НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Модель профессионального обучения и развития жизненно-важных навыков для детей с отставанием в психическом развитии

VIII Качество и результаты

VIII.1 Задачи по вопросам качества услуг
Исключительно важным для анализа результатов реализации модели и последствий этого с точки зрения успехов учащихся, а также изменений модели в будущем, является создание системы мониторинга и оценки эффективности модели, используемой в Центре. Применительно к выпускникам с отклонениями психического развития, эффективность модели невозможно оценить только по результатам их трудоустройства. Поэтому необходимо иметь комплексную, многоуровневую систему контроля, мониторинга и оценки качества услуг, предоставляемых Центром, а также результатов оказания этих услуг. Систему оценки следует разрабатывать параллельно с другими мероприятиями на ранних этапах планирования деятельности Центра.

а) Эффективность общего и специального образования
Качество профессионального обучения в Центре и успехи учащихся можно оценивать несколькими способами. Самый простой заключается в проведении экзаменов в конце года, на которых учащимся выставляют оценки по школьным предметам и специальным дисциплинам. В течение года можно также периодически проводить тесты и контрольные работы, позволяющие оценивать уровень успеваемости учащихся. Менее очевидные аспекты обучения можно оценивать с помощью простых вопросников и в дискуссионных группах, адаптированных к целевой группе. Анкеты и группы, прежде всего, преследуют цель определения психологического, поведенческого и социально-эмоционального уровней умственно отсталых подростков, как, например, радость от пребывания в Центре, уровень удобств, уровень интереса/энтузиазма, появляющегося в результате обучения. Преподавателей также следует поощрять к тому, чтобы они высказывали свои соображения о том, как можно улучшить различные аспекты системы профессионального обучения.

б) Качество процесса обучения
Для оценки качества обучения при отборе преподавателей для Центра следует использовать определенные критерии. В соответствии с законодательством мониторинг качества учителей должно осуществлять управление образования города или региона, в котором находится то или иное профессиональное учебное заведение. Однако не совсем ясно, в какой степени это осуществляется на практике. Поэтому Центру лучше создать свою собственную систему мониторинга качества, что позволит обеспечить качественную работу его преподавательского состава. Учителей можно контролировать постоянно, но ненавязчиво. Это могут быть периодически проводимые открытые уроки в присутствии коллег и представителей администрации, которые могут наблюдать за работой преподавателя непосредственно в процессе работы с детьми. Учителя обязаны также постоянно подтверждать наличие у них необходимых знаний, и использовать возможности для повышения своей квалификации.

в) Эффективность учебных материалов
Важным элементом комплексной системы оценки качества работы Центра является проверка качества и эффективности учебных материалов и учебного плана. Поскольку, вероятнее всего, в Центре будут использоваться новейшие методы обучения (типа модульного обучения), требующие специфических учебных материалов и учебного плана, сложно сказать, требованиям каких стандартов должны отвечать учебные материалы/учебный план. Пока еще не существует государственных стандартов таких учебных материалов/учебного плана. В большинстве случаев Центры подобного типа будут разрабатывать свои собственные материалы, исходя из собственного опыта, а также информации, которую они получат от других подобных центров.

VIII.2 Критерии оценки результатов услуг

Систематически оценивать также необходимо и результаты оказания услуг. Однако критерии оценки результатов обучения в Центре могут быть разными в зависимости от типа обучения, и поэтому оценивают их по разному. В данном случае Центру необходимо решить, какие результаты будут оцениваться в нем и каким образом.

Результаты услуг могут ощущать отдельные люди (учащиеся и их родители), общество и работодатели, и они могут оцениваться в кратко- и долгосрочной перспективе. Однако некоторые результаты услуг можно оценивать более объективно (то есть на основе статистических данных). Это, к примеру:

Количество выпускников Центра, нашедших работу по специальности.
Количество выпускников Центра, нашедших свое место в обществе, даже если он/она работает не по специальности.
Количество учащихся, которых привели в Центр родители после того, как узнали об успехах Центра (то есть добрая молва).
Количество положительных отзывов об услугах Центра со стороны работодателей - удовлетворенность работодателей.

Однако имеются результаты оказания услуг, не поддающиеся оценке, но существующие на психологическом и социально-эмоциональном уровнях. Это следующие результаты:

Возросшая самостоятельность, уверенность в себе и самоуважение, как следствие учебы в Центре.
Позитивные установки/энтузиазм по отношению к работе как следствие учебы.
Более нормальная обстановка в семье и хорошие отношения с родителями, как результат реабилитации.
В результате модельного обучения появились друзья и хобби.

Такие результаты можно измерять следующим образом:

Распространение вопросников и анкет среди учащихся, родителей и работодателей, позволяющих налаживать обратную связь о работе Центра и его программ обучения.
Проведение формальных/неформальных интервью с представителями ранее упомянутых групп.

VIII.3 Система повышения и обеспечения качества

а) Организация работы по управлению качеством
Управление качеством является краеугольным камнем Центра, во многом определяющим успех его начинаний. Чтобы следить за качеством общего образования и специального обучения, в Центре необходимо с самого начала наладить процесс регулярного сбора данных об успехах обучающихся, о качестве обучения и т.д. Успешная организация системы управления качеством предполагает создание организационной системы, способствующей разделению обязанностей среди персонала Центра, а также выработке конкретных стандартов качества. При создании такой системы важно помнить о том, что в основе системы управления качеством должна находиться ориентация на клиента (умственно отсталых подростков).

Результаты услуг необходимо проверять на регулярной основе (1 или 2 раза в год), сравнивая их с целями, поставленными на начальных этапах планирования. Результаты можно отслеживать путем проведения оценок собственными силами или внешними проверяющими. Однако решение о проведении оценок необходимо принимать как можно раньше, поскольку это требует людских и финансовых затрат. Как следствие, в Центре должны быть ответственные из числа персонала, занимающиеся вопросами периодической оценки качества путем опросов клиентов, родителей и работодателей.

Большое значение вопросам управления качеством должно придаваться на всех уровнях Центра, и руководство этим процессом является важнейшим элементом системы. Руководство должны осуществлять не только директор Центра, но и руководители отделов и обслуживающий персонал (например, медицинские сестры). Директор осуществляет общее руководство и стимулирует к этому весь персонал, доводя до них информацию о миссии, ценностях и стратегии Центра.

И, наконец, если вопросы качества овладеют умами сотрудников всех уровней, то это будет существенно способствовать успешной работе Центра. Для этого требуется групповая работа, принятие на себя ответственности, четкое руководство и стандарты, использование оценок, вознаграждений и признания персонала, а также открытое обсуждение ошибок и сделанных выводов на всех уровнях Центра.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.