НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Модель развития семейных форм устройства и поддержка семьи

I Миссия, задачи и принципы работы учреждения

I.1 Миссия Центра

Оказание всесторонней и максимально возможной помощи и поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Профилактика социального сиротства путем сохранения ребенка в кровной семье либо (при отсутствии таковой) организация проживания его в замещающей семье.

I.2 Цели и задачи

К числу важнейших целей учреждения относятся:
Социальная защита,
медико-психолого-педагогическая реабилитация,
социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Эти цели конкретизируются в следующих задачах:

  1. Создание семейных групп, организация процесса воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и организация социального сопровождения семейных групп.
  2. Сохранение прежних и моделирование новых детско-родительских отношений в сознании ребенка, помощь родителям в осознании необходимости их участия в воспитании ребенка и в решении собственных проблем.
  3. Организация работы, направленной на сохранение либо восстановление кровной семьи, помощь в поддержании в ней стабильной ситуации с последующим возвращением ребенка родителям.
  4. Организация процесса адаптации ребенка к новому коллективу, новым требованиям, создание доброжелательного микроклимата в группах, личностно-ориентированный подход к ребенку.
  5. Психолого-педагогическое и медицинское обследование детей, направленное на определение уровня их развития и установление форм и причин социальной дезадаптации, а также возможных путей коррекции.
  6. Создание системы воспитательных мероприятий, направленных на психолого-педагогическую и социальную коррекцию, реабилитацию и развитие личности детей с учетом индивидуального подхода к воспитанию ребенка.
  7. Социализация личности воспитанника (создание условий, максимально приближенных к реальной жизни: проживание в замещающей семье, привитие навыков планирования, самообслуживания, самоконтроля поведения, взаимодействие с внешним миром и т.д.; ранняя профориентация; предоставление возможности самостоятельных заработков и самостоятельного их расходования).
  8. Социальное сопровождение выпускников (сохранение "родственных" связей с учреждением; семейной группой, помощь в продолжение воспитания и образования выпускников; курирование условий их жизни и деятельности).
  9. Организация лечения и оздоровления детей, формирование навыков здорового образа жизни.

Клиенты Центра

Клиентами Центра являются:
дети, оставшиеся без попечения родителей,
дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию,
семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию,
выпускники Центра,
бывшие воспитанники Центра, возвращенные в кровные семьи после стабилизации обстановки,
семьи, в которые эти дети возвращены.

I.4 Виды оказываемых услуг и направления деятельности Центра

Виды услуг:

социально-бытовые (обеспечение проживания, питания и др.)
медицинские (комплексная оценка состояния здоровья, меры по сохранению и восстановлению здоровья),
социально-педагогические (социальная и педагогическая реабилитация ребенка, работа с родителями),
социально-психологические,
социально-правовые (защита прав и интересов ребенка)

Также определены следующие направления деятельности:

  1. воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных воспитательных группах,
  2. защита прав и интересов воспитанников центра,
  3. социальное сопровождение выпускников Центра,
  4. работа с неблагополучными семьями, чьи дети воспитываются в учреждении,
  5. контроль за семьями, чьи дети воспитывались в учреждении и возвращены родителям в связи с нормализацией обстановки в семье.

I.5 Принципы работы и ценности Центра

Персонал Центра заботится о благосостоянии (физическом, психологическом и психическом) находящихся у них на воспитании детей. Сотрудники строят свою работу исходя из убеждения, что ребенок - это личность. Он имеет право быть таким, какой он есть. И задачей специалистов является не перевоспитание ребенка, а формирование у него мотивов и потребности к изменению себя как индивидуальности, личности; условий, в которых он проживает; взаимоотношений с окружающими; создание условий максимально способствующих этим изменениям.

Они убеждены, что ребенок должен иметь свое мнение, а также имеет право высказать его и быть услышанным, даже если оно существенно отличается от мнения специалистов. Поэтому очень важно участие ребенка в оценке уровня его развития, составления программы реабилитации и планов работы с его родной семьей, формирование у него новых мотивов и ценностей без критики уже существующих.

Трудно преувеличить ценность семейного воспитания. Его уникальность и основное отличие от коллективного (интернатного) воспитания в том, что в семье воспитывает все:
воспитатели семейных групп (родители), дети, родственники;
сложившиеся в семье взаимоотношения;
система ценностей и отношений с внешним миром;
неформальный, активный процесс постановки целей и их достижение;
ребенок становится полноправным членом семьи, вместе с другими ее членами он встречает радость или преодолевает возникающие проблемы;
искренняя заинтересованность воспитателей семейных групп и членов их семей в ребенке и его достижениях.

Свою задачу коллектив видит в том, чтобы в конечном итоге воссоединить ребенка с его/ее семьей. Персонал твердо убежден в том, что ребенок должен воспитываться в своей родной семье или в условиях, приближенных к семейным. Для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог создать свою собственную семью, он должен иметь положительный опыт семейной жизни.

Кроме того, коллектив искренне верит, что оказание ранней помощи ребенку и его семье является эффективным средством предупреждения социального сиротства, потому что:

  1. Наиболее щадящее по отношению к ребенку и родителям (не наносится психическая травма при разлуке с родителями и помещении ребенка в интернатное учреждение);
  2. Родители еще в состоянии давать критическую оценку сложившейся ситуации и делать попытки ее изменения;
  3. Социально-педагогическая запущенность ребенка выявляется на ранней стадии, поэтому больше возможностей ее преодолеть;
  4. Экономически наименее затратно.

Также они уверены в том, что связь ребенка с родителями не должна прерываться даже при лишении последних родительских прав, ибо сохраняет надежду у детей и взрослых на возможные положительные изменения, а также создает предпосылки и позволяет замотивировать родителей на изменение образа жизни и попытки восстановления в родительских правах. За последние годы двое родителей восстановились в родительских правах, и 4 ребенка возвратились в свои родные семьи. Также сохранение доброжелательных связей с такими родителями позволяет ребенку менее болезненно адаптироваться к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения. А это очень важно, ибо часть выпускников центра возвращаются в квартиры, где живут их родители.

I.6 Нормативно-правовая база

Деятельность Центра регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Семейный кодекс РФ
  3. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания РФ" ФЗ № 195 - 95
  4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ФЗ № 120-99
  5. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12. 1996 № 159
  6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерного положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" от 27.11.2000 № 896
  7. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специализированных учебно-воспитательных и иных учреждений" от 26.10.2000 № 822
  8. Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20. 06. 1992 № 409
  9. Постановление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" от 29.03.2002 г. № 25.
  10. Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты учреждения.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.