умение вести себя в коллективе и т.п.).

Процесс модульного обучения позволяет учащимся лучше понять процесс обучения с помощью разнообразных наглядных пособий. К примеру, годовой план для каждой профессии и курса можно поместить на стене классной комнаты/мастерской так, чтобы каждый учащийся видел, где он/она находится в настоящее время, и каким будет следующий модуль. Для лучшего визуального восприятия годовой план можно также выполнить в цветах.

Разные цвета можно также использовать для отображения учебных материалов модуля. Например, учебное руководство (изготовленное в виде папки), вручаемое каждому учащемуся, может содержать цветные закладки, разный цвет которых означает элементы обучения (например, предметы, обязательные для всех учащихся по данной профессии, формы обучения для очень медленно соображающих учащихся, для отстающих и для студентов с небольшими отклонениями психического развития).

В заключение можно сказать, что модульная форма обучения исключительно полезна тем, что:

дает возможность каждому студенту учиться с приемлемой для него скоростью;
позволяет обеспечить дополнительную четкость в процессе учебы;
больше внимания тем, кому это действительно требуется;
обеспечивает интересную форму представления материалов;
дает в руки преподавателей структуру, позволяющую тратить меньше времени на подготовку к урокам.

В России модульное обучение все еще является новым методом обучения умственно отсталых подростков и, как следствие, процесс его внедрения не будет легким. Но самое главное, он требует наличия людей (на всех уровнях организации и на региональном уровне), действительно желающих использовать данный метод обучения, искренне верящих в него, и хорошо представляющих себе его сильные и слабые стороны. Для его внедрения, возможно, потребуется организовать переобучение существующих специалистов и подготовку новых.

Этапы обучения

В зависимости от конкретных потребностей учащегося Центра можно реализовывать различные этапы общего и профессионального обучения. Например:

Фаза адаптации: молодые люди, еще не готовые к профессиональному обучению, проходят специально составленную программу подготовки. Их можно обучать базовым навыкам ухода за собой и самоуважения; им также предлагается выбрать специальный курс для овладения профессиональными навыками, для чего проводятся тесты на профессиональную пригодность. В ходе курса обучения инструктор оценивает способность молодого человека выполнять ту или иную работу. Это мнение инструктора, вместе с пожеланиями самого обучающегося, учитывается при принятии окончательного решения о переходе к этапу профессионального обучения.

Курс профессионального обучения: он формируется на базе предыдущего опыта учреждения и реализуется с учетом требований стандартов начального профессионального образования. Обучение проводится по конкретным специальностям, и предлагается учащимся, овладевающим своей первой профессией.

Курс обучения после овладения профессией: предназначен для молодых людей, завершивших свое обучение, но у которых нет ни работы, ни жилья. Они имеют возможность повышать свой профессиональный уровень, работая какое-то время в мастерских Центра, пока решаются их социальные/жилищные проблемы.

Опека после окончания профессионального обучения: представляет собой еще один вариант реабилитации по завершении профессионального обучения, когда производственный наставник какое-то время (2-3 месяца) обучает молодого человека на рабочем месте, чтобы "подтянуть" его до требований различных сторон (включая работодателя). Однако на практике данный метод реабилитации может оказаться трудным, так как требует наличия дополнительных работников (Центру придется нанимать и, возможно, обучать производственных наставников).

V.4 Услуги и работа после определения формы опеки

Опека по окончании обучения (типы услуг)
Об услугах после окончания учебы необходимо также думать на ранних стадиях процесса планирования. План такого рода услуг представляет собой долгосрочную программу действий, включая меры, тесно привязанные к наличию тех или иных рабочих мест на рынке и будущей производственной деятельности выпускников. Важно производить оценку учебного плана и вносить в него необходимые коррективы с учетом спроса на рынке труда на те или иные профессии, делать его более практичным с точки зрения трудоустройства выпускников и максимально учитывающим потребности частных предприятий. Центру следует шире привлекать к своей работе работодателей (например, обмен данными, касающимися выпускников) и поддерживать постоянные контакты с потенциальными работодателями.

а) Постоянные услуги
Центр может предложить несколько видов поддержки и последующей опеки своим выпускникам.
Одним из нововведений, касающихся последующей опеки, практикуемым в некоторых центрах профессиональной реабилитации для подростков-инвалидов, является создание блока опеки выпускников. Краткое описание его работы дано ранее. Этот блок предназначен для работы с подростками, которые закончили обучение, но которым некуда идти. Им предоставляется возможность остаться в общежитии и работать в Центре. Они оплачивают место в общежитии и питание из своей зарплаты. Преимуществом такой формы последующей опеки является то, что она позволяет осуществлять "мягкий" переход учащегося от профессионального обучения на рынок труда. Однако у такого подхода имеется и свой недостаток, поскольку молодой человек продолжает находиться в условиях учебного заведения, не имея возможности вести самостоятельную жизнь. Другим недостатком является то, что по мере развития Центра будет все меньше возможностей для предоставления места в общежитии все новым и новым выпускникам и для обеспечения их работой. В качестве промежуточного решения данная инициатива может оказаться приемлемым вариантом последующей опеки, но в долгосрочном плане она представляется слишком дорогостоящей и, возможно, даже контрпродуктивной.

Будет лучше, если в качестве одного из элементов своей работы Центр будет предоставлять учащимся консультативные услуги по вопросам занятости. Центр может иметь штатного сотрудника (к примеру, психолога, занимающегося профессиональной ориентацией), который будет отвечать за вопросы трудоустройства подростков и выступать в качестве индивидуального наставника. В частности, он может отвечать за налаживание и поддержание контактов с потенциальными работодателями, консультировать выпускников о работе служб занятости и имеющихся рабочих местах, об услугах, которые им полагаются, и способах их получения. Таким образом, Центр будет заниматься не только официальным трудоустройством своих выпускников, но и гораздо легче осуществлять их последующее сопровождение.

Взаимодействие Центра и Государственной службы занятости представляет собой еще один метод последующей опеки и изыскания возможностей трудоустройства выпускников Центра. При этом служба занятости будет обязана резервировать вакансии для выпускников, помогать инвалидам в нахождении и организации рабочих мест в соответствии с полученной специальностью и наклонностями, участвовать в финансировании курсов переподготовки персонала Центра и т.п. Однако такой тип партнерства будет гораздо эффективнее, если в большем числе российских регионов появятся законы, запрещающие дискриминацию и стимулирующие прием на работу инвалидов. И если такие законы будут приняты, то у данной инициативы появятся прекрасные перспективы.

Сопровождение (временные рамки, обязанности, учет и т.п.)
В Центре необходимо наладить систему постоянного сопровождения выпускников. Эта работа служит источником ценной информации, позволяющей вносить изменения в характер и форму предлагаемых услуг, и отрабатывать способы консультирования по вопросам занятости. Сопровождение может строиться на основе анкет или опросов выпускников. Анкеты можно направлять выпускникам (или их родителям) или в учреждение, в котором они работают, через шесть месяцев после окончания учебы в Центре. Другой формой сопровождения являются посещения выпускников на дому. Специалисты Центра могут выезжать в места проживания или работы выпускников, помогая им в решении тех или иных вопросов, которые могут возникнуть при переезде выпускника из одного дома в другой или при переходе с одного места работы на другое. Сопровождение должно быть систематическим, позволяющим следить за тем, что переход к самостоятельной жизни оказался успешным. Важно также аккуратно фиксировать и анализировать полученные от выпускников данные, что позволит учиться на собственном и их опыте.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.