НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Модель развития семейных форм устройства и поддержка семьи

Введение

За последние 10 лет в России становится все больше и больше беспризорных и безнадзорных детей. Эта тенденция не обошла стороной и Лангепас. Анализ работы Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Бельчонок" подтверждает, что с момента создания учреждения (1997 г) и по настоящее время количество детей, оказавшихся в трудной ситуации, постоянно растет.

Наметился устойчивый рост количества воспитанников, чьи родители не выполняют свои обязанности; лишены родительских прав; а также детей, поступивших в центр по личному заявлению ребенка или временно по заявлению родителей. Появились дети, самовольно ушедшие из дома, не проживающие в нашем городе, в основном из южных республик СНГ, чего раньше не наблюдалось. Увеличивается поступление детей в возрасте 16-17 лет с крайне выраженной социальной дезадаптацией. Это свидетельствует об ухудшении обстановки в семьях и росте количества неблагополучных семей, которые и являются основными поставщиками социальных сирот. За 5 лет работы учреждения количество воспитанников увеличилось почти в 4 раза. Данный факт можно объяснить разными причинами:

Экономическое расслоение общества на очень бедных и очень богатых.
Незащищенность бедных слоев населения, неуверенность их в завтрашнем дне.
Отсутствие знаний своих прав и возможностей получения помощи в различных структурах города, зачастую нежелание получить такие знания и даже обращаться за помощью.
Как правило, низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление ими спиртными напитками, а в последнее время и употребление наркотиков.
Отсутствие перспективы улучшения материального положения семьи и эмоционально-психологического климата законным путем, отсюда криминализация, как родителей, так и детей.
Большую роль в стремительном распаде семей играет "идеологический" (нравственный, духовный) фактор, в частности:
    Принижение роли семьи и ребенка в обществе (обилие рекламы внебрачных связей, беспорядочной половой жизни и др.)
    Частичная утрата национальных традиций семейной жизни, представлений о семье, семейных ролях и функциях, иерархии семьи и взаимоотношений ее членов.
    Пропаганда иной модели семьи и взаимоотношений ее членов.
    Пропаганда молодежным телевидением у детей образа жестокости, культа силы, безжалостности.
Немаловажную роль играет и то, что город Лангепас расположен на севере Тюменской области и получил статус города в 1985 году:
    На север люди приезжают на определенный период времени с целью подзаработать, но вынуждены оставаться надолго, фактически не достигнув своей цели.
    Ханты-Мансийский автономный округ - экономически благополучный и достаточно стабильный регион в России, отсюда большая миграция населения как из России, так и из других государств, особенно Закавказья и Средней Азии.
    Отсутствие близких связей с родственниками, которые у большинства остались на "большой земле", следовательно, отсутствие их помощи и поддержки.
    Этим же зачастую обусловлено нарушение связей между поколениями (в большинстве своем семьи нуклеарные), что также предполагает отсутствие или сокращение до минимума поддержки со стороны бабушек и дедушек. Иногда такие связи практически полностью разрушены, и бабушки/дедушки даже не знают о существующих проблемах ребенка.

Проблема социального сиротства, к сожалению, становится все более острой и требует к себе пристального внимания. Дети, лишенные нормальных условий воспитания и развития, а самое главное, нормальных взаимоотношений в семье, страдают больше всего.

Искажения психического развития ребенка особенно ярко выражены у детей из кризисных и асоциальных семей в связи с большим "стажем" пребывания ребенка в неблагоприятной ситуации, увеличивающейся социально-педагогической запущенностью, накоплением нерешаемых эмоциональных проблем, снижением познавательного интереса, формированием специфических черт личности. Лишенные ласки и заботы, подчас подвергаемые физическим страданиям и унижениям, эти дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально недоразвитые или даже эмоционально искалеченные, с ненавистью и обидой на весь мир, с сформированной отчужденностью от мира взрослых, неприятием норм и традиций общества, хорошей адаптированностью к условиям, в которые их поставила жизнь.

Основная часть детей, находящихся в приютах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних из семей с асоциальным образом жизни и асоциальными установками. Слишком очевидны детские беды и безнадежное положение их семей. Ребенок, лишенный положительного опыта семейной жизни, деформируется как в личностном, так и в индивидуальном развитии. Поэтому в социальной работе учреждения особое место занимает поиск возможностей получения каждым ребенком опыта жизни в семье.

Сегодня в России распространены две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. Интернатная (детские дома - они могут быть как государственные, так и негосударственные, школы-интернаты, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
  2. Семейная (семейные детские дома, приемные семьи, SOS детские деревни, семейные воспитательные группы учреждений социальной защиты, патронатные семьи учреждений образования).

Так сложилось, что проблемами семьи и детей в России занимаются учреждения нескольких министерств и ведомств (здравоохранения, МВД, образования, социальной защиты и др.). Каждое министерство курирует только свою, узко ведомственную проблему. Но особенность неблагополучных семей в том, что каждая из них имеет целый комплекс проблем, вызванных различными стресс-факторами со стороны родителей, детей или социальной ситуации как вместе, так и порознь. Эти люди, как правило, уже перестали бороться за себя и свою семью, поэтому просто не идут к специалистам. Для разрешения проблем одной конкретной семьи необходима координация действий многих учреждений, а самое главное - необходимо учреждение, которое взяло бы на себя комплексную, координирующую работу с семьей в целом.

В этой ситуации особенно актуальной становится проблема организации работы по профилактике социального сиротства, которая включала бы в себя:

    более активное выявление детей и семей, нуждающихся в помощи, на более ранней стадии неблагополучия (так называемые внешнеблагополучные семьи);
    организация помощи (социально-правовой, медицинской, психологической, психотерапевтической, педагогической и других видов) с целью стабилизации обстановки, улучшения детско-родительских отношений, межличностных взаимоотношений и микроклимата в семье;
    при необходимости координация деятельности разных учреждений с целью решения проблем данной семьи.

Тогда ребенок сохраняется в семье, работа специалистов направлена на одновременное оказание помощи и родителям, и детям.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.